Тема: С.А. Есенин «Береза»
Вид урока: урок изучения нового произведения.
Цель: учить анализировать лирическое произведение.
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
- формировать умение анализировать поэтический текст;
- Совершенствовать навыки работы с кистью и красками.
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь;
2. совершенствовать навыки выразительного чтения;
3. продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
4. воспитывать любовь к родной природе, эстетическое отношение к явлениям природы через связь с художественной прозой.
5. способствовать развитию воображения, фантазии, чувства формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
- воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку;
- продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;
УУД
Личностные:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- оценивать результат своего труда.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме (изобразительной, схематической, модельной и др.);
- развививать способность смыслового восприятия стихотворения «Береза» и картины «Февральская лазурь»;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Оборудование:
- карточки с понятиями (эпитет, олицетворение, сравнение);
- карточки для работы в группах;
- компьютер, проектор;
- репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь»;
- альбомный лист, простой карандаш; краски, кисть;
- фонограмма мелодии песни «Во поле берёза стояла».
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Этап актуализации знаний
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с прослушивания отрывка известной народной песни.
(Звучит фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла»)
- Как вы думаете, почему урок я начала именно с этой песни?
- Да, вы правы.
Издавна русский народ воспевает березу, слагая о ней песни. Образ русской красавицы – березы мы встречаем в произведениях великих писателей и поэтов. Мы любуемся этим образом, глядя на полотна знаменитых художников.
- Ребята, а почему русский народ так любит и воспевает березу?
Великий русский поэт С.А. Есенин с детства полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Берёза». Это его первое напечатанное стихотворение.
- Какой же поэт С.А.Есенин видит березу?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом.
ІІІ. Этап изучения нового материала, его первичное закрепление.
- Первичное восприятие текста.
- Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, начав читать это стихотворение, я поняла, что помню его со школы. Это стихотворение надолго осталось не только в моей памяти, но и в моем сердце. Я надеюсь, что и в ваших сердцах надолго останется образ Есенинской берёзы.
- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение. Постарайтесь представить картину, которую описывает поэт, понять, какие чувства хотел передать автор своим стихотворением.
- Закройте глаза. Слушаем.
( Звучит классическая музыка.)
- Какую картину представили?
- Какие чувства хотел передать автор?
- Какие строки (слова) запомнились?
2. Вторичное восприятие.
- А сейчас вы самостоятельно вполголоса прочитаете стихотворение, указывая паузы и отмечая слова с непонятным значением.
(Самостоятельно работают с текстом.)
- Назовите слова, значение которых не понятно.
КИСТЬ
БАХРОМА
КАЙМА
- Как узнать лексическое значение непонятного слова?
- И сейчас мы с вами постараемся выяснить значение этих слов. Предлагаю работать в паре. Три пары работают со словарями, остальные делятся своими знаниями и догадками друг с другом.
- А Наташе я предлагаю проиллюстрировать понимание значений данных слов.
(На обратной стороне доски)
Проверка
- Итак, давайте выслушаем ребят, которые общались друг с другом, делились своими знаниями и догадками.
- Посмотрите, как Наташа проиллюстрировала понимание значения этого слова.
- А какое определение дается в толковом словаре?
- Значение непонятных слов мы выяснили.
3. Анализ произведения. Поэтические приемы.
- А сейчас давайте вспомним, какие приемы используют поэты, чтобы показать образ и передать свои чувства.
ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ СРАВНЕНИЯ
( на доске карточки с понятиями)
- Напомните, пожалуйста, что такое эпитет, сравнение, олицетворение.
- Эти знания вам пригодятся на следующем этапе работы.
- Прочитайте стихотворение вполголоса, отмечая
1 ряд – эпитеты
2 ряд – олицетворения
3 ряд – сравнения
( Дети читают, делая пометки.)
- А сейчас поработайте в группе, выберите карточки с подходящими словами и поместите их на доску. (вспоминаем правила работы в группе)
Эпитеты:
Белая береза
На пушистых ветках
Снежною каймой
Белой бахромой
В золотом огне
Сравнения:
Принакрылась снегом, точно серебром
Обсыпает ветки новым серебром
Олицетворения:
Принакрылась снегом
В сонной тишине
А заря, лениво обходя кругом
- Итак, мы с вами убедились в том, что Есенин, описывая красоту березы, использует различные приемы и средства выразительности.
4. Подготовка к выразительному чтению.
- Теперь, когда мы проанализировали стихотворение, нам нужно выбрать необходимую интонацию.
- Как будем читать это стихотворение?
- Какое слово подсказывает нам?
5. Выразительное чтение.
- Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?
( 1-2 человека выходят к доске.)
- Удалось ли ребятам передать чувства автора, его любование березой?
- . Практическая работа (рисование березы)
(Учитель изобразительного искусства Татаринова М.С.)
- А как художники передают свои чувства и настроение? (через краски)
Давайте рассмотрим картину художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
- Что вы видите на картине? (на переднем плане белоствольные березы)
- Какое чувство, настроение передает автор? (ответы учащихся)
- Какие краски использовал художник для изображения картины? (ответы учащихся)
- Сегодня я предлагаю вам изобразить Есенинскую березу.
- Какие краски мы будем использовать с вами при работе?
(на доске у О.А. расположены эпитеты, олицетворения, сравнения нужно обратиться к ним)
Практическая работа
Расположите перед собой лист бумаги (по вертикали)
- Рисование любого дерева начинается с изображения ствола. Проведем линию сверху вниз. Ствол сверху более тонкий, чем снизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она все больше ложится на лист, образуя широкую полоску.
Все линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разными линиями можно создавать разные образы разных деревьев.
- Изображение крупных веток. Они располагаются вдоль ствола. Помните, что наверху ветки короче, чем внизу. Направлены они вверх – к солнцу.
- Прорисовываем мелкие ветки. Старайтесь придерживаться того же направления – в сторону и вверх.
- Что еще нам осталось изобразить на березе? (снег). Теперь я вас попрошу взять салфетку и белую краску. Обмакнем салфетку в краску и легкими нажимами прорисуем снег на березе.
- С чем сравнивает автор снег в стихотворении? (с серебром)
- Каким цветом можно его изобразить?
После окончания работы ребятам предлагается продемонстрировать свои рисунки.
После хорового прочтения стихотворения я спрашиваю, удалось ли нам передать всю красоту Есенинской березы в ваших картинах?
V. Итог. Рефлексия
- Сегодня на уроке вы были исследователями, слушателями, художниками.
Нарисуйте снежинку на рисунке, выбрав подходящий цвет, кем вам понравилось сегодня быть.
(синий цвет – слушатели
желтый цвет – исследователи
красный цвет – художники)
VI. Домашнее задание
- Попробуйте дома придумать четверостишие к своему рисунку с изображением березы. Постарайтесь передать свои чувства, используя литературные приемы.