kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы; Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах". Раздел I полугодия: "Музыка и литература". Цель: "Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе и живописи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..." »

УРОК № 3







МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,

Е. Д. Критской.



Тема урока: «Вокальная музыка».


















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля

2013г.


Тема урока: «Вокальная музыка» «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»


Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.


Задачи урока:

  • Оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

  • Участвовать в коллективной деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

  • Знакомство с различными жанрами русской народной песни;

  • Формирование умений ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях.


Планируемые результаты изучения:


Понимать основные жанры народных песен, ее особенности.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии произведений.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:


Русские народные песни: «Я на камушке сижу», «Уж ты, поле, мое», «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Спи дитятко», «Баю-баюшки-баю», Римский-Корсаков «Колыбельная» из оперы «Садко».


Художественный материал:


«Полдень» К. Петров-Водкин, «Голубой домик» Б. Кустодиев.












Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Дать определение вокализу, вокальной музыке.


Вступительная беседа:


Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Е.П. Ростопчина.

- О чем говорит нам поэтесса?

- Ответы уч-ся:

- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

- В песне.

- Как вы думаете, в чем смысл следующих выражений: «Вся Россия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша»?

- Ответы уч-ся:

- Правильно, жизнь русского человека, русского народа просто немыслима без песни.


2. Формулирование темы урока.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Ответы уч-ся:

Сегодня тема нашего урока: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

- В четвертом классе мы проходили тему «Музыка моего народа». О какой музыке мы говорили на уроках?

Ответы уч-ся: О музыка народной и композиторской.


Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • Вспомнить жанры русских народных песен;

  • Назвать отличительные особенности народных песен от композиторских;

  • Послушать народные песни, определить характер и жанр;

  • Рассмотреть картины, определить музыкальные жанры созвучные картинам;

  • Сравнить народные песни с композиторскими.


3. Работа над новым материалом.

- Вспомните, пожалуйста, жанры народных песен. (Слайд 6)

Ответы уч-ся:

- Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, манеру исполнения форму, по которым мы отличаем трудовую от колыбельной, лирическую от военной, плясовую от революционной.

- Назовите, чем отличается народная песня от композиторской, т.е. характерные особенности народной песни. (Слайд 7)

Ответы уч-ся:


- Давайте послушаем несколько народных песен, а вы определите характер песен, и к какому жанру они относятся. (Слайд 8)

«Я на камушке сижу»,

«Уж ты, поле, мое»,

«Бояре, а мы к вам пришли»,

«А мы просо сеяли»

Слушание.

Ответы уч-ся:

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.

В народной песне неразрывно слиты слова и мелодия. В сочетании слова и напева, музыкального сопровождения и рождается народная песня. Не случайно в народе бытует такое выражение – «складывать песню».


- Давайте рассмотрим картину К. Петрова-Водкина «Полдень» (Слайд 9) Что вы можете о ней сказать? О чем она рассказывает зрителю?

Ответы уч-ся:

- На картине изображен образ народной жизни России. Глаз охватывает как бы бескрайние просторы. Мы видим шарообразность Земли. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всем традиционном укладе крестьянской жизни.


- А теперь обратите внимание на картину Б. Кустодиева «Голубой домик», что о ней вы можете рассказать? (Слайд 10)

Ответы уч-ся:

- Изображен уютный дом с его обитателями. Показан жизненный путь человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.

- Музыку, каких жанров можно услышать, глядя на картину?

Ответы уч-ся:


III. Осмысление и закрепление знаний.


Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Русское слово «колыбельная»

происходит от глагола «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Издавна было замечено, что при монотонном движении младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели, зыбки. (Слайд 11) В старину колыбельный напев начинал звучать над зыбкой тотчас после рождения ребенка. Именно он составлял самые важные музыкальные впечатления малыша, являлся первой музыкальной и поэтической информацией. Традиция петь у колыбели зародилась в глубокой древности.

Давайте рассмотрим картины (Слайд 12) Сергея Николаевича Ерошкина «У колыбели», Николая Александровича Тархова (1871-1930) «У колыбели» 1908, Юрия Петровича Кугача «Колыбельная», и послушаем народные колыбельные песни.

Слушание «Спи дитятко», «Баю-баюшки-баю не ложися на краю».


- Что вы можете сказать об этих песнях, какое впечатление они произвели на вас? Какие они по характеру?


Ответы уч-ся:


(Слайд 13) - А сейчас мы послушаем «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко» Римского-Корсакова и сравним с народными колыбельными песнями.

Слушание.

Ответы уч-ся:


IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 14)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..."

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160662


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства