kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по чтению с элементами интеграции в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Произведения русских классиков XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: привести в систему знания учащихся по изученным произведениям, закрепить эти знания; показать значимость языка для чёткого и правильного выражения мыслей в различных жизненных ситуациях.

Урок сопровождался презентацией, были использованы ацдиозаписи романсов на стихи А.С. Пушкина, музыка М.И. Глинки и Г. Свиридова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по чтению с элементами интеграции в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Произведения русских классиков XIX века" »

ГКОУ РО – школа-интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска













Конспект открытого повторительно-обобщающего урока по чтению с элементами интеграции в 7 классе



Произведения русских классиков XIX века





Разработала: учитель русского языка Лавриненко Г.И.











2015 г.



Тема урока: произведения русских классиков XIX века.

Цели урока:

  1. Привести в систему знания учащихся по изученным произведениям, закрепить эти знания; показать значимость языка для чёткого и правильного выражения мыслей в различных жизненных ситуациях.

  2. Развивать речь, мыслительные процессы учащихся и их познавательную активность; корригировать абстрактно-логическое и образное мышление учащихся.

  3. Воспитывать уважение к прошлому своего народа; прививать любовь к чтению, к искусству.

Оборудование: персональный компьютер, презентация, аудиозапись романса «Зимний вечер» М.П. Яковлева (на стихотворение А.С. Пушкина), музыка М. Глинки из оперы «Руслан и Людмила» «У лукоморья», сюита Г.В. Свиридова «Метель».

Метод: Беседа.





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. (Учебники, закладки).

  1. Вводное слово учителя.

Учитель: Ребята, подходит к концу первая четверть. Сегодня у нас последний повторительно-обобщающий урок. Тема его: «Произведения русских классиков XIX века» (Слайд 1). Это те писатели и поэты, которые жили и создавали свои произведения более 200 лет назад. Трудно даже представить себе такой период времени. Но пройдёт и 300 лет, а ребята в школах будут читать произведения, учить стихи русских классиков. А что означает – классик в литературе?

Ученик: Это автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.

Учитель: Назовите русских классиков, чьи произведения мы читали на уроках в первой четверти. Кто это? (Слайд 2).

Ученик: Это А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов.

Учитель: Правильно! Все они написали замечательные произведения, которые стали образцом для писателей последующих поколений. И всё-таки среди этих имён есть имя, которое мы по праву называем «началом всех начал». Что это за имя?

Ученик: Это Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель: А какой другой русский классик был настоящим патриотом своей Родины и всю свою недолгую жизнь боролся с царским правительство?

Ученик: Это Михаил Юрьевич Лермонтов.

Учитель: Кого из русских классиков и взрослые и дети ласково называют «дедушкой»?

Ученик: Это Иван Андреевич Крылов.



    1. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

Учитель: Правильно, ребята! Темой нашего урока станет жизнь, а также произведения этих замечательных людей. Мы сегодня повторим пройденный материал, будем продолжать учится читать выразительно, учиться видеть прекрасное в общении с музыкой. Вы должны внимательно слушать задаваемые вопросы и давать на них правильные ответы.

Ребята, у меня в руках карточки с вопросами. Ответив на них, мы повторим весь пройденный материал.

(По вызову учителя ученик берёт карточку и отвечает на вопросы, остальные учащиеся слушают и при необходимости дополняют ответ).

Карточка № 1.

  1. Когда родился А.С. Пушкин? (Пушкин родился в 1799 году в дворянской семье).

  2. Кто были в детстве лучшими друзьями Пушкина? (Заботливая бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка). Семья Пушкиных была высококультурной. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу. С раннего детства Пушкин читал много книг, с 8 лет он начал сочинять стихи, а бабушка и няня пробудили в нём любовь к народным песням и сказкам).



Карточка № 2.

  1. Куда приехал Пушкин и в какое учебное заведение он поступил? (В 1811 году Пушкин из Москвы приехал в Петербург и в 12 лет поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян).

  2. Что такое лицей? (Лицей — это учебное заведение, которое было создано по приказу царя Александра I, где учились только мальчики из дворянских семей. Их готовили к государственной службе. Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, Родине, к своему народу.



Карточка № 3.

  1. Куда был отправлен А.С. Пушкин в ссылку и за что? (В 1824 году царь Александр I приказал поэту выехать из Кишинёва на новое место жительства в село Михайловское (родовое имение поэта) за то, что некоторые стихи Пушкина явно были направлены против царя и его приближённых).

  2. Какое событие произошло 25 декабря 1825 года? (Восстание декабристов. Они выступили против царя. У многих декабристов при обыске были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов).



Карточка № 4.

  1. Когда умер А.С. Пушкин? (10 февраля 1837 года).

  2. Как звали человека, который смертельно ранил его? Как это произошло? (Человека звали Дантес. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену Пушкина Наталью Николаевну Гончарову. Пушкин, защищаю честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Пушкин был смертельно ранен).

Учитель: При изучении произведений А.С. Пушкина мы познакомились с новыми словами. Давайте, ребята, вспомним их значение: рать, булат, лукоморье, поэма, опера.



Карточка № 5

  1. Какие произведения А.С. Пушкина мы изучили? («Сказка о царе Салтане…», стихотворение «Зимний вечер», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья»).

  2. Сколько сказок написал А.С. Пушкин? Назовите их. («Сказка о золотом петушке, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и работнике его Балде»).

Учитель: Кто прочитает отрывок из «Сказки о царе Салтане…»?

Ученик: (читает отрывок из сказки)

Учитель: О чём говорится в этой сказке?

Ученик: Говорится о том, как наказано зло, жадность и обман.

Учитель: когда и где Пушкиным было написано стихотворение «Зимний вечер» и кому оно посвящается?

Ученик: Стихотворение было написано в 1825 году, когда поэт находился в ссылке в Михайловском. Оно посвящено няне Арине Родионовне, только она разделяла с ним годы изгнания.

Ученик: (читает стихотворение «Зимний вечер» на фоне музыки композитора Ю. Яковлева (романс)).

Учитель: Какое ещё произведение вы читали?

Ученик: Мы читали отрывок «У лукоморья» из поэмы «Руслан и Людмила».

Учитель: Какая это часть поэмы?

Ученик: Это вступительная часть поэмы, или ещё её называют «пролог».

Учитель: По произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» была поставлена опера. Что такое опера? Кто написал музыку к опере «Руслан и Людмила»?

Ученик: Опера – это музыкально-театральное произведение. Написал музыку Михаил Иванович Глинка.

Учитель: Послушаем вступительную часть, а кто-нибудь из вас расскажет отрывок «У Лукоморья».

Ученик: (читает отрывок под музыку).

Учитель: Итак, ребята, мы с вами повторили основные вопросы по изученным произведениям А.С. Пушкина.

А теперь поговорим о жизни и о тех произведениях М.Ю. Лермонтова, которые изучили.



Карточка № 1

  1. Когда родился М.Ю. Лермонтов?

  2. Кто занимался его воспитанием?

(Родился М.Ю. Лермонтов в 1814 году в Москве. Но спустя несколько месяцев его увозят в имение Тарханы бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Мать поэта умерла, когда ему было три года. Бабушка была богата, поэтому отсудила внука у отца и занималась его воспитанием).





Карточка № 2.

  1. Куда привозят Лермонтова, когда ему исполняется 13 лет? (В Москву).

  2. Куда он поступил учится и чем увлекается? (В университетский пансион (специальная школа). Он увлёкся математикой, литературой, музыкой, рисованием. За два года учёбы он написал 50 стихотворений и несколько поэм).



Карточка № 3

  1. Куда поступает Лермонтов, когда уходит из пансиона? (Едет в Петербург и поступает в кавалерийскую офицерскую школу. Тайком продолжает писать стихи, но не печатает их, так как считает свою поэзию недостаточно совершенной).

  2. Какое стихотворение принесло ему известность? По какому поводу было написано? (В 1837 году было написано стихотворение «Смерть поэта» по поводу гибели А.С. Пушкина. В нём он обвинял царя и придворных в гибели А.С. Пушкина. Это стихотворение быстро разошлось по стране и принесло известность Лермонтову. В этом же году он начинает печатать стихи, написанные ранее).



Карточка № 4

  1. За что и куда ссылают М.Б. Лермонтова? (Царь Николай I не простил поэту обвинения в убийстве Пушкина и сослал его на Кавказ, где шла война с горцами. Лермонтов мужественно и самоотверженно ведёт себя на поле боя, его представляют к награде, но царь её (золотая шпага) отменяет).

  2. Когда и как погиб М.Ю. Лермонтов? (27 мая 1841 г. он погиб на дуэли. Во время дуэли Лермонтов не стал стрелять в противника, но офицер Мартынов в упор выстрелил в поэта, т.к. это убийство было обдуманно и подстроено в угоду царя и его приближённых).





Карточка № 5.

  1. С каким стихотворением М.Ю. Лермонтова вы познакомились? (Стихотворение «Бородино»).

  2. Объясните значение слов, которые встречаются в это произведении – Бородино, хват, булат.

Учитель: Чему посвящено это стихотворение?

Ученик: Это стихотворение посвящено Бородинской битве.

Учитель: Какие события и в каком году происходили под Бородино?

Ученик: Это была Отечественная война России с Францией в 1812 г. под предводительством императора наполеона Бонапарта. Возле деревни Бородино русские войска под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дали бой французской армии, обескровили численно превосходящего противника, благодаря мужеству, героизму русских солдат, готовых умереть за свою Родину).

Учитель: Кто расскажет отрывок из этого стихотворения?

Ученик: Показывает на карте с. Бородино и читает отрывок).

Учитель: Теперь поговорил об Иване Андреевиче Крылове.





Карточка № 1

  1. Когда родился И.А. Крылов? (В 1769 году).

  2. Кто занимался воспитанием И.А. Крылова? (Родился Крылов в небогатой семье армейского офицера. Мать была умная, добрая, без всякого образования. Она и занималась воспитанием Вани. После смерти отца семья находилась в нужде, поэтому Крылов с 10 лет вынужден был работать. У него был очень хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги).

  3. С какими нравами он столкнулся, работая в канцелярии? (Он видел, как чиновники берут взятки, как невинный оказывается виновным, как расправляются в суде с крестьянами по малейшей жалобе помещика).

Карточка № 2.

  1. О чём и о ком писал И.А. Крылов в сатирических стихотворениях и комедиях? (В своих произведениях он описывал всё, что он видел. Невежество, жестокость помещиков по отношению к крестьянам. Крылов ненавидит безнаказанность богатых и требует для всех равных прав).

  2. Почему Крылов отказался от сочинения стихов и комедий? (Правительство предупредило, что его ждёт суровое наказание за сочинение таких произведений).

Учитель: Бросает ли он литературную работу?

Ученик: Нет, он стал сочинять только басни.

Учитель: Что такое басня?

Ученик: Басня – это короткий стихотворные рассказ нравоучительного и сатирического содержания.





Карточка № 3.

  1. Кого и за что высмеивал И.А. Крылов в своих баснях? (Он обличал человеческие и общественные пороки. Обвинял помещиков, живущих за счёт крепостных крестьян, несправедливый суд, решающий все дела в пользу богатых).

  2. Кто герои басен И.А. Крылова? (Его герои – это различные животные, птицы, рыбы, растения).

  3. Кого И.А. Крылов изобразил под их видом? (Под их видом он изображал людей: добрых и злых, умных и глупых, трудолюбивых и ленивых, имеющих власть).





Карточка № 4.

  1. Когда умер И.А. Крылов? Сколько лет он прожил? (Умер в 1844 году, прожил – 75 лет).

  2. Назовите басни, которые изучали. («Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»).

Учитель: Посмотрите на экран и скажите, иллюстрации к каким басням вы видите? Какую из них вы учили наизусть?

Ученик: Мы учили басню И.А. Крылова «Волк и Журавль».

Ученик: Кто прочтёт эту басню?

Ученик: (Читает наизусть басню «Волк и Журавль»).

Учитель: Скажите, какие черты характера человека видит Крылов в действиях Волка и Журавля? Встречаются ли в наше время люди с такими же чертами характера?

Ученик: Он показывает волка жадным, злым, неблагодарным, несправедливым, а Журавля добрым, готовым прийти на помощь. В наше время встречаются люди с такими чертами характера.

Учитель: Ребята, наш учебник предлагает нам инсценировать одну из басен. Наиболее подходящей для инсценировки мне показалась басня «Кукушка и Петух»

(Ребята читают наизусть по ролям басню «Кукушка и Петух»: Автор, Кукушка, Петух, Воробей).

Ученик: скажите, какие черты характера людей высмеивает эта басня?

Ученик: Эта басня высмеивает такие черты характера, как лесть, любовь к восхвалениям, лицемерие, подхалимство.

Учитель: Чему учат нас басни И.А. Крылова?

Ученик: Басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть добрыми, трудолюбивыми, не жадными.



  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, мы повторили пройденный материал. Вы все хорошо работали, молодцы! Но я хочу ещё раз уточнить: с произведениями и жизнью каких русских классиков мы познакомились?



  1. Оценка деятельности учащихся на уроке.

(Учитель ставит оценки с комментарием).









Словарь к уроку.



Гувернёр – воспитатель в богатых семьях.

Рать – армия.

Булат стальной меч.

Лукоморье морской залив, изгиб берега моря.

Поэма – большое стихотворное произведение.

Романс небольшое лирическое музыкальное произведение.

Опера – музыкально-театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение.

Пролог вступление, вступительная часть произведения, раскрывающая замысел автора.

Бородино – название деревни недалеко от Москвы; сейчас это военно-исторический музей-заповедник; памятники воинской славы участникам Бородинского сражения.

Хват смелый человек.

Басня краткие стихотворные рассказы, нравоучительного и сатирического характера.

Мораль нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Галина Ивановна Лавриненко

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства