Конспект урока музыки "Что роднит музыку и изобразительное искусство".
Конспект урока музыки "Что роднит музыку и изобразительное искусство".
Конспект составлен к уроку музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку и изобразительноле искусство". В рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Раздел учебного курса: "Музыка и изобразительное искусство. Цель урока: выявление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- А в этом полугодии мы поговорим о взаимосвязи музыки с изобразительным искусством.
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством».
Все художественные произведения – музыки, изобразительного искусства, литературы рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. (Слайд 5)
2. Планирование деятельности.
Составьте, пожалуйста, план урока.
План урока: (Слайд 6)
Выяснить, что общего между музыкой и изобразительным искусством.
Сравнить средства выразительности в музыке и в изобразительном искусстве.
Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.
- Определите цель нашего урока.
- Ответы уч-ся:можно ли услышать живопись, можно ли увидеть музыку.
3. Работа над новым материалом.
В первом полугодии мы разбирали тему: Что роднит музыку с литературой. И к какому выводу пришли?
- Что если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было, и наоборот если бы не было музыки, то и многих литературных произведений не было бы.
- В этом полугодии мы будем говорить о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, появление которых вызвано одними и теми же историческими событиями, картинами природы, различными характерами и портретами людей.
Если литературные произведения часто являются источниками для создания музыкальных произведений, то примеров таких связей музыки с изобразительным искусством значительно меньше. Во всем мире известна фортепианная сюита
М. Мусоргского «Картинки с выставки», (Слайд 7) она была создана на рисунки друга композитора Виктора Гартмана.
В тоже время, сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства, (Слайд 8) как портрет, пейзаж, батальное полотно, гравюра, орнамент и др.
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописней, словно рисует картину. И наоборот, есть такие живописные картины, которые можно назвать звучащими, т.к. в них усилено музыкальное начало.
Д. Кабалевский писал: что живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины (пример «Утро» Грига). А музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией. Часто мы говорим о музыкальности, песенности русского пейзажа (например, стихе Есенина).
(Слайд 9)Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, мы обращаем внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.
(Слайд 10) В изобразительном искусстве, рассматривая картину, обращаем внимание на линию, штрих, колорит, можно сказать, вслушиваемся в них. Игорь Грабарь «Иней».
(Слайд 11) А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунок в нотной записи.
Любой рисунок, как в музыке, так и в изобразительном рисунке рассказывает зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несет в себе характерную интонацию.
Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой;
Ниспадающие, нисходящие линии – успокоение или грусть, печаль;
Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляем выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства – звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят «яркийзвук» или «звучный цвет».
Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных) которое происходит с определенной последовательностью.
Если произведения изобразительного искусства зритель охватывает взглядом целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем и слушателем раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор.
НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ
Образы разных искусств – музыки, живописи, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
(Слайд 12) Три вечные струны: молитва, песнь, любовь.
Молю Творца…
Чтобы молитва, чтоб любовь
Всегда мне были утешеньем…
Чтоб сердцем я не остывал,
Чтоб думал, чувствовал, мечтал…
И. Козлов
Жанр пейзажа имеет большое значение в русском искусстве. В пейзаже человек находит отклик на свое безотчётное стремление вдаль, на влечение к вольной жизни. Образы природы вдохновляли и продолжают вдохновлять художников, композиторов, писателей.
Рассмотрите пейзаж И. Остроухова «Сиверко» (северный ветер) и расскажите, что вы видите. (Слайд 13)
Ответы уч-ся:
- Лейтмотивом, определяющим весь характер восприятия природы, служит край берега на повороте реки, образующий широкую могучую дугу. Этот край берега ведет наш взгляд за собой, вглубь картины, и помогает нам мысленно охватить все пространство как целое.
- Вспомните музыкальные произведения, в которых нарисованы образы природы.
Ответы уч-ся:
«Утро» Э. Григ, «Океан – море синее» Р-Корсаков, «Времена года» П. Чайковский, «Рассвет на Москва реке» М. Мусоргского.
Послушайте главную тему знакомого вам произведения «Концерта №3» С.Рахманинова и давайте пропоем ее. (Исполнение)
Послушайте фрагмент этого произведения и поразмышляйте: Какие зримые образы могли возникать у композитора? А какие образы возникали у вас, слушая это произведение. Определите характер музыки.
Слушание 1-я часть «Концерта №3» С.Рахманинова.
Ответы уч-ся:
На странице 81 прочтите размышления известного деятеля русской культуры Д. Лихачева.
(Чтение)
Вслушиваясь в музыкальность пейзажа художника Остроумова, и размышления Лихачева ответьте на вопрос: Что их роднит с мелодией древнего песнопения?
Ответы уч-ся:
(Слайд 16)
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).