Конспект урока музыки по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..."
Конспект урока музыки по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..."
Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы; Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах". Раздел I полугодия: "Музыка и литература". Цель: "Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе и живописи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..." »
УРОК № 3
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,
Е. Д. Критской.
Тема урока: «Вокальная музыка».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
2013г.
Тема урока: «Вокальная музыка» «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»
Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
Задачи урока:
Оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
Участвовать в коллективной деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
Знакомство с различными жанрами русской народной песни;
Формирование умений ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях.
Планируемые результаты изучения:
Понимать основные жанры народных песен, ее особенности.
Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии произведений.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Русские народные песни: «Я на камушке сижу», «Уж ты, поле, мое», «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Спи дитятко», «Баю-баюшки-баю», Римский-Корсаков «Колыбельная» из оперы «Садко».
Художественный материал:
«Полдень» К. Петров-Водкин, «Голубой домик» Б. Кустодиев.
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Дать определение вокализу, вокальной музыке.
Вступительная беседа:
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Е.П. Ростопчина.
- О чем говорит нам поэтесса?
- Ответы уч-ся:
- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
- В песне.
- Как вы думаете, в чем смысл следующих выражений: «Вся Россия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша»?
- Ответы уч-ся:
- Правильно, жизнь русского человека, русского народа просто немыслима без песни.
2. Формулирование темы урока.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Ответы уч-ся:
Сегодня тема нашего урока: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»
- В четвертом классе мы проходили тему «Музыка моего народа». О какой музыке мы говорили на уроках?
Ответы уч-ся:О музыка народной и композиторской.
Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Вспомнить жанры русских народных песен;
Назвать отличительные особенности народных песен от композиторских;
Послушать народные песни, определить характер и жанр;
Рассмотреть картины, определить музыкальные жанры созвучные картинам;
Сравнить народные песни с композиторскими.
3. Работа над новым материалом.
- Вспомните, пожалуйста, жанры народных песен. (Слайд 6)
Ответы уч-ся:
- Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, манеру исполнения форму, по которым мы отличаем трудовую от колыбельной, лирическую от военной, плясовую от революционной.
- Назовите, чем отличается народная песня от композиторской, т.е. характерные особенности народной песни. (Слайд 7)
Ответы уч-ся:
- Давайте послушаем несколько народных песен, а вы определите характер песен, и к какому жанру они относятся. (Слайд 8)
«Я на камушке сижу»,
«Уж ты, поле, мое»,
«Бояре, а мы к вам пришли»,
«А мы просо сеяли»
Слушание.
Ответы уч-ся:
Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.
В народной песне неразрывно слиты слова и мелодия. В сочетании слова и напева, музыкального сопровождения и рождается народная песня. Не случайно в народе бытует такое выражение – «складывать песню».
- Давайте рассмотрим картину К. Петрова-Водкина «Полдень» (Слайд 9) Что вы можете о ней сказать? О чем она рассказывает зрителю?
Ответы уч-ся:
- На картине изображен образ народной жизни России. Глаз охватывает как бы бескрайние просторы. Мы видим шарообразность Земли. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всем традиционном укладе крестьянской жизни.
- А теперь обратите внимание на картину Б. Кустодиева «Голубой домик», что о ней вы можете рассказать? (Слайд 10)
Ответы уч-ся:
- Изображен уютный дом с его обитателями. Показан жизненный путь человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.
- Музыку, каких жанров можно услышать, глядя на картину?
Ответы уч-ся:
III. Осмысление и закрепление знаний.
Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Русское слово «колыбельная»
происходит от глагола «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Издавна было замечено, что при монотонном движении младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели, зыбки. (Слайд 11) В старину колыбельный напев начинал звучать над зыбкой тотчас после рождения ребенка. Именно он составлял самые важные музыкальные впечатления малыша, являлся первой музыкальной и поэтической информацией. Традиция петь у колыбели зародилась в глубокой древности.
Давайте рассмотрим картины (Слайд 12) Сергея Николаевича Ерошкина «У колыбели», Николая Александровича Тархова (1871-1930) «У колыбели» 1908, Юрия Петровича Кугача «Колыбельная», и послушаем народные колыбельные песни.
Слушание «Спи дитятко», «Баю-баюшки-баю не ложися на краю».
- Что вы можете сказать об этих песнях, какое впечатление они произвели на вас? Какие они по характеру?
Ответы уч-ся:
(Слайд 13) - А сейчас мы послушаем «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко» Римского-Корсакова и сравним с народными колыбельными песнями.
Слушание.
Ответы уч-ся:
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 14)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).