kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Колокольные звоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о русской народной музыке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Колокольные звоны России"»

ДРАМАТУРГИЯ УРОКА


Колокольные звоны России

Тип урока: расширение темы

Вид урока: урок-знакомство

Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о русской народной музыке.


Задачи:

Обучающие: создать у учащихся эмоциональный настрой на восприятие высоких духовных понятий; подвести к осмыслению фольклора и духовной музыку через художественные и жизненно-конкретные образы; познакомить учащихся со звучанием колокольных звонков;

Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия русской духовной музыки;

Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, родной земле.

Материал: Кремлевские куранты, Суздальские куранты, М. П. Мусоргский «Великий колокольный звон», П.И. Чайковский «В церкви», «Вечерний звон» р.н.п., «Вечерняя песня», М. Глинка хор «Славься», Ростовские звоны, Перезвон, Трезвон, Г. Струве «Россия», музыка Е. Крылатова «Колокола».

Оборудование: проектор, телевизор, магнитофон, портреты композиторов: М. Мусоргского, П. Чайковского, М. Глинка.

Методы: наглядный, сравнение, сопоставление, беседа.

Структура урока:

I Вводная часть:

  1. организационный момент;

  2. повторение изученного;

  3. вокально-хоровая работа, слушание «В церкви»;

  4. исполнение песни «В церкви» П. Чайковского.


II Основная часть

  1. вступительная часть;

  2. слушание и анализ Ростовского звона;

  3. слушание и анализ Перезвона;

  4. слушание и анализ Суздальских и Кремлевских курантов;

  5. физминутка;

  6. исполнение песни «Колокола»

  7. работа с репродукцией;

  8. слушание и анализ р.н.п. «Вечерний звон»


Заключительная часть.

  1. исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве;

  2. подведение итогов, домашнее задание;

  3. выход из класса.


Ход урока.

I Вводная часть.

  1. Орг. Момент

Вход в класс под Великий колокольный звон М. Мусоргского.

Музыкальное приветствие.

1) Мы Вас приветствовать рады учитель!

2) Я вас приветствовать рада, ребята!

  1. Повторение изученного.

    • С музыкой какого народа вы знакомились на уроках?

    • Что значит народная музыка?

    • Как создавалась народная песня? Как дошла до нас?

    • Какие жанры р.н.п. вы знаете? (исторические, лирические, хороводные, плясовые, трудовые, былины).

    • Какие инструменты характерны для русского народа? (гусли, рожки, балалайка)

    • Какие танцы русского народа вам известны? (камаринская, Трепак, барыня, хоровод)

    • У каждого человека есть и своя малая Родина. Для нас это…(Башкортостан)

    • Есть ли что-то общее между русской народной песней и башкирской?

    • Что такое озон-кюй и кыска-кюй?

    • К какому направлению все эти песни отнесем? (фольклору) почему? (русские народные песни зародились в быту, они отражают уклад жизни народа)

    • Какие еще направления русской музыкальной культуры вы знаете? (духовная)

    • С чем связана духовная музыка? (с церковью)

    • Что главное в церковном пении (текст, мелодия) только облегчает восприятие «божественных слов»)


3 Вокально-хоровая работа

  • Упражнение на дыхание

  • Упражнение закрытым ртом на двух звуках

  • Упражнение «на одной ноте я пою»

  • Упражнение на слог «ми…я» на legаto staccato

  • Упражнение с названием и показом нот (гамма)



4 Исполнение песни «В церкви» П.И. Чайковского.

  • Что будет главное в исполнении песни текст или музыка? (текст)

  • Как мы должны исполнить? (умиротворенно, негромко)


II Основная часть.

  • Под какую музыку вы вошли в класс? Что это за музыка, что звучит? (колокола)

  • К какому направлению можно отнести колокольный звон? (духовному) Почему?

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о колоколах. Итак, наша тема – Колокольные звоны России.

  • Что такое колокол? (музыкальный инструмент)

  • Где и для чего он используется? (колокола призывают людей в храм, возвещают о важных событиях, не дают сбиться с пути)

  • Как называется звучание колокола? (звон)

  • Послушайте легенду о колоколе.

Старинная легенда рассказывает, что колокола впервые отлиты при святом Павлине, епископе Ноланском. Он увидел во сне полевые колокольчики и услышал их чудесный звон. Проснувшись, Павлин приказал отлить колокола из сплава разных металлов. С тех пор и звонят колокола.

2) Слушание и анализ Ростовского звона.

Звучит Ростовский звон.

  • Какой характер у звона? Как она прозвучала? (просто, торжественно, очень громко, величаво, радостно)

  • Этот звон называется «Ростовский» по названию древнейшего города России – Ростова. В Ростове, как и в Москве, есть древнейший Ростовский Кремль, про который говорят: «Мал золотник да дорог»

  • Как вы понимаете эту поговорку?

  • В самом деле, когда попадаешь в Ростовский кремль он и вправду мал размером, а по нему не находишься. Как же возник Ростовский звон?

На Руси цари тоже любили звонить в колокола. Сам Иоанн Грозный в 4 часу утра ежедневно поднимался на колокольню благовестить к заутрени. После Иоанна Грозного колоколами увлекся священнослужитель Иона Сысоевич. Будучи в Москве он интересовался конструкциями и проектами колоколен и колоколов. И по возвращении в Ростов начал строительство знаменитого ростовского Кремля, расположенного на берегу озера Нера. Близость озера усиливает звучание, поэтому колокольный звон прежде разлетался на 20 км.

  • Русский человек всегда относился к колоколу как к живому существу, давал имена колоколам, особенно большим. (репродукция колокола Сысой)

  • Это самый большой колокол – «Сысой» весом в 32 т. назван в честь отца митрополита Ионы Сысоевича

  • Чуть меньше «Полилелей» - 16 т. (показ), «Лебедь» - 8 т. Колокольня состоит из 13 колоколов. Самые маленькие колокола называют «мелюзгой» и весят она всего 2 тонны.

  • Звучание колоколов тоже отличается по-своему назначениею и звучанию.


3) слушание и анализ Перезвона.

  • Послушайте один из звонов и определите особенность его звучания.

Звучит Перезвон.

  • Как прозвучал звон? Что особенного заметили?

  • Такой звон называется «перезвон». Это медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким, а затем –удар одновременно во все колокола. Перезвоном обычно провожают в последний путь.


4) слушание и анализ Суздальских курантов.

  • Мы познакомились со звучанием Ростовского звона, а сейчас прослушаем еще один звон. Определите в чем его отличие от Ростовского.

Звучание Суздальских колоколов.

  • Чем отличается это звучание? (колокола звучат мягче, красивее) на что похоже их звучание? (бой курантов)

  • Это прозвучали Суздальские куранты, по названию древнего города Суздаля. Что такое куранты? (башенные часы с музыкальным механизмом)

  • Очень красиво звучат Суздальские куранты, такой звон называют «малиновый», что означает красивое, бархатное, певучее звучание. Название «малиновый звон» произошло от названия бельгийского города Малина, где ежегодно и по сегодняшний день проводятся состязания игре на колоколах.

  • Город Суздаль похож на кружево, сплетенное из шатров церквей и колоколен. Самая высокая постройка – Преподобенская колокольня высотой 72 м. (показ)

  • Для чего такая высокая? (чтоб все услышали)

  • Послушайте еще один звон. Определите что это? Когда звучит?

Слушание Кремлевских курантов.

  • Звучат эти куранты н новогодние праздники, во время передачи «Вести»


5) физминутка

6) исполнение песни «Колокола»

7) работа с репродукцией

  • Посмотрите на репродукцию. Что здесь изображено?

  • Как бы ее назвали? Какие настроения и чувства вызывает у вас картина? (настроение светлой грозы, раздумий о жизни)

  • Какое время суток? (когда ясный день уступает место тихо вечерним сумеркам) Почему?

  • Какие краски использовал художник? (бледные, тусклые)

  • Картина рисует природу в момент покоя.

  • Что вы видите на переднем плане? На заднем? (монастырь среди лета) Почему монастырь расположен среди лета?

  • Как вы думаете, как называется эта картина?

  • Левитан «Вечерний звон»


8) слушание и анализ р.н.п. «Вечерний звон»

  • Прослушайте р.н.п. «Вечерний звон». Что напоминает мелодия? (передает медленное покачивание колокола, глухие удары сердца)

  • Звучание колоколов вдохновило народ к созданию песен. Эта песня так и называется «Вечерний звон»


III Заключительная часть.

1) исполнение песни Г. Струве «Моя Россия»

  • Далеко разносится колокольный звон. Чтобы в каждом уголке нашей родины услышали его, потому что Россия – огромная страна. Какую песню мы знаем о России?

  • Как должны исполнить песню? (с любовью, ласково, звонко)

  • Вначале отработаем скачки на кварту и квинту.

Исполнение.

2) подведение итогов, домашнее задание.

  • О чем сегодня говорим на уроке. Что нового узнали?

  • Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

  • Д/з нарисовать колокола.

3) выход из класса М. Глинка хор «Славься».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Колокольные звоны России"

Автор: Звягинцева Марина Васильевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokamuzykikantataalieksandrnievskiissprokofieva"
    ["file_id"] => string(6) "281804"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453583132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "План-конспект урока музыки на тему "Колокольные звоны России""
    ["seo_title"] => string(58) "plan_konspekt_uroka_muzyki_na_temu_kolokolnye_zvony_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "480829"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539690368"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-vielikii-kolokol-nyi-zvon"
    ["file_id"] => string(6) "264882"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449784158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства