Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки в 7 классе для коррекционных школ VIII вида »
Урок музыки в 7 классе для коррекционных школ VIII вида
Тема: «В чём сила музыки?»
Цель: формировать эмоциональный отклик через слушание и исполнение музыки.
Задачи обучающие:
-научить определять эмоциональную основу музыки;
-познакомить с краткой биографией Иоганна Себастьяна Баха;
-расширять певческий диапазон;
-закреплять знания учащихся по теме на примере творчества И. С. Баха.
Коррекционные:
-развивать у детей умение анализировать музыку;
-рассуждать об услышанном;
-развивать речь, артикуляцию.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к классической музыке;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ход урока: Музыкальное приветствие по мажорному трезвучию.
Сегодня мы будем продолжать выяснять, что красота и, правда - это основные качества музыки в этом её сила. А подтверждать мы это будем на новом материале по слушанию («Шутка» Баха), на исполнении песни Соловьёва-Седого, игре на музыкальных инструментах.
На прошлых уроках мы говорили с вами о способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством, нежностью. И вы не раз убедились в том, что воздействуя на людей музыка, может влиять на их жизнь, преобразуя её. Почему так происходит? В чём сила музыки? На эти вопросы мы с вами отвечаем во втором полугодии.
-Давайте все вместе с вами вспомним, как звучит тема нашей четверти? («в чём сила музыки»)
-Прежде чем перейти к новому материалу по слушанию я хочу предложить вам прослушать знакомое для вас произведение, а вы в свою очередь вспомните, какому композитору принадлежит эта музыка и как она называется.
Органная фуга -4 мин.
-какой инструмент сейчас звучал?
-как называется это произведение?
-кто композитор?
И. С. Бах - величайший немецкий композитор. Он жил и творил в Германии в конце VII и первой половине VIII века. В это время страна была отсталой, и музыканты могли существовать только под покровительством церкви. Многие из них покидали свою страну, но Бах ни на один день не расставался с Германией. Его жизнь была полна нужды и лишения. И. С. Бах вырос в семье музыканта, где с раннего детства его обучали игре на скрипке и органе, но ему было этого мало. Тайком от родителей маленький Бах ночью переписывал ноты произведений известных в то время авторов, и за это он дорого заплатил, зрение было испорчено, а в конце своей жизни Бах окончательно ослеп. Самым любимым инструментом у Баха был орган. Для этого инструмента у него было написано очень много красивых произведений, одно из них мы только что послушали. В чём сила музыки Баха и чем она нас увлекает? Своей жизненной силой, желанием сделать человека гордым, свободным благородным, поэтому служители церкви были не довольны музыкой Баха, они называли её слишком человечной, что в ней было много человеческих чувств.
Человеческие чувства ребята бывают очень разными. Разнообразны они и в музыке Баха. Есть у него произведения и радостные, и печальные; есть у него музыка трагическая, есть шутливая, танцевальная, лёгкая примером такой танцевальной музыки может служить пьеса из сюиты для струнных инструментов с флейтой, которую он назвал очень просто «Шутка». Прежде, чем послушать музыку, давайте вспомним, что означает слово сюита?
-Это сочинение, которое состоит из нескольких пьес танцевального характера.
Итак, приготовились к слушанию «Шутки » И. С. Баха.(1, 5 мин.)
-Ребята, какие чувства, настроения выражены в этой музыке? (радость, веселье)
- Как её можно назвать? (танец).
-А значит, характер музыки, какой? (танцевальный, шутливый, весёлый) Шутка Баха живая и человечная.
-Писатель ребята описывает человека словами, а композитор музыкой. Давайте представим, что это музыкальная характеристика человека. Слушая эту музыку, какого можно представить себе человека? (человек – весёлый, озорной, шутливый).
- Может ли быть такой человек на самом деле, да может, поэтому мы говорим, что эта музыка правдива.
Как вы думаете, какой в этой пьесе главный инструмент (флейта).
Он и придаёт шутливый характер этому произведению.
-Я хочу предложить вам ещё один вариант «Шутки» И. С. Баха. Давайте ещё раз прикоснёмся слухом к неповторимой красоте «Шутки» (1,5мин.)
-Скажите, чем отличается этот вариант от первого исполнения?
Инструментальная это музыка или вокальная?
-Как вы думаете старинная это музыка или современная?
-Да, это хорошее современное переложение инструментальной музыки на - вокальную. То, что поют женские голоса, - играют скрипки, то, что поют мужские голоса, - играют виолончели и контрабасы, поэтому несложная инструментальная пьеса Баха звучит очень красиво в вокальном исполнении. И мы с вами говорим, что эта музыка красивая и правдивая, потому что её сложно не отличить от оригинала, то есть от инструментальной пьесы И. С. Баха.
Разминка.
-Прежде, чем перейти к разделу пение мы с вами должны немного отдохнуть, а заодно и распеться. Ответьте мне на вопрос какое время года у нас сейчас с вами?
-Предлагаю вам исполнить песню «Зима» с движениями.(3 мин.)
Продолжая тему нашей четверти «В чём сила музыки» давайте вспомним, какую песню-балладу В. Соловьёва-Седого мы с вами начали разучивать на прошлых уроках?
-Что означает слово баллада?
-Это рассказ или повествование о ком-либо или о чём-либо с определённым сюжетом.
-Давайте сначала прослушаем и вспомним её в записи.(3 мин.)
-О чем говорится в этой песне, какие события отображены?
-О скромных, настоящих героях, о наших солдатах, которые ходили по тяжёлым военным дорогам во время В. О. В. Солдаты не хотят войны, но они должны защищать родную землю от напавших на неё врагов. Они должны победить, чтобы защитить мир на земле.
-Какие чувства вызвала у вас эта песня?
-Сострадание, боль, гордость.
-Очень точно найденные слова и музыкальные интонации помогли поэту и композитору правдиво передать в песне наше с вами отношение к подвигу русских солдат во время В.О.В.
Я предлагаю, вам исполнить эту песню. Помните, что вы, как исполнители, в первую очередь отвечаете за то, как музыка будет, воздействует на слушателей. А для этого скажите, как мы должны исполнить 1-й и 2-й куплет?
-1-й и 2-й куплет нужно спеть протяжно, лирично, как воспоминание.
3-й - мужественно, по героически.
4-й – энергично и жизнеутверждающе.
Исполнение песни В. Соловьёва – Седого «Баллада о солдате»(3 мин.)
Мы ребята говорим с вами, что своё воздействие на человека музыка оказывает только в процессе звучания. Следовательно, на исполнителях лежит такая ответственность, так давайте возьмём в руки инструменты пришло время помузицировать. (1,5мин.)
Итак: ребята, какую музыку, какого композитора мы с вами сегодня послушали, и как она называется? (шутка Баха)
-Какие чувства и настроения у вас вызвала эта музыка? (радость, бодрость, веселье, мелодия живая и быстрая)
-Какую песню мы с вами исполнили
-Какие чувства у вас вызвала эта песня? (Сострадание, боль, гордость).
-Так почему музыка может воздействовать на человека и в чём её сила?
-Музыка рассказывает нам о жизни, о её событиях, поступках людей, она обогащает и украшает жизнь человека, является верным другом и помощником. Музыка разного характера воздействует на человека, на его ум и сердце по-разному и вызывает у него разные эмоции. Если музыка весёлая, шутливая, танцевальная, что нам хочется делать под такую музыку?( радоваться жизни, танцевать, веселиться). А если, музыка мужественная, героическая, которая рассказывает нам о войне, как «Баллада о солдате», что мы тогда чувствуем?
-Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?
-Правда и красота – основные качества музыки, в этом её сила.
По традиции в конце урока исполнение песен по желанию. Какую песню вы хотели бы исполнить?
Закончить свой урок я хочу словами Д. Кабалевского «Бывают люди, которые видят только то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное - много думают и много чувствуют - такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».
Я надеюсь, что музыка, которая звучала на сегодняшнем уроке, помогла вам взглянуть на себя с другой стороны, оценить свои возможности, поступки с нравственным опытом человечества, которые отражены в музыке.
Оценки за урок.
- Я рада была видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении и говорю вам до следующей встречи с удивительным миром музыки.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(212) "Конспект урока по развитию устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Овощи и фрукты» "
["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-ustnoi-riechi-v-1-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-po-tiemie-ovoshchi-i-frukty"
["file_id"] => string(6) "173089"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1423923282"
}
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(281) "Конспект открытого урока по чтению с элементами интеграции в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Произведения русских классиков XIX века" "
["seo_title"] => string(172) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-chtieniiu-s-eliemientami-intieghratsii-v-7-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-proizviedieniia-russkikh-klassikov-xix-vieka"
["file_id"] => string(6) "239198"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1444738693"
}
}