kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме "Иван Сусанин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Задачи:

      1. Образовательные:

- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку.

- расширить знания учащихся об опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

2. Развивающие:

- Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительно­го исполнения, ритмического чув­ства и творческих способностей школьников.

        - Развитие навыков сравнительного восприятия песенной и танцевальной музыки;

       - Развитие умения анализировать произведение.

  1. Воспитательные

  - формирование эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке.

  - воспитание музыкального вкуса.

Одной из ключевых задач урока музыки явилось формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства. Эта тема является одной из ведущих  в Образовательной Программе ОУ, поэтому уроки музыки вносят серьёзный и планомерный вклад в решение задачи по формированию гражданской идентичности обучающихся.

  1. Тип урока: закрепление темы.
  2. Урок содержит следующие этапы:

- организационный момент и постановка целей урока;

- слушание музыки, музыкальный анализ произведения, сопоставление

   музыки танцевальной и песенной.;

- исполнение «Арии Ивана Сусанина»,

- подведение итогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки по теме "Иван Сусанин" »

Тема урока: «Подвиг русского человека в опере «Иван Сусанин».

Цель урока: Осмысление и освоение русской героико-патриотической оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Задачи урока:

1. образовательные:

а) познакомить детей с польскими танцами полонезом, краковяком, мазуркой;

б) показать, с точки зрения средств музыкальной выразительности, как М.И.Глинка использовал характер танца для изображения польского нашествия на Россию.

2. воспитательные:

а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к народной музыке,

б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,

3. развивающие:

а) развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся;

б) развивать способность к нравственной оценке исторических событий.

Оформление доски:

- вверху центральной части написать тему урока, - музыкальный словарь

- в левой части доски – портрет М.И.Глинки,

- эпиграф к уроку

Музыкальный материал: М.И.Глинка. « Речитатив и Ария Сусанина»; хор «Славься!».

Эпиграф:«…Страха не страшусь,

Смерти не боюсь,

Лягу за святую Русь!»

И. Сусанин.

Ребята, вы заметили, что сегодня у нас будет необычный урок. Из класса мы отправимся в оперный театр.

-Что вы представляете, когда слышите слово «театр?»

- Чем отличается оперный театр от других театров?

-Перечислите основные правила поведения в оперном театре. Как нужно одеться, для посещения театра?

Отвечать будем по руке, но вставать не нужно.

- Сегодня мы не просто посетим театр, а будем активными участниками представления, мы послушаем музыкальные фрагменты оперы, попробуем исполнить музыкальные отрывки.

Звенит звонок что означает этот звонок? (начинается представление)

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: ( на доске)


«…Страха не страшусь,

Смерти не боюсь,

Лягу за святую Русь!»

И. Сусанин.

Назовите тему урока? (слайд 1)

Кто назовёт автора этого произведения? (слайд 2)

Расскажите, о чём будем говорить на уроке? Какие задачи поставим перед собой на этом уроке?

Кто даст определение оперы?

Где можно найти определение? (работа со словарём) (слайд )

Для того, чтобы лучше понять сюжет оперы мы используем программку.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы. Перечислите…

Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды. (Слайд 3)

Какие слова кажутся непонятными? Словарная работа на листочке

Из скольких действий состоит опера? ( Опера состоит из трех действий и эпилога)

О чём рассказывает опера? (о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина),

Когда и где происходило это событие? ( в начале 1613 года, в селе Домнине).

Сколько лет назад это было? (400 лет назад). Юбилейный год.

Чем ознаменован этот период? (В начале 17 века польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава.)

Первое действие. О чём оно нам рассказывает? (Под цифрой 2 ) (слайд 6)

А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Что мы там видим? ( под цифрой 3) (слайд 7)

(Роскошный бал. По залу сидят пирующие паны и панны. Все предвкушают скорую победу над Москвой).

Рыцари и шляхтичи (польская знать) гордятся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Характер этих людей М.И.Глинка показывает в музыке, а в какой музыке нам нужно будет ответить, прослушав её. (слайд 8)

Прослушаем музыкальный фрагмент. Наша с вами задача – понять, какой характер музыки?

Слушание: «Полонез»

Какой характер у этой музыки? Кого музыка изображает? Какие они?

Подумайте над вопросом: «Какие особенности музыки подчеркивают хвастливую уверенность завоевателей Руси?».

( цифра 4 )Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются.

Каким произведением М.И.Глинка описал поляков?

Какой вывод можно сделать? (М.И.Глинка характеризует поляков танцевальной музыкой)

Звенит звонок. Объявляется антракт . Ребята, что такое антракт? Для чего он нужен? (слайд 9)

Чтобы поделиться впечатлениями. В этом вам помогут вопросы на слайде, обсудите их в группах:



  1. Перечислите правила поведения в театре.

  2. Для чего нужна программка в театре?

  3. Что такое опера?

  4. Назовите главных действующих героев оперы «Иван Сусанин».М.И.Глинки.

  5. Кто такой Иван Сусанин?

Звенит звонок. Действие третье ( под цифрой5)

( Вечереет. Ваня сидит занятый работой и поёт песню. Входит Сусанин.  Антонида готовится к девичнику. Слышится конский топот. Приехали поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют, чтобы их проводили к царю. ) (слайд 10)

Как вы думаете, Сусанин согласится? Почему?

( под цифрой 6)

(Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и приказывают Сусанину собираться. Ване он наказывает скакать верхом прямо к царю, и уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к царю. Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться.

Глухой лес. Ночь. Усталый отряд спит. Сусанину не спится, он думает.(слайд 11)

Как вы думаете, о чём? Послушаем «Арию Ивана Сусанина» и узнаем. (слайд 6 )

О чём размышляет Сусанин? (Он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов.)

Какими красками наделяет М.Глинка эту арию?

С каким настроением нужно исполнять эту арию? Исполнение арии. (слайд 12)

Какой музыкой Глинка охарактеризовал Ивана Сусанина? Какой номер в опере исполняет и.Сусанин?

( песенной) Сусанин пел.

(слайд 7)

( под цифрой 7)

(В это время в Москве…Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь». Народ славит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселился: твой царь идёт! Царя-государя встречает народ!»)

Слушание хора «Славься!». (слайд 13)

(под цифрой 8)

Скажите, почему народ ликует, когда произошло убийство Ивана Сусанина?

Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?

Какой музыкой Глинка характеризует поляков (танцевальной), а русских людей? (песенной) «Ария Сусанина», хор «Славься!»).

Итог урока:

Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву, а завёл поляков в глубокий лес?

Можно с уверенностью сказать, что Иван Сусанин –всенародный герой?

- Назовите качества характера Сусанина.

Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?

Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?

Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?

Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?

Благодарные соотечественники установили памятник костромскому крестьянину. (слайд 14)

Кто может совершить подвиг? Почему?

Этап оценивания

Как можно выразить без слов своё отношение к спектаклю? (аплодисментами) Давайте поблагодарим всех за работу на уроке.

Рефлексия

Воспроизведите увиденное и услышанное на уроке в завершении предложений:

- Я узнал…

-Я увидел…

-Я удивился…

Я хочу узнать…


































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока музыки по теме "Иван Сусанин"

Автор: Фотина Ирина Сергеевна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока музыки "Опера Иван Сусанин. Бал в замке польского короля" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-muzyki-opiera-ivan-susanin-bal-v-zamkie-pol-skogho-korolia"
    ["file_id"] => string(6) "190300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427130413"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по музыке Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-muzykie-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "188582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696206"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим». Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-za-rus-my-vsie-stienoi-stoim-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "207579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430556812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока музыки в 3 классе М. И. Глинка.   Опера «Иван Сусанин». "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-m-i-glinka-opiera-ivan-susanin"
    ["file_id"] => string(6) "237641"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444360426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок музыки " Страницы истории в музыке" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-muzyki-stranitsy-istorii-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "121974"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414123908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства