Конспект учебного занятия по музыке в 4 классе.
Т. К. Таблица ( деятельность учителя и учеников на уроке) не вносится в описание, даю ее в презентации.
Тема: Страницы истории в музыке.
Цель: знакомство с произведениями искусств с исторической тематикой, направленное на патриотическое воспитание школьников
Задачи:
- обучающие: знакомство с творчеством великого русского композитора, работа над музыкальной терминологией
- развивающие: развитие психических функций ребенка;
- воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства; пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сборники песен, фортепиано, презентация, таблица эмоциональных состояний, тексты фрагментов из оперы « Иван Сусанин», презентация, мультимедийное оборудование.
1.Организационный момент
Приветствие.Психологический настрой на работу:
-Я нахожусь на уроке, мне нравится урок музыки, я буду стараться и все выполню правильно.
- Наша мысленная зарядка окончена, откройте глаза, посмотрите на меня, и начнем заниматься.Мысленно повторяют фразы настроя на работу за учителем с закрытыми глазами.
2.
Повторение ранее усвоенных знаний
-Музыка- часть жизни , а значит в ней могут быть запечатлены страницы истории нашего народа.
-нам уже знакомо имя великого полководца и святого земли Русской- Александра Невского.( слайд) С каким произведением и какого автора мы знакомились?
(Слайд)
-Что такое кантата? ( работа с муз. терминологией)
(Слайд)
Мы познакомились с хором из кантаты « А. Невский» . Прокофьева « Вставайте, люди русские»
Кантата- крупное произв- е для солистов, хора и оркестра
3.
Сообщение темы, цели и задач урока
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала.
(Слайды)
-Сегодня мы продолжим говорить о связи музыки и истории.
Познакомимся еще с одним историческим эпизодом, который лег в основу крупного музыкального произведения.
(+ озвучивает цели и задачи урока)
Запись темы в тетрадь
4.
Изложение нового материала
- Сегодня мы будем знакомиться с оперой замечательного русского комп-ра М. И. Глинки « Иван Сусанин»( Слайд)
-Краткий рассказ о комп-ре (родился на Смоленщине, с первых лет жизни общался с рус.песнями и сказками, , события войны 1812 года -неизгладимая память о величии и героизме рус.народа, отражение в тв-ве)
-Может кому-либо известна история Ивана Сусанина?
-Краткий рассказ о событиях, происходивших более 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской-войска Польского.( слайд),о подвиге Ивана Сусанина, бесстрашно ушедшего на верную смерть для спасения Руси.
- Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент оперы, арию Сусанина « Ты взойдешь, моя заря», которую он исполняет перед гибелью. ( дети получили текст арии)
-Задание: как звучит ария и каким перед нами предстает Иван Сусанин?
(Слайд)
-Мы знаем, что опера- это…
- Есть в опере сольные номера, есть хоровые. Какие бывают хоры ?
-Предлагаю посмотреть еще один видеофрагмент оперы. Действие эпилога ( обратить внимание на новое слово) разворачивается на Красной площади, где собирается ликующий народ, который празднует победу над врагом, славит своих героев, звучит знаменитый хор « Славься»
-Какому хору, по-вашему, будет поручено исполнение?
-Задание: как звучит этот прекрасный хор « Славься», и зачем композитор ввел колокольный звон? (дети получили текст хора)
-Это правильно , т.к. на Руси колокола всегда сопровождали самые значимые события, оповещая и о бедах, и о радостях.
Запись в тетрадь
Закрепление нового материала
-Закончи предложение( слайд)
Сегодня мы знакомились с фрагментами оперы…
-Автором этой оперы является русский композитор…
-Мы прослушали 2 фрагмента:…..
-Опера рассказывает о…
Приём «Синквейн» ( слайд)
Сусанин
Храбрый, мужественный
Спасал, пожертвовал, погиб
“За отчизну не жаль и жизни отдать…”
Герой( подвиг)
Итог урока
Познакомившись с фрагментами из оперы « И. Сусанин», исполнив песни, мы еще раз доказали, что музыка- это зеркало…
И в ней живо отражаются страницы …
Выставление оценок
Рефлексия
Если урок был интересным, насыщенным информацией и вам понравился – поднимите руку, если нет- опустите свой взгляд.