kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Роль литературы в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель показывает учащимся, какую роль играет литература в музыке: песне, опере, балете.Учитель поможет ребятам через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать и воспитывать любовь к русской классике, Родине, природе и развивать в детях более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее её восприятие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Роль литературы в музыке"»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Сердобска











Методическая разработка урока в 5 классе по теме: «Роль литературы в музыке».















Учитель музыки : Федотова Людмила Васильевна



Г. Сердобск, Пензенская область.

Тема: « Роль литературы в музыке».

Цель урока: Показать учащимся, какую роль играет литература в музыке: песне, опере, балете.

  1. Помочь ребятам осознать многообразие и богатство связей музыки с литературой.

  2. Помочь учащимся достаточно ясно представить, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.

  3. Развивать в детях более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее её восприятие.

  4. Помочь через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать.

  5. Воспитывать любовь к русской классике, Родине, природе.



Ход урока.

(Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А. Римского –Корсакова)

У.- Узнали музыку, которая нас сегодня встретила?

Д.- «Колыбельная Волховы».

У.-В каком крупном произведении звучит эта песня?

Д.-В опере «Садко».

У.- Кто автор этой оперы?

Д.- Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У.- Он написал 15 опер.

Римский- Корсаков великий русский композитор, он же ещё морской офицер. Три года провёл в кругосветном плавании, но любовь к музыке победила.

У.- Что такое «опера»?

Д.- Спектакль, где все только поют.

У.- Как называется тема четверти?

Д.- «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».

У.- Сегодня мы ещё раз проследим, какую роль играет литература в музыке: песне. Опере, балете. Продолжаем работать над песней « Родина» на слова Е Красева, музыка Ю. Слонова.

Вопросы: 1.О чём поётся в песне?( о нашей любимой Родине)

2. какие интонации слышите в песне? ( ласковые, нежные, светлые, красивые)

3.В каком ладу?( мажор-свет)

4. Почему композитор использует светлые краски?(т потому, что главная мысль этого текста, любовь ребят к родине, к её просторам, лесам, полям. берегам)

Вывод: - Появилась бы эта песня, если бы поэт Красёв не написал стихи про Родину? ( нет)

- Что стало бы со всеми песнями, если бы не было литературных текстов? (были бы одни вокализы, или вообще бы не появились на свет)

«Дуэт Лизы и Полины».

- А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. На некоторое время мы с вами превратимся в композиторов. Я прочитаю стихи Жуковского «Уж вечер», а вы подумайте, какая музыка подойдёт к ним.

Уж вечер… Облаков померкли края,

Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Всё тихо: рощи спят, вокруг царит покой; Простершись на траве под ивой наклонённой: Внимаю, как журчит , сливаяся с рекой Поток, кустами осенённый. Как слит с прохладою растений аромат! Как сладко в тишине у берега… струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

( Высказывание учащихся)

Характер- мягкий. Нежный, ласковый.

Темп - медленный.

Динамика – тихая.

Лад - минорный.

- Что помогло вам именно такой представить себе музыку? ( характер стихотворения)

-А как вы думаете, что поэта вдохновило на создание стихов? ( природа) - Многие художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты, описывали и описывают неповторимые красоты природы. – Наверное, и вы не раз любовались тихой красотой родной природы, ведь в каждом из нас живёт умение видеть прекрасное. – Давайте посмотрим на ваши рисунки о природе повнимательнее. Назовите те рисунки, которые бы соответствовали характеру стихотворения «Уж вечер» . - Какие краски мы видим на рисунке? ( мягкие, спокойные, рисующие умиротворение). – Что похожего можно найти в стихах и рисунках? ( описание лирической тишины, умиротворения покоя. Видимо, подобная красота вдохновила поэта и вас).

«Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама», П. И. Чайковского, (слушание)

- Совпадает ли характер Чайковского с нашими представлениями?( совпадает)

- Какое состояние души передаёт музыка? ( состояние покоя) - Сколько голосов звучало при исполнении музыки? ( два голоса) - Какой аккомпанемент услышали? ( фортепиано) - Какие голоса исполняли произведение?( женский высокий и низкий) - Как называется высокий женский голос ? ( сопрано) - Более низкий голос меццо- сопрано.( вывести новые слова на экран) - Как называется ансамбль , состоящий из двух исполнителей? ( дуэт) - Эта музыка называется «Дуэт Лизы и Полины». Он звучит в опере П. И. Чайковского « Пиковая дама». Содержание этой оперы очень драматично. Главные герои её, Лиза и Герман, погибают. Дуэт звучит в начале оперы. У Лизы в комнате собрались подруги. По их просьбе Лиза и Полина исполняют этот дуэт. Позже мы более подробно познакомимся с оперой « Пиковая дама» Музыку к этой опере написал п.И. Чайковский, а либретто- брат композитора м.и. Чайковский по повести Пушкина « Пиковая дама». – Что такое либретто? ( литературно- драматическая основа оперы ). – Назовите ещё музыкальные жанры, в основе которых также лежит либретто? ( оперетта, балет). – Какие оперы Чайковского вы знаете? ( « Евгений Онегин», « Иоланта»). – П.И. Чайковский – великий русский композитор. Его имя известно во всем мире. Он жил более ста лет назад. Написал много разных фортепианных пьес:» Времена года»; сборник « 16 пьес для детей»; «Детский альбом» для фортепиано. В нём 24 пьесы для детей. – Ребята, а какие балеты Чайковского вы знаете? ( Балет « Лебединое озеро»,»Щелкунчик», «Спящая красавица ») -А что такое балет? ( спектакль, где все танцуют)

Послушайте музыкальный фрагмент из прекрасного балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.

Обратите внимание на характер музыки, на оркестровое развитие.

- Понравилась вам музыка? ( да ) - Какое состояние души передаёт она? (и нежность, и трепетное волнение, отчаяние, и робкие надежды). – Какие музыкальные средства находит композитор, чтобы передать всю эту сложную гамму чувств? (Песенность, танцевальность, разные виды развития: динамическое, оркестровое, тембровое, использует изобразительные интонации). - Как звучит главная тема? ( нежно, певуче) - Какой инструмент исполняет главную тему? ( гобой- духовой инструмент) - Какой инструмент его сопровождает ? ( арфа) - Что в музыке изображает арфа? ( трепетное движение волны) - Эта музыка из балета « Лебединое озеро», а фрагмент, который прослушали, называется «Тема лебедей», которая звучит во вступлении ко второму действию. В основу балета легла немецкая сказка о прекрасной любви, способной сокрушить самые злобные чары и коварство. Главные действующие лица в ней Одетта и её подруги- лебеди, принц Зигфрид и злой Робарт со своей дочерью Одилией. Лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Робартом. Только ночью они превращаются в людей. Стая белых лебедей плывёт по озеру. Выйдя на берег лебеди, кружаться в медленном хороводе. Юный принц Зигфрид, видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Её красота очаровывает принца, и он клянётся девушке- лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и её подруг от злых чар Ротбарта, возникает большая танцевальная сцена.

-Появился бы этот балет. Если бы не было литературы?( нет, т.к. в основе балета лежит либретто).

Обобщение по уроку:

-Какие вокальные жанры вы знаете?( оперы, кантаты, песни, романсы ) - Что произошло бы со всей вокальной музыкой, если бы не было литературы? ( она бы не появилась бы на свет). – Что произошло бы с балетами? ( их просто бы не было). – Музыка без литературы обеднела бы и понесла бы огромнейшие потери. Наша жизнь стала бы скучной, неинтересной, серой, будничной. Ведь музыка всегда с нами, начиная с рождения человека. Музыка делает наши сердца и души добрыми, нежными, красивыми.

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение на тему» Что стало бы со мной, если бы не было музыки»

В заключении урока исполним русскую народную песню «У зари-то, у зореньки».
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока музыки "Роль литературы в музыке"

Автор: Федотова Людмила Васильевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока музыки "Музыка в баснях" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-muzyki-muzyka-v-basniakh"
    ["file_id"] => string(6) "111625"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407684474"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока  "Музыка -главный герой басни""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokamuzykaghlavnyighieroibasni"
    ["file_id"] => string(6) "280684"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453399145"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока-мастерской по литературе. "Алые паруса" Александра Грина - от метафоры к символу 20 века. "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-mastierskoi-po-litieraturie-alyie-parusa-alieksandra-grina-ot-mietafory-k-simvolu-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227701"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440915764"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Музыка и литература" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "126105"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415114665"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-muzyka-informatika-mir-kompozitora"
    ["file_id"] => string(6) "102166"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства