| II. Мотивационный   
 | 4 мин | - Ребята, сегодня за правильные ответы вы будите получать нотки. А в конце урока, у кого будет больше ноток, тот получит пятёрки. - Вы готовы к работе? - Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь. - Итак,   Конец зиме, пропели петухи, Весна-Красна спускается на землю. Полночный час настал, сторожку Леший Отсторожил,-ныряй в дупло и спи! 
 
 Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка» 
 
 -«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры - меня с собой возьмите.»Музыка затихает
 - В какую же весеннюю сказку мы попали?
 - Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки.  Какие краски  использовал художник?Васнецов " Снегурочка "
 - А почему именно такими красками? - Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский  композитор Н.А.Римский-Корсаков написал музыку на сюжет сказки «Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера.
 -Ребята как вы думаете, что такое опера? - Опера – это жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют. | Слушают учителя 
 
 - Да   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Сказка «Снегурочка»   - Белые, синие, холодные,   
 
 
 - Потому что Снегурочка не умеет и не может никого любить
 
 
 
 
 
 Высказывают свои мнения | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Познавательные УУД – структурирование знаний | Беседа, рассказ, иллюстрация,   | 
  | IV. Открытие нового знания | 23 мин | - Давайте посмотрим иллюстрации к этой опере:  - 1 ил:  Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный  Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.
 - 2 ил:  А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под
 тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.
 - А сейчас я немного расскажу вам про великого композитора Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Он родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки.  - А сейчас вернёмся к теме нашего урока. - Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского. - Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни. - Давайте послушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»   Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды» Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»/   - О чём поёт девушка?   
 -Какое настроение передано в музыке? - Близки ли интонации арии народным песням?   -Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки? - Какую Снегурочку нам рисует музыка?
 
 
 - Есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?
 - Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее,  и люди уж не так относятся к друг к другу. Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?
 - Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней?
 - А Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала  ли она, почему ее покидают друзья?
 - Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной –Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы.
 Слушание: Сцена таяния Снегурочки. Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково её дущевное состояние?   - Как звучит музыка в сцене таяния:? - И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.- Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент таяния?
 - Должен ли измениться ее музыкальный портрет?/видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./
 - Почему изменился образ Снегурочки.
 - От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.
 - Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?
 - Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выражают свое мнение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Снегурочка хочет почувствовать что такое любовь - Весёлое, радостное - Да, здесь много распевов   - Скрипка- она изображает человеческий голос 
 - Веселую, беззаботную, Снегурочка - сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя- Никаких причин нет. Красивая, милая, беззаботная, радостная.
 - Нет, она милая, беззаботная. 
 
 
 
 
 - Купава, Лель. 
 
 
 
 
 
 - Да. 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывают своё мнение 
 - страстно, взволнованно, треперно, восторженно, игриво, мечтательно, безмятежно - печаль, прощание со всеми 
 
 - Да   
 
 - Изменилась ее душа   
 
 
 - Да и Нет. | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес) ; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Работа с иллюстрациям, рассказ, беседа, слушание, видеофрагмент | 
  | VI. Итог урока. Рефлексия.   | 5 мин | - Мы побывали в музыкальном театре. Понравилась ли вам эта экскурсия? - Что нового узнали на уроке?   
 - Чем запомнился урок?  - С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал? - А сейчас мы посмотрим кто набрал большее количество волшебных ноток?   - Молодцы, я поставлю вам пятерки.   - Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.
 | Высказывают свое мнение 
 -Узнали что такое опера, разобрали оперу «Снегурочка» Высказывают свое мнение 
 - С оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова 
 Считают нотки 
 
 
 Слушают педагога | Регулятивные УУД – оценка 
 Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ | Беседа Самоконтроль   
 |