kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Красота и сила музыки Н.А.Римского-Корсакова в опере "Снегурочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

            Урок на тему «Красота и сила музыки Н.А.Римского-Корсакова в опере «Снегурочка» в 6 классе составлен по дисциплине художественно-эстетического направления. Урок проводится в 3 четверти по теме данной четверти «Сила музыки» по программе Кабалевского. Для изучения данной темы отводится 1 час.

          Поставлены конкретные задачи, отвечающие главной цели урока. Наряду с традиционными методами  широко используются различные технологии, способствующие образному и ассоцитивному восприятию материала, как технологии палмографии, палмофонии, моделираование художественного образа, музыкального обобщения.

            Урок драматургически выстроен: образ Снегурочки и его развитие проходит через весь материал и служит основным лейтмотивом, который варьируется в зависимости от сопряжения с другими персонажами, или явлениями природы. Ни одно выразительное средство, выстраивающее сюжет оперы, не осталось незамеченным: музыкальный инструмент флейта, народные утренние зазывания пастушка Леля, пробуждение природы, приход весны, пробуждение чувства любви.

            В решении образовательных и воспитательных задач проявляется: определена форма центральной арии Снегурочки, охарактеризованы голоса оркестра, их тембровые особенности, выделены средства музыкальной выразительности, музыкальные примеры, иллюстрации способствуют воспитанию чувств любви к Родине и пониманию прекрасного в искусстве.

            Все разделы урока сопровождаются фото-видео слайдами с иллюстрациями из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Зрительное восприятие помогает более точному и глубокому изучению заявленной темы.

            Урок выстроен в форме творческой беседы. Педагогика сотрудничества - основной технологический метод преподования, создающий атмосферу взаимопонимания и активного познания.

            Кульминационным моментом урока можно назвать проведение творческих тестов. При выполнении предложенного  задания ученики смогут максимально применить знания и продемонстрировать их в своих ответах. Эффективное применение различных методов  способствует созданию творческой атмосферы урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Красота и сила музыки Н.А.Римского-Корсакова в опере "Снегурочка" »

Урок музыки в 6 классе

Предмет эстетического направления (музыка)

Хасаншина Рошания Сарымовна

Учитель музыки

МБОУ «Гимназия№11г. Лениногорска»

Тема: «Красота и сила музыки Н.А.Римского –Корсакова в опере «Снегурочка»


Цель: показать, что сила музыки Н.А.Римского-Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора.


Худ.-педагогическая идея: «… Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества». Н.А.Римский-Корсаков


Методы и технологии:

- метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.)

- метод создания композиции (Кабалевский, Горюнова Л.В.)

-метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.)

-метод уподобления характеру звучания музыки (Радынова О.П.)

-технология моделирования художественного образа (Пиличаускас А.А.)

-технология палмофонии и палмографии (Красильникова М.С.)

-технология музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.)


Музыкальный материал:

  1. Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Фрагменты: Песня Леля, Сцена и ария Снегурочки, Сцена таяния Снегурочки.

Оборудование:

  1. Видеофильм «Снегурочка»

  2. Портрет Н.А.Римского-Корсакова

  3. Иллюстрации к опере «Снегурочка»

  4. Нотная запись музыкальных тем

  5. Грамзаписи с муз. материалом к уроку.

  6. Фигуры героев, нарисованные детьми.


Литература:

1.Музыка 5 кл Науменко, Алиев

2. К.П.Португалов «Серьезная музыка в школе»

3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказать детям о музыке»

4. Л.Барсова «Н.А.Римский-Корсаков»

5. Альбом «Н.А.Римский-Корсаков»


Ход урока

  1. Организация урока

А) Вход в класс

Б) Муз. приветствие: «Рада я видеть любимый мой класс,

Музыкой вновь удивлю я всех вас! Здравствуйте!»


Учитель приглашает 3 детей, которые прочитают стихотворение «Музыка» М.Ивенсена

Послушай: музыка вокруг;

Она во всем- самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

И дятла дробь, и поездов

Гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень - песенкой без слов,

Все на одной звенящей ноте.

А снега хруст, а треск костра!

А металлическое пенье,

И звон пилы и топора!

А проводов степных гуденье!

…Во т почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка и гобой.

Учитель: О каком композиторе шла речь на прошлом уроке?

Дети: О Н.А.Римском-Корсакове.



У.: Что вы узнали о композиторе?

Какое задание вам было задано?

Д.: Прочитать сказку «Снегурочка» и нарисовать персонажей.


У.: Среди 15 опер Римского-Корсакова 9 написаны на сюжеты русских сказок и легенд. («Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.)





Слайд с фрагментами из опер


У.: На этом уроке речь пойдет об опере «Снегурочка».

Представьте себе. Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.


А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова.

«… Легкое прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок…» (И.Котмина. «Весенняя сказка»)

-Представили? Можете нарисовать мысленно картину?

Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев,

где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта. Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены человеческими чертами.

Давайте прикрепим ваши нарисованные фигурки героев на плакат, где изображено царство берендеев./Учащиеся прикрепляют фигурки героев на плакат (кроме фигурок Снегурочки и Леля)/

В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с ее шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В ариях и песнях выразительно слышен отголосок русских народных песен .

-Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь в его поэтическое звучание и постарайтесь мысленно пропеть.

/Вокализация/.

На плакате появляется фигурка Снегурочки.


-А теперь послушаем Арию Снегурочки из оперы.

Слушание Арии Снегурочки. Слайд с изображением

Снегурочки.





-Совпали ли ваши мнения с мнением композитора?

- О чем поет Снегурочка? Что манит ее к людям?

На экране показать нотную запись арии.

















Охарактеризуйте ее мелодию./Словесный метод уподобления характеру звучания/.

-Звучание каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса?

-Что напоминает вам мелодия средней части?

-Охарактеризуйте музыкальный образ Снегурочки.

Ученик: В первой части мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка резвая, шаловливая, ее манят людские песни.

Ученик: Во второй части мелодия спокойная, напевная. Героиня поет о том, о чем мечтает: какие песни людей она принесет отцу зимой.

Ученик: В третьей части закрепляется утверждение первой: у людей Снегурочке будет жить интересней. Она будет общаться с подругами, петь песни.


И вот слушает она «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.

Дети прикрепляют фигурку Леля на плакат.

Прослушивание лейтмотива Леля.

Учитель: Лель – это олицетворение вечного искусства музыки, песенного творчества народа.

- Какой музыкальный инструмент сопровождает Леля?

Ученик: Появление Леля сопровождается переливами соло кларнета, воспроизводящего напев пастушьего рожка. Римский-Корсаков использовал подлинные пастушеские наигрыши.

Учитель: В какой музыкальной форме написана песня?

Ученик: В куплетно-вариационной.

Учитель: Сколько разделов в куплете и каков характер музыки в этих разделах?

Ученик: 1-й раздел «Туча со громом» - мелодия медленная, протяжная, речитативного характера. 2-й раздел «То-то цветики возрадуются» - мелодия грациозная с оттенками танцевальности. 3-й раздел «Лель мой» - мелодия задорная и веселая.

Учитель: Какие изобразительные моменты, указывающие на связь Леля с природой, появляются в песне?

Ученик: Подражание раскатам грома в тремоло литавр и каплям дождя в пиццикато скрипок./Повторное слушание и палмофония/


























А теперь перенесемся на конец оперы.

Учитель: Каким образом Снегурочка предстает в начале оперы?

Ученик: Снегурочка лишена человеческого тепла.

Учитель: С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать это?

Ученик: С помощью флейты.


Учитель: Какие интонации в арии ассоциируются с «голосами природы»?

Ученик: Интонации «ауканья».

Учитель: Давайте перенесемся на конец оперы. Именно в этой сцене вся гармония человеческих чувств и красоты природы. Почему Снегурочка, ранее не замечавшая красоту окружающего мира, стала ее видеть и восторгаться? Ее сердце загорелось огнем человеческого чувства. Она полюбила.

Какая сцена является кульминацией в развитии действия?

Ученик: Сцена гибели Снегурочки. Под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает.

На экране сцена таяния Снегурочки.

Звучит фрагмент ариозо из оперы.









Учитель: Что воспевает Снегурочка в сцене таяния, в своем последнем ариозо: какая это музыка?


Ученик:

В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

Учитель:

И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова.


(На этом фоне ученица в костюме Снегурочки исполняет танцевальные движения.)


Учитель: - Уже более ста лет слушают миллионы людей - и детей и взрослых эту оперу и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.

Снегурочка – это утро любви, утро судьбы народной. Недаром опера начинается отдаленным петушиным призывом, воспевающим зарю, и заканчивается могучим и победным восходом солнца. Торжественный гимн Яриле - музыкальный итог оперы, подготовленный всем ее ходом.

Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.

Учитель: Вам предлагается тест, в котором вы должны поставить + напротив верных утверждений.

Учащиеся работают с тестом. Проверка теста на экране. Поставить + напротив верных утверждений

Тест на закрепление (выводится на экран):

1. Как называется опера«Снегурочка»?

· Зимняя сказка.

· Весенняя сказка.


2. В какого превращается Снегурочка?

· В холодное существо.

· В любящую девушку.

3. На что опирался автор, сочиняя свое произведение?

· На народный фольклор.

· На жизненный опыт.

4. В чем сила музыки Н.А.Римского-Корсакова?

· В правдивом показе нравственной красоты жизни?

· В мастерстве композитора?

· В единстве жизненной красоты и мастерства композитора?

5. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?

· Любовь.

· Добро.

· Верность законам природы.

Ответы на тест (выводятся на экран):

1. «Это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, благоуханием» - А.П. Бородин.

2. В любящую девушку – в произведении передана огромная сила человеческой любви, ее влияния на судьбу человека.

3. На народный фольклор – стихия русских народных обрядов и обычаев очень близка его творчеству.

4. В единстве жизненной красоты и мастерства композитора.

5. Все из перечисленных – в произведениях прославляется мощь и красота природы, ее воздействие на человека. Природа делает человека счастливым.

Учитель: Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.

Этот сказочный образ волновал и волнует по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:


...Плакала Снегурочка

Зиму провожая

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!


А завершим наш урок песней, где поется о добрых человеческих чувствах. Песня Р.Ахияровой «Елмай» («Улыбнись»)
































Пояснительная записка.


Урок на тему «Красота и сила музыки Н.А.Римского-Корсакова в опере «Снегурочка» в 6 классе составлен по дисциплине художественно-эстетического направления. Урок проводится в 3 четверти по теме данной четверти «Сила музыки» по программе Кабалевского. Для изучения данной темы отводится 1 час.

Поставлены конкретные задачи, отвечающие главной цели урока. Наряду с традиционными методами широко используются различные технологии, способствующие образному и ассоцитивному восприятию материала, как технологии палмографии, палмофонии, моделираование художественного образа, музыкального обобщения.

Урок драматургически выстроен: образ Снегурочки и его развитие проходит через весь материал и служит основным лейтмотивом, который варьируется в зависимости от сопряжения с другими персонажами, или явлениями природы. Ни одно выразительное средство, выстраивающее сюжет оперы, не осталось незамеченным: музыкальный инструмент флейта, народные утренние зазывания пастушка Леля, пробуждение природы, приход весны, пробуждение чувства любви.

В решении образовательных и воспитательных задач проявляется: определена форма центральной арии Снегурочки, охарактеризованы голоса оркестра, их тембровые особенности, выделены средства музыкальной выразительности, музыкальные примеры, иллюстрации способствуют воспитанию чувств любви к Родине и пониманию прекрасного в искусстве.

Все разделы урока сопровождаются фото-видео слайдами с иллюстрациями из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Зрительное восприятие помогает более точному и глубокому изучению заявленной темы.

Урок выстроен в форме творческой беседы. Педагогика сотрудничества - основной технологический метод преподования, создающий атмосферу взаимопонимания и активного познания.

Кульминационным моментом урока можно назвать проведение творческих тестов. При выполнении предложенного задания ученики смогут максимально применить знания и продемонстрировать их в своих ответах. Эффективное применение различных методов способствует созданию творческой атмосферы урока.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хасаншина Рошания Сарымовна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства