kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки Опера Снегурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора Н. А. Римского-Корсакова на примере оперы «Снегурочка»

Задачи:

  1. Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения посредством оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
  2. Предметные: формирование представлений об образе снегурочки в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»
  3.  Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам,  умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации, о значимости образа Снегурочки для идеи оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Оборудование: компьютер, колонки, проектор

Методические разработки: иллюстрации картин Васнецова к опере «Снегурочка», видеофрагмент таяния Снегурочки, аудиозаписи  фрагментов оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки Опера Снегурочка»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»










Конспект урока музыки на тему «Опера Снегурочка Н. А. Римского-Корсакова»












Студент: Востриков К. Т.

Учитель: Хохрякова М. А. _________

Методист: Насонова И. А. _________












2015


Тема. Опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора Н. А. Римского-Корсакова на примере оперы «Снегурочка»

Задачи:

  1. Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения посредством оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

  2. Предметные: формирование представлений об образе снегурочки в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

  3. Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации, о значимости образа Снегурочки для идеи оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Оборудование: компьютер, колонки, проектор

Методические разработки: иллюстрации картин Васнецова к опере «Снегурочка», видеофрагмент таяния Снегурочки, аудиозаписи фрагментов оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».



Этапы урока

Время

Содержание

Формирование УУД

Методы и приемы

действия учителя

действия учеников

I. Организационный этап

1 мин

Здравствуйте дети, пожалуйста, садитесь

Приветствуют учителя, садятся на места

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция




II. Мотивационный


4 мин

- Ребята, сегодня за правильные ответы вы будите получать нотки. А в конце урока, у кого будет больше ноток, тот получит пятёрки.

- Вы готовы к работе?

- Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь.

- Итак,

Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!



Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка»



-«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры - меня с собой возьмите.»
Музыка затихает


- В какую же весеннюю сказку мы попали?

- Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки.  Какие краски  использовал художник?
 Васнецов " Снегурочка "

- А почему именно такими красками?


- Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский  композитор Н.А.Римский-Корсаков написал музыку на сюжет сказки «Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера.

-Ребята как вы думаете, что такое опера?

- Опера – это жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют.

Слушают учителя



- Да


























- Сказка «Снегурочка»

- Белые, синие, холодные,




- Потому что Снегурочка не умеет и не может никого любить





Высказывают свои мнения

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Познавательные УУД – структурирование знаний

Беседа, рассказ, иллюстрация,

III.

Постановка цели

1 мин

– Как вы думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?



- Послушать и проанализировать оперу Римского-Корсакова «Снегурочка»

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока

Регулятивные УУД - целеполагание

опрос

IV. Открытие нового знания

23 мин

- Давайте посмотрим иллюстрации к этой опере:  
 - 1 ил:  Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный  Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.    
 - 2 ил:  А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под    
тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.  

- А сейчас я немного расскажу вам про великого композитора Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Он родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. 

- А сейчас вернёмся к теме нашего урока.

- Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского.

- Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни.

- Давайте послушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»

Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды» Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»/

- О чём поёт девушка?


-Какое настроение передано в музыке?

- Близки ли интонации арии народным песням?

-Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?
- Какую Снегурочку нам рисует музыка?




- Есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?
- Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее,  и люди уж не так относятся к друг к другу. Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?
- Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней?
- А Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала  ли она, почему ее покидают друзья?
- Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной –Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы.

Слушание: Сцена таяния Снегурочки.

Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково её дущевное состояние?

- Как звучит музыка в сцене таяния:?

- И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.
- Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент таяния?

- Должен ли измениться ее музыкальный портрет?
/видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./
- Почему изменился образ Снегурочки.
- От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.
- Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?
- Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.












Выражают свое мнение

























- Снегурочка хочет почувствовать что такое любовь

- Весёлое, радостное

- Да, здесь много распевов

- Скрипка- она изображает человеческий голос


- Веселую, беззаботную, Снегурочка - сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя
- Никаких причин нет. Красивая, милая, беззаботная, радостная.

- Нет, она милая, беззаботная.






- Купава, Лель.







- Да.









Высказывают своё мнение


- страстно, взволнованно, треперно, восторженно, игриво, мечтательно, безмятежно

- печаль, прощание со всеми



- Да



- Изменилась ее душа




- Да и Нет.

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес) ; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Работа с иллюстрациям, рассказ, беседа, слушание, видеофрагмент

Физминутка

1 мин

V. Применение новых знаний

4 мин

- А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Снежный ком». Мы будем называть все данные об опере, картинах и пьесе про Снегурочку. Последнее слово каждого ответа, будет первым словом следующего. Я начну первый.

ИГРА «Снежный ком»

  1. Летом я побывал в театре.

  2. В театре я слушал оперу.

  3. Опера называлась «Снегурочка».

  4. «Снегурочка»-весенняя опера, так назвал её композитор.

  5. Композитор Н.А.Римский Корсаков -композитор –сказочник, написавший 15 опер на сказочный сюжет.

  6. Сказочный сюжет оперы «Снегурочка» он заимствовал у драматурга Александра Островского.

  7. А.Островский с восхищением отзывался о музыке и декорациях .

  8. Декорации нарисовал великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.



Играют в игру


Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы


Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

игра






















VI. Итог урока. Рефлексия.

5 мин

- Мы побывали в музыкальном театре. Понравилась ли вам эта экскурсия?

- Что нового узнали на уроке?


- Чем запомнился урок?

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

- А сейчас мы посмотрим кто набрал большее количество волшебных ноток?

- Молодцы, я поставлю вам пятерки.

- Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.
Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.

Высказывают свое мнение


-Узнали что такое опера, разобрали оперу «Снегурочка»

Высказывают свое мнение


- С оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова


Считают нотки




Слушают педагога

Регулятивные УУД – оценка


Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ

Беседа

Самоконтроль


VIII. Домашнее задание.

1мин

- Ребята, а дома я вам предлагаю нарисовать костюмы для любимых персонажей оперы.




Записывают домашнее задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки Опера Снегурочка

Автор: Востриков Константин Тимофеевич

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока музыки "Красота и сила музыки Н.А.Римского-Корсакова в опере "Снегурочка" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-muzyki-krasota-i-sila-muzyki-n-a-rimskogho-korsakova-v-opierie-snieghurochka"
    ["file_id"] => string(6) "189557"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426952845"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки: Образы добра и зла в балете "Спящая красавица" П.И. Чайковского "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-muzyki-obrazy-dobra-i-zla-v-balietie-spiashchaia-krasavitsa-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102244"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490240"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока "Опера самый значительный жанр вокальной музыки" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-opiera-samyi-znachitiel-nyi-zhanr-vokal-noi-muzyki-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "236586"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444121443"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444311300"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по музыке. Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»"
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekturokapomuzykietiemavydaiushchiiesiaispolnitielimuzykivokalistyzhienskiiegholosa"
    ["file_id"] => string(6) "264665"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449757081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства