kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Что роднит музыку и изобразительное искусство".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен к уроку музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку и изобразительноле искусство". В рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Раздел учебного курса: "Музыка и изобразительное искусство. Цель урока: выявление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Что роднит музыку и изобразительное искусство". »





МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки

в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством».
















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.





г. Удомля


Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством»

Цель: выявление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Задачи урока:

  • восприятие и оценивание разнообразных явлений музыкальной культуры на основе систематизации жизненно-музыкального опыта;

  • развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как фундамента творческого воображения;

  • практическое освоение методов интонационно-образного познания искусства.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.


Планируемые результаты изучения:



Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

С. Рахманинов Концерт №3 1 часть


Художественный материал:

И. Остроухов «Сиверко», И. Грабарь «Иней»




















Ход урока.


I. Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Ответы уч-ся: Знакомились с жанром – мюзикл.

- Что такое мюзикл?

- Ответы уч-ся: Мюзикл – сокращенная форма понятий: музыкальная комедия, музыкальное представление.


2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Какую тему мы проходили в первом полугодии?

Ответы уч-ся: «Что роднит музыку с литературой».

- А в этом полугодии мы поговорим о взаимосвязи музыки с изобразительным искусством.

Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством».

Все художественные произведения – музыки, изобразительного искусства, литературы рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. (Слайд 5)

2. Планирование деятельности.

Составьте, пожалуйста, план урока.

План урока: (Слайд 6)

  • Выяснить, что общего между музыкой и изобразительным искусством.

  • Сравнить средства выразительности в музыке и в изобразительном искусстве.

  • Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

- Определите цель нашего урока.

- Ответы уч-ся: можно ли услышать живопись, можно ли увидеть музыку.


3. Работа над новым материалом.

В первом полугодии мы разбирали тему: Что роднит музыку с литературой. И к какому выводу пришли?

- Что если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было, и наоборот если бы не было музыки, то и многих литературных произведений не было бы.

- В этом полугодии мы будем говорить о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, появление которых вызвано одними и теми же историческими событиями, картинами природы, различными характерами и портретами людей.

Если литературные произведения часто являются источниками для создания музыкальных произведений, то примеров таких связей музыки с изобразительным искусством значительно меньше. Во всем мире известна фортепианная сюита

М. Мусоргского «Картинки с выставки», (Слайд 7) она была создана на рисунки друга композитора Виктора Гартмана.

В тоже время, сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства, (Слайд 8) как портрет, пейзаж, батальное полотно, гравюра, орнамент и др.

Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописней, словно рисует картину. И наоборот, есть такие живописные картины, которые можно назвать звучащими, т.к. в них усилено музыкальное начало.

Д. Кабалевский писал: что живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины (пример «Утро» Грига). А музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией. Часто мы говорим о музыкальности, песенности русского пейзажа (например, стихе Есенина).

(Слайд 9)Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, мы обращаем внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.

(Слайд 10) В изобразительном искусстве, рассматривая картину, обращаем внимание на линию, штрих, колорит, можно сказать, вслушиваемся в них. Игорь Грабарь «Иней».

(Слайд 11) А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунок в нотной записи.

Любой рисунок, как в музыке, так и в изобразительном рисунке рассказывает зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несет в себе характерную интонацию.

  • Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой;

  • Ниспадающие, нисходящие линии – успокоение или грусть, печаль;

  • Восходящие, взлетающие – радость, свет, энергию, устремленность.

Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляем выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства – звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят «яркий звук» или «звучный цвет».

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных) которое происходит с определенной последовательностью.

Если произведения изобразительного искусства зритель охватывает взглядом целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем и слушателем раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор.

НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ

Образы разных искусств – музыки, живописи, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

(Слайд 12) Три вечные струны: молитва, песнь, любовь.

Молю Творца…

Чтобы молитва, чтоб любовь

Всегда мне были утешеньем…

Чтоб сердцем я не остывал,

Чтоб думал, чувствовал, мечтал…

И. Козлов

Жанр пейзажа имеет большое значение в русском искусстве. В пейзаже человек находит отклик на свое безотчётное стремление вдаль, на влечение к вольной жизни. Образы природы вдохновляли и продолжают вдохновлять художников, композиторов, писателей.

Рассмотрите пейзаж И. Остроухова «Сиверко» (северный ветер) и расскажите, что вы видите. (Слайд 13)

Ответы уч-ся:

- Лейтмотивом, определяющим весь характер восприятия природы, служит край берега на повороте реки, образующий широкую могучую дугу. Этот край берега ведет наш взгляд за собой, вглубь картины, и помогает нам мысленно охватить все пространство как целое.

- Вспомните музыкальные произведения, в которых нарисованы образы природы.

Ответы уч-ся:

«Утро» Э. Григ, «Океан – море синее» Р-Корсаков, «Времена года» П. Чайковский, «Рассвет на Москва реке» М. Мусоргского.

Послушайте главную тему знакомого вам произведения «Концерта №3» С.Рахманинова и давайте пропоем ее. (Исполнение)

Послушайте фрагмент этого произведения и поразмышляйте: Какие зримые образы могли возникать у композитора? А какие образы возникали у вас, слушая это произведение. Определите характер музыки.

Слушание 1-я часть «Концерта №3» С.Рахманинова.

Ответы уч-ся:


На странице 81 прочтите размышления известного деятеля русской культуры Д. Лихачева.

(Чтение)

Вслушиваясь в музыкальность пейзажа художника Остроумова, и размышления Лихачева ответьте на вопрос: Что их роднит с мелодией древнего песнопения?

Ответы уч-ся:


(Слайд 16)

IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Что роднит музыку и изобразительное искусство".

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-krupnieishiie-muziei-izobrazitiel-nogho-iskusstva-i-ikh-rol-v-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "240917"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445156394"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству С.А. Есенин "Береза" "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-i-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-s-a-iesienin-bierieza"
    ["file_id"] => string(6) "207374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430415640"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Роспись посуды в стиле Гжель" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-rospis-posudy-v-stilie-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "134179"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416678601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства