Урок составлен в полном соответствии с требованиями ФГОС.Учащимся предлагаются различные формы деятельности.Дети работают в группах. В конце урока оценивается деятельность групп. Каждый ученик заполняет мини-тест по теме урока. В итоге все дети за урок получают 2 оценки: коллективную и индивидуальную.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У. Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
1 упр. «Ладошки»
2 упр. « Подули на свечку»
Исполнение песни «Дружба»( Барбарики)
Вы замечательно пропели песню, весело и с огоньком и я думаю, что и весь наш урок пройдет в таком же активном темпе, весело и дружно.
10.55 - 2. Этап актуализации знаний . (10 мин.)
За активную работу на уроке вы будете получать нотки. В конце урока мы сосчитаем нотки у каждой команды. Это будет дополнительная оценка за урок.
Перед вами на партах лежат программки и листы опроса, с ними мы будем работать во время урока.
Сегодня у нас урок– путешествие в музыкальный театр.
Слайд 1.Стих.
Жизнь с оперой, о, как прекрасна! А без неё нам жизни нет! В ней Божий дух, в ней ангел счастья, Прекраснейшей зари рассвет!
Искусство это вечно, вечно! С ним хочется на свете жить! Оно так чисто, человечно! Как хочется всегда с ним быть!
-О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Самостоятельно определяют тему урока.
Слайд 2.Тема урока - Опера.
Что обозначает?
Слайд 3.Опера - театрально-музыкальный жанр, в опере слиты воедино несколько видов искусства. Это вокальная и инструментальная музыка, поэзия, литература, драматическое искусство и живопись.
-Чем будем заниматься на уроке, что нового узнаем?
Узнаем –
Повторим –
Исполним -
У вас на партах лежат кроссворды, правильно разгадав , мы узнаем новые термины, связанные с темой урока – 3 мин. (Решают кроссворды)
1 группа – ключевое слово? (Бельканто).
Проверяем кроссворд.
Что обозначает? Внимание на экран.
Слайд 4. Бельканто -
2 группа – ключевое слово? (Увертюра).
Проверяем кроссворд.
Что обозначает? Внимание на экран.
Слайд 5. Увертюра
3 группа – ключевое слово? (Либретто).
Проверяем кроссворд. Что обозначает?Внимание на экран.
Слайд 6. Либретто
11.05 - 3. Этап усвоения новых знаний. (15 мин.)
Слайд 7. - Участники оперного спектакля
- Помогите мне назвать участников оперного спектакля.
- главная роль в создании оперы принадлежит композитору, мы познакомимся с оперой великого композитора - сказочника.
Главной любовью своей жизни считал не только музыку, но и море. С детских лет мечтал обогнуть на корабле земной шар, впоследствии его мечта сбылась. Поэтому во многих произведениях композитора звучит тема моря.
- Узнали, кто этот таинственный незнакомец?
Слайд 10. – Портрет Н.А.Римского- Корсакгоо.
- Представте, что вы в театре…
Гаснут люстры, звучат аплодисменты нетерпеливых зрителей, последние звуки настраивающихся инструментов. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…
- С чего же начинается оперный спектакль?
(Опера начинается с увертюры.)
- В опере много музыкальных номеров, самые значительные это арии и хоры.
Слайд 12 - Ария
Слайд 13 - Хор
Хор –коллективный герой спектакля исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм.
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими. Но самыми зрелищными, самыми увлекательными всегда были и остаются оперы сказочные. С одной из них мы сегодня с вами и познакомимся.
Слайд 13. Опера-былина «Садко».
Слайд 14 – 15 - Краткое содержание:
В богатых хоромах веселятся новгородские купцы. Они хвалятся своим богатством. Садко корит купцов за хвастовство и они прогоняют его.
Садко пришёл на берег Ильмень-озера и запел песню. К берегу приплыли лебеди, вышли на берег и обернулись девицами, среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Понравились ей песни Садко, и пообещала Волхова гусляру на прощание 3 рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Обернулись девицы лебедями и уплыли. А Садко пошёл на пристань и стал спор держать о рыбе чудной золото-перо. Забросил Садко сеть в озеро и вытащил с 3 рыбами золото-перо. Стал Садко самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил корабли.
Композитору, Н.А.Римскому-Корсакову, приглянулась былина о новгородском музыканте, и он переработал ее, превратив в литературный пьесу, на основе которой и была написана опера.
Либретто. Это литературная основа оперы, именно по либретто композиторы сочиняют музыку к операм или балетам. Либретто целиком подчинено музыке.
- как вы думаете, легко ли композитору сочинить оперу?
11.20 - 4 этап. Работа в группах (5 мин.)
- Давайте попробуем себя в роли композитора.
- Каждой группе будет предложен небольшой отрывок из либретто оперы «Садко», ваша задача: внимательно прочитать текст либретто и «придумать» музыку к предложенному отрывку.
Все, что вам может понадобиться находится у вас на столах. Если возникнут трудности, обратитесь к справочным листам. Я думаю, у вас все получится!
Проверка работы групп(5 - 6 мин.)
1 группа. Слайд 16.
Увертюра
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа.
-Какие средства музыкальной выразительности вы выбрали? (зачитывают)
-Давайте, послушаем какую музыку сочинил Н.А.Римский –Корсаков?
Слушание «Океан – море синее»
2 группа. Слайд 17.
4 картина.
Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.
САДКО и дружина.
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота - океан-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские.
Народ.
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота - океан-море.
-Какие средства музыкальной выразительности вы выбрали? (зачитывают)
-Давайте, послушаем какую музыку сочинил Н.А.Римский –Корсаков?
3 группа. Слайд 18.
Картина 7
Зеленый лужок и край Ильмень-озера. Едва начинает светать. Садко спит на крутом бережку. Склонясь над ним, стоит Волхова - царевна морская. Волхова поет Садко колыбельную песню («Сон по бережку ходил»). Она прощается с Садко: «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя, туманом легким растекусь и быстрой речкой обернусь». Она должна исчезнуть, покинуть человеческий образ. Ей суждено превратиться в реку Волхов, и в образе реки она будет рядом с Садко навсегда. «Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.
-Какие средства музыкальной выразительности вы выбрали? (зачитывают)
-Давайте, послушаем какую музыку сочинил Н.А.Римский –Корсаков?
Оценивание самостоятельной работы учащихся.
-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
11.25 - 5. Этап закрепления знаний (3 мин.).
У вас на партах лежат программки к оперному спектаклю, давайте их рассмотрим.
Слайд 19. - На первой странице фотография здания театра
Это - Пермский театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского.
Откройте вашу программку.
В ней вы найдете проверочные задания по теме урока. Вам нужно ответить письменно на вопросы и отметить правильные ответы.
11.28 - Самостоятельная работа учащихся по проверки усвоения нового материала. ( 2мин.)
Закончили. Подпишите свои работы.
- А теперь внимание на экран.
Слайд 20 - 23. - Правильные ответы.
Оцените свою работу :
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3 – 4 ошибки – «3»
Работа по самостоятельному оцениванию ответов. Объявление результатов.
Поднимите руку у кого сегодня «5», «4, «3».
- Обратимся опять к либретто оперы.
Садко собирает дружину в плавание во славу города Новгорода, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать ему про дальние страны, чтобы знать куда путь держать.
Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.
11.30 - 7 этап. Вокальная работа.
Садко с дружиной отправляется в плавание, а нам остается только напомнить ему. Что океан может быть не только прекрасен, но и …. Опасен!!