kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по музыке «Великий колокольный звон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Великий колокольный звон»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Цель: раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Задачи:

-духовно-нравственное воспитание детей;

-приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства - музыке, литературе,живописи.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию, умение слушать вопросы и отвечать на них;

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по музыке «Великий колокольный звон»»

Конспект «открытого» урока музыки по теме

«Великий колокольный звон»

Место проведения: Сокуровская СОШ им Г.Р.Державина

Дата проведения: 18.11.2021

Классный руководитель:Сафина Л.Р.

Предмет: музыка

Класс: 2Б класс

Тема урока: «Великий колокольный звон»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, звуковая колонка,дидактический материал, раздаточный материал.

Портреты композиторов: М. П. Мусоргского, С. Прокофьева;

Цель: раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Задачи:

-духовно-нравственное воспитание детей;

-приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства - музыке, литературе,живописи.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию, умение слушать вопросы и отвечать на них;

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов;

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения;

Личностные: формировать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, прививать художественный вкус к разным видам искусства.

Музыкальные материалы:

«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;

колокольные звоны: благовест, трезвон, набат;

«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева;

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Песня «Наш край»

Основные понятия темы: колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонарь, колокольня, импровизация.



























Ход урока

I Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Звучит песня «Прогулка» М. Мусоргского

«Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой,

Друзья, поздравляем с началом урока.

Здравствуйте, наши уважаемые гости! (дети встают приветствуют гостей)

II Мотивация. (самоопределение) к учебной цели.

«Звучит Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон».

- Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?

(Это был колокольный звон.)

- А вспомните, где еще можно услышать колокольный звон?

(Его можно услышать в церкви, на улице, по телевизору.)

- Правильно. Сегодня наш урок будет посвящен этому замечательному явлению -колокольному звону. Сегодня на уроке мы познакомимся с колокольными звонами, послушаем их, узнаем когда и как они были созданы. Узнаем, в каких произведениях русских композиторов мы можем встретиться с ними.

-Давайте разберемся, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да)

- Почему? (Потому, что он исполняет мелодию)

-Правильно,а так же задает ритм. А как вы думаете, этот инструмент, когда был создан?(Давно)





III Актуализация знаний.

- Скажите, кто из вас знает, как появились колокола? Послушайте.

По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за целебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Как вы думаете, какой?(Колокольчик)

- Да, действительно. Монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

В каком же городе появились первые колокола?

Впервые колокольные звоны появились в 13 веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой)

- Вы знаете, колокола называют русским чудом, это часть русской культуры, это голос нашей Родины.

«Колокольные звоны плывут над Россией,

Разгоняя все беды, над раздольем летят.

Колокольного звона, не сыщешь красивей,

Об истории русской звоны те говорят.»

- Ребята, а как вы думаете, всегда ли одинаково звучат колокола?

(Нет, по-разному.)

- Совершенно верно, колокола звучат по-разному. Они рассказывают людям о тревогах, радостях, сообщают о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: благовест, трезвон, набат.

- Благовест – значит благая весть, это значит добро, радость, счастье, мир, покой,праздник.

- Благовест - это ровные удары в один колокол.. Послушайте, как звучит колокол.

Слушание музыкального фрагмента «Благовест».

- Есть ещё звон, называется – Трезвон. Это звон в несколько колоколов, в три приёма; он звучит после благовеста. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот, с различным количеством ударов в каждый колокол.

Внимательно послушайте .

Слушание музыкального фрагмента «Праздничный трезвон»

- Как вы можете охарактеризовать трезвон?

( Трезвон звучит быстрее, в нем есть голоса разной высоты. Создаётся более

торжественное настроение. Музыка громче. Звонят много колоколов

одновременно, создаётся ощущение праздника)

- Молодцы, ребята.

- А если случалась вдруг беда, то били в набат. Как вы думаете, как может звучать набат?

(Тревожно, грозно, страшно, взволнованно)

Набат – это тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара, наводнения или срочной помощи. Давйте мы с вами послушаем.

Слушание музыкального фрагмента «Набат»

- Ребята, скажите, как называется человек, который звонит в колокола?

(Звонарь)

- Как вы думаете, это дело легкое или трудное?

(Трудное)

- Посмотрите, где находятся колокола в храме.

Они помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, устраиваемых в арках крыльца и в самой церкви у западной стороны, или близ храма в особом здании для них, называемом «колокольнях».





IV Физминутка. Ритмическая игра «Весёлый звонарь»

- Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру (учитель создает мелодию из колокольчика,дети повторяют хлопая в ладошки или повторяют мелодию с помощью колокольчиков)

Раздача колокольчиков

-Молодцы ребята!

V Актуализация знаний.

- Одни люди любили звонить в колокола, другие любили слушать эти звоны. И среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения.

-Как называют людей которые сочиняют музыку?(композиторы)

Так известный русский композитор Сергей Прокофьев использовал колокольный звон в своем произведении. Давайте, ребята, внимательно послушаем и определим, какой вид звона использовал композитор?

Слушание музыкального фрагмента «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (раздача карточек-подсказок)

-У вас на столах лежат карточки подсказки ,выберите из перечисленного верные ответы на вопросы.

- Какой вид колокольного звона использовал композитор Сергей Прокофьев в своём произведении?(Набат)

- Почему вы решили, что это именно набат? Какие чувства переданы в этой музыке? (Чувство тревоги, призыва, решительности, уверенности, беспокойности)

- А кроме колокола, что ещё вы услышали? (Ещё звучал хор и оркестр)

- Какой хор звучал в этом отрывке – мужской, женский, детский или сметанный?(Смешанный, потому что слышны мужские и женские голоса)

- В каком темпе? (В быстром.)

- К чему отнесли этот отрывок? Маршу,песне или танцу? (Маршу.)

- Как называется музыкальное произведение, отрывок из которого мы прослушали?(Кантата «Александр Невский»)

- Напомните кто написал эту кантату? (Сергей Прокофьев.)

Слушание музыкального фрагмента «Великий колокольный звон». Из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргский.

Что вы услышали? На что похожа эта музыка?(Звучат колокола, колокольный звон)

Как звучит этот колокольный звон?(Тревожно, взволнованно, величественно, мощно)

Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?(Большие и маленькие)

А как вы догадались?(Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола)

А вы услышали именно колокола?

(Это музыкальные инструменты подражают звучанию колоколов, композитор использует разные тембры музыкальных инструментов, разные динамические оттенки, чтобы был слышен «колокольный звон»)



VI Вокальная импровизация.

Раздать детям четверостишье (дигидон)

- Внимательно послушайте и отгадайте о каком музыкальном инструменте здесь идёт речь?

Трынцы-брынцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы,

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!)

(О колокольчиках)

- Верно. Повторите слова этого четверостишья за мной все вместе хором, старайтесь хорошенько проговаривать каждую букву. Помните, что слова всегда надо произносить очень четко, старательно (только девочки,только мальчики,сместе)

Итак, слова вы запомнили. Теперь предстоит сочинить для них музыку – спеть их.

Подумайте, какой будет музыка? Какой характер будет у песенки? (Весёлый, солнечный, радостный).

Игрой на каком музыкальном инструменте будем сопровождать импровизацию? (На колокольчике)

Учитель импровизирует колоколом песню - дети пропевают.

-Молодцы ребята!



VII Вокально-хоровая работа

Ребята послушайте вступление песни, вспомните какую мы песню разучивали на прошлом уроке и сегодня исполним на уроке. (Наш край)

О чём эта песня? (О нашей Родине – России, о красоте нашей русской природы: лесах, полях, реках, берёзах)

- Да, Россию часто называют «Русь березовая», потому что символами нашей Родины являются березы и рябины.

- Какой у неё характер? (нежный, песенный, ласковый)

-А сейчас мы выполним дыхательную гимнастику. Будем задувать свечи.

-Молодцы.

-Откройте ребята тетради, найдите текст песни которую мы будем исполнять «Наш край».

-Вы большие молодцы!

VIII Подведение итога урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Итак, давайте подведем итог нашего урока.

С чем мы сегодня на уроке познакомились, о чем узнали.

(Знакомились с колоколами, видами колокольных звонов, слушали музыкальные произведения, где композиторы использовали звоны..)

- Какие виды колокольных звонов вам известны? (Благовест, трезвон, набат.)

- Что означает благовест? (Добрая, радостная весть.)

- Когда звучит набат? (Когда горе, нашествие врагов.)

- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (Да.)

- Обладают ли они средствами выразительности? (Да, они передают радость, тревогу..)

- В каких музыкальных сочинениях вам сегодня встречались голоса колоколов?

(В «Александр Невский» и опере «Борис Годунов»)

- Какую песню о нашей Родине мы сегодня пели? («Наш край»)

IX Рефлексия

-У вас у всех на столах есть ноты разных цветов.

Поднимите зеленую ноту если вам было все понятно и у вас хорошее настроение.

Поднимите желтую нотку если остались вопросы.

Поднимите красную нотку если вам ничего не было понятно и у вас плохое настроение.

- Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России. Наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова:

X Домашнее задание.

Нарисовать в тетради колокола разной величины.

– Спасибо Вам за урок! Вы большие молодцы!

А сейчас вы можете отдохнуть и послушать песню о колоколах.

Включаю «Песню о колоколах» из к/ф «Приключения

Электроника»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по музыке «Великий колокольный звон»

Автор: Сафина Ляйсан Рафиковна

Дата: 14.03.2022

Номер свидетельства: 602165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Великий колокольный звон" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vielikii-kolokol-nyi-zvon"
    ["file_id"] => string(6) "125661"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415028076"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства