kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по чтению и развитию речи 5 класс школа VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- познакомить обучающихся  с содержанием  произведения Г. Скребицкого «Декабрь».

Задачи:

образовательные:

-  учить работать с текстом произведения;

-  обогащение речи обучающихся: учить понимать и объяснять  смысл слов;

-  продолжить формировать навык самостоятельной работы с текстом;

 - продолжить работу над выразительным чтением;

коррекционно-развивающие:

- развивать устную речь обучающихся;

- развивать внимание и память;

воспитательные:

- воспитывать уважение к чтению, любовь к природе.

Оборудование:

- выставка книг;

- карточки со словами, предложениями и пословицами;

- мультмимедийное оборудование; презентация;

- аудиозапись

-  картина с изображением  зимнего леса.

Ход урока:

Ι. Орг. момент.

- Какое главное наше занятие на уроке?  (ТРУД)

- Проверка готовности  к  уроку (тетрадка, ручка, учебник, дневник).

 

- Улыбнитесь друг другу, садитесь 
   Руки? На месте! 
   Ноги? На месте! 
   Локти? У края! 
   Спина? Прямая!

ΙΙ. Психолого – педагогический настрой.

- Какую большую тему мы с вами начали изучать вчера на уроке? (Картины родной природы)

- О каком времени года мы с вами говорили? (зима)

- А какая зима? (Снежная, холодная, пушистая, белая, волшебная, суровая)

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какой вопрос отвечают?- Что обозначают?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ивана Сурикова, а вы  закройте глаза и представьте себе картину.

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)

 Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

- Какую картину вы себе представили? (зимнего леса – картинка появляется на доске)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. А для этого давайте вспомним.

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания.

- С каким  произведением познакомились на прошлом уроке? (Стихотворение «Чародейкою Зимою…»)

- Кто автор стихотворения? (Федор Тютчев)

- Чтения стихотворения обучающимися наизусть.

 

 

ΙV. Подготовка к восприятию нового материала.

- Ну, вот мы с вами оказались в зимнем лесу. Но чтобы по нему продвигаться дальше, нужно выполнить задание:

  • Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
  • Расположите их в правильной последовательности.  (На доске карточки с названиями зимних месяцев.)
  • А сейчас давайте вспомним пословицы о зиме.

Игра «Собери пословицу» (На карточках детям выдаются пословицы, необходимо соединить начало и конец пословицы)

Зимой солнце светит,                   а зима начинается.

Мороз невелик,                             с воробьиный скок.

Год кончается,                               да не греет.

Зимний день                                  да стоять не велит.

(Дети работают в парах, проверка – читают пословицы и сразу ее объясняют).

 

  • О каком из зимних месяцев говорят:

    ……год кончает, а зиму начинает.

- Как вы понимаете это выражение?

V. Изучение  новых знаний.

- Кто из вас догадался, о каком зимнем месяце мы сегодня будем читать рассказ?

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке, чтобы лучше узнать о зимнем лесе, мы познакомимся с рассказом Георгия Скребицкого «Декабрь», ответим на вопросы по тексту, выполним интересное задание.

- Запись темы в тетрадь.

(На  доске  портрет  Г. Скребицкого)

- Георгий  Алексеевич Скребицкий  - ученый – натуралист, охотник, следопыт, детский писатель. Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года.

- Я вам сказала, что Георгий Скребицкий – натуралист.

- Кто из вас знает, кто такой НАТУРАЛИСТ?

 (На доске карточка со словом НАТУРАЛИСТ – чтение слова по слогам хором).

НАТУРАЛИСТ – человек, который наблюдает за природой и изучает ее.

- Скребицким  было написано много книг для детей о природе. (На доске выставка книг Скребицкого.)

 

   Физминутка

 

- Я вам буду называть слова, если они относятся к зиме вы хлопаете в ладоши, если не относятся, топаете ногами)

Пушистая,   жаркая,  холод, снег,  лето,  метель,  дождь,   мороз, весенняя,  снежная,  лед.

В нашем тексте встретятся такие слова: (слова на карточках на доске, чтение слов хором)

ДОЛИНА  – пространство вдоль реки

ЛОГОВИЩЕ  - жилище зверей, на земле или в неглубокой открытой  яме.

- Как вы понимает эти слова?

- Чтение рассказа Г. Скребицкого «Декабрь» учителем.

Перед чтением задается вопрос:

- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

- Анализ текста по вопросам: (после того, как ученики ответят на вопрос, появляется слайд – презентации).

Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (картина зимнего леса)  СЛАЙД 1

  • Как ведут зимой себя лесные жители?
  • По чему можно узнать, что в лесу и зимой продолжается жизнь? (следы зверей на снегу) СЛАЙД 2
  • Кто запомнил, следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (изображения и следы зверей: барсука, ежа, медведя) СЛАЙД 3
  • Как зимой ведут себя птицы?
  • Почему птицы спят под снегом? (изображения птиц в снегу) СЛАЙД 4
  • Зачем растениям необходим зимой снежный покров? (растения под снегом) СЛАЙД 5
  • Продолжите предложение: Декабрь – это месяц самых…….(длинных ночей и коротких дней) (изображение декабря) СЛАЙД 6
  • Каким днем является 21 декабря? (21 декабря – день зимнего солнцестояния) СЛАЙД 7

    Физминутка для глаз (презентация)

     VΙ. Закрепление нового материала.

- Чтение текста обучающимися. (по цепочке, по одному предложению)

- А сейчас я проверю, как внимательно вы прочитали текст.

Задание на карточках (выполняют индивидуально)

Игра «Найди  ошибку»

Всю землю – поля, леса и долины – укрыл серый пушистый снег.

По этим следам опытный охотник сразу узнает, что делали здесь до его прихода чуткие, осторожные звери.

Под снегом гораздо холоднее, чем на поверхности.

Самопроверка, ответы на слайде презентации СЛАЙД 8

 

    VΙΙ. Итог урока.

- О каком времени года говорили на уроке?

- Какой рассказ читали? Кто автор?

- Когда самый короткий день в году?

VΙΙΙ. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

-  В чем испытывали трудности?

- Оцените наш урок:

Выберите кружок:

- желтый – на уроке понравилось

- зеленый – не очень понравилось

- красный – не понравилось

     ΙX. Оценивание.

 

Список источников и литературы:

 

1.https://educontest.net/storage2/article/32912/Конспект%20урока%20чтения%205кл.%20Г.Скребицкий%20Декабрь.doc

2.http://collegy.ucoz.ru/

3.Книги Г. Скребицкого.

  1. Малышева З.Ф. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2010, 255 с.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению и развитию речи 5 класс школа VIII вида»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

(ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)







Урок чтения и развития речи

5 класс




Тема:

Г. Скребицкий «Декабрь»







Подготовила и провела:

Миронова Н.В.







г. Онега

2015 г.


Цель:

- познакомить обучающихся с содержанием произведения Г. Скребицкого «Декабрь».


Задачи:

образовательные:

- учить работать с текстом произведения;

- обогащение речи обучающихся: учить понимать и объяснять смысл слов;

- продолжить формировать навык самостоятельной работы с текстом;

- продолжить работу над выразительным чтением;



коррекционно-развивающие:

- развивать устную речь обучающихся;

- развивать внимание и память;

воспитательные:

- воспитывать уважение к чтению, любовь к природе.




Оборудование:

- выставка книг;

- карточки со словами, предложениями и пословицами;

- мультмимедийное оборудование; презентация;

- аудиозапись

- картина с изображением зимнего леса.




















Ход урока:

Ι. Орг. момент.

- Какое главное наше занятие на уроке? (ТРУД)

- Проверка готовности к уроку (тетрадка, ручка, учебник, дневник).


- Улыбнитесь друг другу, садитесь 
Руки? На месте! 
Ноги? На месте! 
Локти? У края! 
Спина? Прямая!

ΙΙ. Психолого – педагогический настрой.

- Какую большую тему мы с вами начали изучать вчера на уроке? (Картины родной природы)

- О каком времени года мы с вами говорили? (зима)

- А какая зима? (Снежная, холодная, пушистая, белая, волшебная, суровая)

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какой вопрос отвечают?

- Что обозначают?


- Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ивана Сурикова, а вы закройте глаза и представьте себе картину.

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)


Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...


- Какую картину вы себе представили? (зимнего леса – картинка появляется на доске)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. А для этого давайте вспомним.


ΙΙΙ. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (Стихотворение «Чародейкою Зимою…»)

- Кто автор стихотворения? (Федор Тютчев)

- Чтения стихотворения обучающимися наизусть.



ΙV. Подготовка к восприятию нового материала.

- Ну, вот мы с вами оказались в зимнем лесу. Но чтобы по нему продвигаться дальше, нужно выполнить задание:

  • Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

  • Расположите их в правильной последовательности. (На доске карточки с названиями зимних месяцев.)

  • А сейчас давайте вспомним пословицы о зиме.


Игра «Собери пословицу» (На карточках детям выдаются пословицы, необходимо соединить начало и конец пословицы)

Зимой солнце светит, а зима начинается.

Мороз невелик, с воробьиный скок.

Год кончается, да не греет.

Зимний день да стоять не велит.

(Дети работают в парах, проверка – читают пословицы и сразу ее объясняют).


  • О каком из зимних месяцев говорят:

……год кончает, а зиму начинает.

- Как вы понимаете это выражение?


V. Изучение новых знаний.

- Кто из вас догадался, о каком зимнем месяце мы сегодня будем читать рассказ?


Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке, чтобы лучше узнать о зимнем лесе, мы познакомимся с рассказом Георгия Скребицкого «Декабрь», ответим на вопросы по тексту, выполним интересное задание.

- Запись темы в тетрадь.


(На доске портрет Г. Скребицкого)

- Георгий Алексеевич Скребицкий - ученый – натуралист, охотник, следопыт, детский писатель. Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года.

- Я вам сказала, что Георгий Скребицкий – натуралист.

- Кто из вас знает, кто такой НАТУРАЛИСТ?

(На доске карточка со словом НАТУРАЛИСТ – чтение слова по слогам хором).


НАТУРАЛИСТ – человек, который наблюдает за природой и изучает ее.

- Скребицким было написано много книг для детей о природе. (На доске выставка книг Скребицкого.)


Физминутка


- Я вам буду называть слова, если они относятся к зиме вы хлопаете в ладоши, если не относятся, топаете ногами)


Пушистая, жаркая, холод, снег, лето, метель, дождь, мороз, весенняя, снежная, лед.


В нашем тексте встретятся такие слова: (слова на карточках на доске, чтение слов хором)

ДОЛИНА – пространство вдоль реки

ЛОГОВИЩЕ - жилище зверей, на земле или в неглубокой открытой яме.

- Как вы понимает эти слова?


- Чтение рассказа Г. Скребицкого «Декабрь» учителем.

Перед чтением задается вопрос:

- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?


- Анализ текста по вопросам: (после того, как ученики ответят на вопрос, появляется слайд – презентации).


  • Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (картина зимнего леса) СЛАЙД 1

  • Как ведут зимой себя лесные жители?

  • По чему можно узнать, что в лесу и зимой продолжается жизнь? (следы зверей на снегу) СЛАЙД 2

  • Кто запомнил, следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (изображения и следы зверей: барсука, ежа, медведя) СЛАЙД 3

  • Как зимой ведут себя птицы?

  • Почему птицы спят под снегом? (изображения птиц в снегу) СЛАЙД 4

  • Зачем растениям необходим зимой снежный покров? (растения под снегом) СЛАЙД 5

  • Продолжите предложение: Декабрь – это месяц самых…….(длинных ночей и коротких дней) (изображение декабря) СЛАЙД 6

  • Каким днем является 21 декабря? (21 декабря – день зимнего солнцестояния) СЛАЙД 7

Физминутка для глаз (презентация)


VΙ. Закрепление нового материала.

- Чтение текста обучающимися. (по цепочке, по одному предложению)

- А сейчас я проверю, как внимательно вы прочитали текст.

Задание на карточках (выполняют индивидуально)

Игра «Найди ошибку»


Всю землю – поля, леса и долины – укрыл серый пушистый снег.

По этим следам опытный охотник сразу узнает, что делали здесь до его прихода чуткие, осторожные звери.

Под снегом гораздо холоднее, чем на поверхности.

Самопроверка, ответы на слайде презентации СЛАЙД 8


VΙΙ. Итог урока.

- О каком времени года говорили на уроке?

- Какой рассказ читали? Кто автор?

- Когда самый короткий день в году?


VΙΙΙ. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- В чем испытывали трудности?

- Оцените наш урок:

Выберите кружок:

- желтый – на уроке понравилось

- зеленый – не очень понравилось

- красный – не понравилось

ΙX. Оценивание.



Список источников и литературы:


  1. https://educontest.net/storage2/article/32912/Конспект%20урока%20чтения%205кл.%20Г.Скребицкий%20Декабрь.doc

  2. http://collegy.ucoz.ru/

  3. Книги Г. Скребицкого.

  4. Малышева З.Ф. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2010, 255 с.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по чтению и развитию речи 5 класс школа VIII вида

Автор: Миронова Наталья Владимировна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока чтения и развития речи 9 класс тема "А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_chtieniia_i_razvitiia_riechi_9_klass_tiema_a_s_pushkin_baryshnia"
    ["file_id"] => string(6) "400524"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1489573952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку чтения и развития речи 7 класс тема "А.С. Пушкин «Зимнее утро»."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_chtieniia_i_razvitiia_riechi_7_klass_tiema_a_s_pushkin_z"
    ["file_id"] => string(6) "400525"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1489574338"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "конспект урока на тему "С.Есенин "Поет зима, аукает..." (для 5 класс коррекционной школы VIII вида) "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-na-tiemu-s-iesienin-poiet-zima-aukaiet-dlia-5-klass-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "104903"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402768478"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "конспект урока чтения в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме: В.Бианки "Октябрь" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-chtieniia-v-6-klassie-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-po-tiemie-v-bianki-oktiabr"
    ["file_id"] => string(6) "222352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436202778"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему "Звук и буква Д,д ". "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zvuk-i-bukva-d-d"
    ["file_id"] => string(6) "139422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417711298"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства