На уроке учитель показывает учащимся, какую роль играет литература в музыке: песне, опере, балете.Учитель поможет ребятам через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать и воспитывать любовь к русской классике, Родине, природе и развивать в детях более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее её восприятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Роль литературы в музыке"»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Сердобска
Методическая разработка урока в 5 классе по теме: «Роль литературы в музыке».
Учитель музыки : Федотова Людмила Васильевна
Г. Сердобск, Пензенская область.
Тема: « Роль литературы в музыке».
Цель урока: Показать учащимся, какую роль играет литература в музыке: песне, опере, балете.
Помочь ребятам осознать многообразие и богатство связей музыки с литературой.
Помочь учащимся достаточно ясно представить, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.
Развивать в детях более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее её восприятие.
Помочь через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать.
Воспитывать любовь к русской классике, Родине, природе.
Ход урока.
(Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А. Римского –Корсакова)
У.- Узнали музыку, которая нас сегодня встретила?
Д.- «Колыбельная Волховы».
У.-В каком крупном произведении звучит эта песня?
Д.-В опере «Садко».
У.- Кто автор этой оперы?
Д.- Николай Андреевич Римский-Корсаков.
У.- Он написал 15 опер.
Римский- Корсаков великий русский композитор, он же ещё морской офицер. Три года провёл в кругосветном плавании, но любовь к музыке победила.
У.- Что такое «опера»?
Д.- Спектакль, где все только поют.
У.- Как называется тема четверти?
Д.- «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».
У.- Сегодня мы ещё раз проследим, какую роль играет литература в музыке: песне. Опере, балете. Продолжаем работать над песней « Родина» на слова Е Красева, музыка Ю. Слонова.
Вопросы: 1.О чём поётся в песне?( о нашей любимой Родине)
4. Почему композитор использует светлые краски?(т потому, что главная мысль этого текста, любовь ребят к родине, к её просторам, лесам, полям. берегам)
Вывод: - Появилась бы эта песня, если бы поэт Красёв не написал стихи про Родину? ( нет)
- Что стало бы со всеми песнями, если бы не было литературных текстов? (были бы одни вокализы, или вообще бы не появились на свет)
«Дуэт Лизы и Полины».
- А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. На некоторое время мы с вами превратимся в композиторов. Я прочитаю стихи Жуковского «Уж вечер», а вы подумайте, какая музыка подойдёт к ним.
Уж вечер… Облаков померкли края,
Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Всё тихо: рощи спят, вокруг царит покой; Простершись на траве под ивой наклонённой: Внимаю, как журчит , сливаяся с рекой Поток, кустами осенённый. Как слит с прохладою растений аромат! Как сладко в тишине у берега… струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!
( Высказывание учащихся)
Характер- мягкий. Нежный, ласковый.
Темп - медленный.
Динамика – тихая.
Лад - минорный.
- Что помогло вам именно такой представить себе музыку? ( характер стихотворения)
-А как вы думаете, что поэта вдохновило на создание стихов? ( природа) - Многие художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты, описывали и описывают неповторимые красоты природы. – Наверное, и вы не раз любовались тихой красотой родной природы, ведь в каждом из нас живёт умение видеть прекрасное. – Давайте посмотрим на ваши рисунки о природе повнимательнее. Назовите те рисунки, которые бы соответствовали характеру стихотворения «Уж вечер» . - Какие краски мы видим на рисунке? ( мягкие, спокойные, рисующие умиротворение). – Что похожего можно найти в стихах и рисунках? ( описание лирической тишины, умиротворения покоя. Видимо, подобная красота вдохновила поэта и вас).
«Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама», П. И. Чайковского, (слушание)
- Совпадает ли характер Чайковского с нашими представлениями?( совпадает)
- Какое состояние души передаёт музыка? ( состояние покоя) - Сколько голосов звучало при исполнении музыки? ( два голоса) - Какой аккомпанемент услышали? ( фортепиано) - Какие голоса исполняли произведение?( женский высокий и низкий) - Как называется высокий женский голос ? ( сопрано) - Более низкий голос меццо- сопрано.( вывести новые слова на экран) - Как называется ансамбль , состоящий из двух исполнителей? ( дуэт) - Эта музыка называется «Дуэт Лизы и Полины». Он звучит в опере П. И. Чайковского « Пиковая дама». Содержание этой оперы очень драматично. Главные герои её, Лиза и Герман, погибают. Дуэт звучит в начале оперы. У Лизы в комнате собрались подруги. По их просьбе Лиза и Полина исполняют этот дуэт. Позже мы более подробно познакомимся с оперой « Пиковая дама» Музыку к этой опере написал п.И. Чайковский, а либретто- брат композитора м.и. Чайковский по повести Пушкина « Пиковая дама». – Что такое либретто? ( литературно- драматическая основа оперы ). – Назовите ещё музыкальные жанры, в основе которых также лежит либретто? ( оперетта, балет). – Какие оперы Чайковского вы знаете? ( « Евгений Онегин», « Иоланта»). – П.И. Чайковский – великий русский композитор. Его имя известно во всем мире. Он жил более ста лет назад. Написал много разных фортепианных пьес:» Времена года»; сборник « 16 пьес для детей»; «Детский альбом» для фортепиано. В нём 24 пьесы для детей. – Ребята, а какие балеты Чайковского вы знаете? ( Балет « Лебединое озеро»,»Щелкунчик», «Спящая красавица ») -А что такое балет? ( спектакль, где все танцуют)
Послушайте музыкальный фрагмент из прекрасного балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.
Обратите внимание на характер музыки, на оркестровое развитие.
- Понравилась вам музыка? ( да ) - Какое состояние души передаёт она? (и нежность, и трепетное волнение, отчаяние, и робкие надежды). – Какие музыкальные средства находит композитор, чтобы передать всю эту сложную гамму чувств? (Песенность, танцевальность, разные виды развития: динамическое, оркестровое, тембровое, использует изобразительные интонации). - Как звучит главная тема? ( нежно, певуче) - Какой инструмент исполняет главную тему? ( гобой- духовой инструмент) - Какой инструмент его сопровождает ? ( арфа) - Что в музыке изображает арфа? ( трепетное движение волны) - Эта музыка из балета « Лебединое озеро», а фрагмент, который прослушали, называется «Тема лебедей», которая звучит во вступлении ко второму действию. В основу балета легла немецкая сказка о прекрасной любви, способной сокрушить самые злобные чары и коварство. Главные действующие лица в ней Одетта и её подруги- лебеди, принц Зигфрид и злой Робарт со своей дочерью Одилией. Лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Робартом. Только ночью они превращаются в людей. Стая белых лебедей плывёт по озеру. Выйдя на берег лебеди, кружаться в медленном хороводе. Юный принц Зигфрид, видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Её красота очаровывает принца, и он клянётся девушке- лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и её подруг от злых чар Ротбарта, возникает большая танцевальная сцена.
-Появился бы этот балет. Если бы не было литературы?( нет, т.к. в основе балета лежит либретто).
Обобщение по уроку:
-Какие вокальные жанры вы знаете?( оперы, кантаты, песни, романсы ) - Что произошло бы со всей вокальной музыкой, если бы не было литературы? ( она бы не появилась бы на свет). – Что произошло бы с балетами? ( их просто бы не было). – Музыка без литературы обеднела бы и понесла бы огромнейшие потери. Наша жизнь стала бы скучной, неинтересной, серой, будничной. Ведь музыка всегда с нами, начиная с рождения человека. Музыка делает наши сердца и души добрыми, нежными, красивыми.
Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение на тему» Что стало бы со мной, если бы не было музыки»
В заключении урока исполним русскую народную песню «У зари-то, у зореньки».