kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству С.А. Есенин "Береза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С.А. Есенин «Береза»

Вид урока: урок изучения нового произведения.

Цель: учить анализировать лирическое произведение.

Задачи

Образовательные:

  1. познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
  2. формировать умение анализировать поэтический текст;
  3. Совершенствовать навыки работы с кистью и красками.

Развивающие:

  1. развивать образное мышление, речь;

      2. совершенствовать навыки выразительного чтения;

      3. продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;

      4.  воспитывать любовь к родной природе, эстетическое отношение к явлениям природы через связь с художественной прозой.

      5. способствовать развитию воображения, фантазии, чувства формы.

Воспитательные:

  1. развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
  2. воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку;
  3. продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;

УУД

Личностные:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы;
  •  развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства.

Регулятивные: 

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • оценивать результат своего труда.

Коммуникативные: 

  • осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
  •  вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
    Познавательные:
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме (изобразительной, схематической, модельной и др.);
  • развививать  способность смыслового восприятия стихотворения «Береза» и картины «Февральская лазурь»;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Оборудование:

  • карточки с понятиями (эпитет, олицетворение, сравнение);
  • карточки для работы в группах;
  • компьютер, проектор;
  • репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь»;
  • альбомный лист, простой карандаш; краски, кисть;
  • фонограмма мелодии песни «Во поле берёза стояла».

Ход урока

     І. Организационный момент

     ІІ.   Этап актуализации знаний

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с прослушивания отрывка известной народной песни.

(Звучит фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла»)

   - Как вы думаете, почему урок я начала именно с этой песни?

   - Да, вы правы.

Издавна русский народ воспевает березу, слагая о ней песни. Образ русской красавицы – березы мы встречаем в произведениях великих писателей и поэтов. Мы любуемся этим образом, глядя на полотна знаменитых художников.

   - Ребята, а почему русский народ так любит и воспевает березу?

Великий русский поэт С.А. Есенин с детства полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Берёза». Это его первое напечатанное стихотворение.

- Какой же поэт С.А.Есенин видит березу?

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом.

          ІІІ. Этап изучения нового материала, его первичное закрепление.

  1. Первичное восприятие текста.

- Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, начав читать это стихотворение, я поняла, что помню его со школы. Это стихотворение надолго осталось не только в моей памяти, но и в моем сердце. Я надеюсь, что и в ваших сердцах надолго останется образ Есенинской берёзы.

- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение. Постарайтесь представить картину, которую описывает поэт, понять, какие чувства хотел передать автор своим стихотворением.

- Закройте глаза. Слушаем.

( Звучит классическая музыка.)

- Какую картину представили?

- Какие чувства хотел передать автор?

- Какие строки (слова) запомнились?

2. Вторичное восприятие.

- А сейчас вы самостоятельно вполголоса прочитаете стихотворение, указывая паузы и отмечая слова с непонятным значением.

(Самостоятельно работают с текстом.)

- Назовите слова, значение которых не понятно.

КИСТЬ

БАХРОМА

КАЙМА

- Как узнать лексическое значение непонятного слова?

- И сейчас мы с вами постараемся выяснить значение этих слов. Предлагаю работать в паре. Три пары работают со словарями, остальные делятся своими знаниями и догадками друг с другом.

- А Наташе я предлагаю проиллюстрировать понимание значений данных слов.

 (На обратной стороне доски)

Проверка

- Итак, давайте выслушаем ребят, которые общались друг с другом, делились своими знаниями и догадками.

   - Посмотрите, как Наташа проиллюстрировала понимание значения этого слова.

 - А какое определение дается в толковом словаре?

- Значение непонятных слов мы выяснили.

3. Анализ произведения.  Поэтические приемы.

- А сейчас давайте вспомним, какие приемы используют поэты, чтобы показать образ и передать свои чувства.

                    ЭПИТЕТЫ     ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ       СРАВНЕНИЯ                            

                         ( на доске карточки с понятиями)

- Напомните, пожалуйста, что такое эпитет, сравнение, олицетворение.

- Эти знания вам пригодятся на следующем этапе работы.

- Прочитайте стихотворение вполголоса, отмечая

1 ряд – эпитеты

2 ряд – олицетворения

3 ряд – сравнения

( Дети читают, делая пометки.)

- А сейчас поработайте в группе, выберите карточки с подходящими словами и поместите их на доску. (вспоминаем правила работы в группе)

 Эпитеты:

Белая береза

     На пушистых ветках

     Снежною каймой

     Белой бахромой

     В золотом огне

Сравнения:

Принакрылась снегом, точно серебром

Обсыпает ветки новым серебром

   Олицетворения:

    Принакрылась снегом

    В сонной тишине

    А заря, лениво обходя кругом

- Итак, мы с вами убедились в том, что Есенин, описывая красоту березы, использует различные приемы и средства выразительности.

4. Подготовка к выразительному чтению.

- Теперь, когда мы проанализировали стихотворение, нам нужно выбрать необходимую интонацию.

- Как будем читать это стихотворение?

 - Какое слово подсказывает нам?

5. Выразительное чтение.

- Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?

( 1-2 человека выходят к доске.)

-  Удалось ли ребятам передать чувства автора, его любование березой?

  1.  . Практическая работа (рисование березы)

(Учитель изобразительного искусства Татаринова М.С.)

- А как художники передают свои чувства и настроение? (через краски)

Давайте рассмотрим картину художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

  • Что вы видите на картине? (на переднем плане белоствольные березы)
  • Какое чувство, настроение передает автор? (ответы учащихся)
  • Какие краски использовал художник для изображения картины? (ответы учащихся)

- Сегодня я предлагаю вам изобразить Есенинскую березу.

  • Какие краски мы будем использовать с вами при работе?

(на доске у О.А. расположены эпитеты, олицетворения, сравнения  нужно обратиться к ним)

Практическая работа

Расположите перед собой лист бумаги (по вертикали)

  • Рисование любого дерева начинается с изображения ствола. Проведем линию сверху вниз. Ствол сверху более тонкий, чем снизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она все больше ложится на лист, образуя широкую полоску.

Все линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разными линиями можно создавать разные образы разных деревьев.

  • Изображение крупных веток. Они располагаются вдоль ствола. Помните, что  наверху ветки короче, чем внизу. Направлены они вверх – к солнцу.
  • Прорисовываем мелкие ветки. Старайтесь придерживаться того же направления – в сторону и вверх.
  • Что еще нам осталось изобразить на березе? (снег). Теперь я вас попрошу взять салфетку и белую краску. Обмакнем салфетку в краску и легкими нажимами прорисуем снег на березе.
  • С чем сравнивает автор снег в стихотворении? (с серебром)
  • Каким цветом можно его изобразить?

После окончания работы ребятам предлагается продемонстрировать  свои рисунки.

После хорового прочтения стихотворения я спрашиваю, удалось ли нам передать всю красоту Есенинской березы в ваших картинах?

V. Итог. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы были исследователями, слушателями, художниками.

Нарисуйте снежинку на рисунке, выбрав подходящий цвет, кем вам понравилось сегодня быть.

(синий цвет – слушатели

желтый цвет – исследователи

красный цвет – художники)

VI. Домашнее задание

- Попробуйте дома придумать четверостишие к своему рисунку с изображением березы. Постарайтесь передать свои чувства, используя литературные  приемы. 

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок литературного чтения и изо в 3 Б классе»

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 Б классе (учитель начальных классов: Тонкова Оксана Алексеевна

учитель изобразительного искусства: Татаринова Марина Сергеевна)


Тема: С.А. Есенин «Береза»

Вид урока: урок изучения нового произведения.

Цель: учить анализировать лирическое произведение.

Задачи

Образовательные:

  1. познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;

  2. формировать умение анализировать поэтический текст;

  3. Совершенствовать навыки работы с кистью и красками.

Развивающие:

  1. развивать образное мышление, речь;

2. совершенствовать навыки выразительного чтения;

3. продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;

4. воспитывать любовь к родной природе, эстетическое отношение к явлениям природы через связь с художественной прозой.

5. способствовать развитию воображения, фантазии, чувства формы.

Воспитательные:

  1. развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;

  2. воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку;

  3. продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;


УУД

Личностные:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы;

  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства.

Регулятивные: 

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • оценивать результат своего труда.

Коммуникативные: 

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
    Познавательные:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме (изобразительной, схематической, модельной и др.);

  • развививать способность смыслового восприятия стихотворения «Береза» и картины «Февральская лазурь»;

  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Оборудование:

  • карточки с понятиями (эпитет, олицетворение, сравнение);

  • карточки для работы в группах;

  • компьютер, проектор;

  • репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь»;

  • альбомный лист, простой карандаш; краски, кисть;

  • фонограмма мелодии песни «Во поле берёза стояла».


Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Этап актуализации знаний

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с прослушивания отрывка известной народной песни.

(Звучит фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла»)

- Как вы думаете, почему урок я начала именно с этой песни?

- Да, вы правы.

Издавна русский народ воспевает березу, слагая о ней песни. Образ русской красавицы – березы мы встречаем в произведениях великих писателей и поэтов. Мы любуемся этим образом, глядя на полотна знаменитых художников.

- Ребята, а почему русский народ так любит и воспевает березу?

Великий русский поэт С.А. Есенин с детства полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Берёза». Это его первое напечатанное стихотворение.

- Какой же поэт С.А.Есенин видит березу?

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом.

ІІІ. Этап изучения нового материала, его первичное закрепление.

  1. Первичное восприятие текста.

- Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, начав читать это стихотворение, я поняла, что помню его со школы. Это стихотворение надолго осталось не только в моей памяти, но и в моем сердце. Я надеюсь, что и в ваших сердцах надолго останется образ Есенинской берёзы.

- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение. Постарайтесь представить картину, которую описывает поэт, понять, какие чувства хотел передать автор своим стихотворением.

- Закройте глаза. Слушаем.

( Звучит классическая музыка.)

- Какую картину представили?

- Какие чувства хотел передать автор?

- Какие строки (слова) запомнились?

2. Вторичное восприятие.

- А сейчас вы самостоятельно вполголоса прочитаете стихотворение, указывая паузы и отмечая слова с непонятным значением.

(Самостоятельно работают с текстом.)

- Назовите слова, значение которых не понятно.

КИСТЬ

БАХРОМА

КАЙМА

- Как узнать лексическое значение непонятного слова?

- И сейчас мы с вами постараемся выяснить значение этих слов. Предлагаю работать в паре. Три пары работают со словарями, остальные делятся своими знаниями и догадками друг с другом.

- А Наташе я предлагаю проиллюстрировать понимание значений данных слов.

(На обратной стороне доски)

Проверка

- Итак, давайте выслушаем ребят, которые общались друг с другом, делились своими знаниями и догадками.

- Посмотрите, как Наташа проиллюстрировала понимание значения этого слова.

- А какое определение дается в толковом словаре?

- Значение непонятных слов мы выяснили.

3. Анализ произведения. Поэтические приемы.

- А сейчас давайте вспомним, какие приемы используют поэты, чтобы показать образ и передать свои чувства.

ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ СРАВНЕНИЯ

( на доске карточки с понятиями)

- Напомните, пожалуйста, что такое эпитет, сравнение, олицетворение.

- Эти знания вам пригодятся на следующем этапе работы.

- Прочитайте стихотворение вполголоса, отмечая

1 ряд – эпитеты

2 ряд – олицетворения

3 ряд – сравнения

( Дети читают, делая пометки.)

- А сейчас поработайте в группе, выберите карточки с подходящими словами и поместите их на доску. (вспоминаем правила работы в группе)

Эпитеты:

Белая береза

На пушистых ветках

Снежною каймой

Белой бахромой

В золотом огне

Сравнения:

Принакрылась снегом, точно серебром

Обсыпает ветки новым серебром

Олицетворения:

Принакрылась снегом

В сонной тишине

А заря, лениво обходя кругом

- Итак, мы с вами убедились в том, что Есенин, описывая красоту березы, использует различные приемы и средства выразительности.

4. Подготовка к выразительному чтению.

- Теперь, когда мы проанализировали стихотворение, нам нужно выбрать необходимую интонацию.

- Как будем читать это стихотворение?

- Какое слово подсказывает нам?

5. Выразительное чтение.

- Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?

( 1-2 человека выходят к доске.)

- Удалось ли ребятам передать чувства автора, его любование березой?

IV. Практическая работа (рисование березы)

(Учитель изобразительного искусства Татаринова М.С.)

- А как художники передают свои чувства и настроение? (через краски)

Давайте рассмотрим картину художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

  • Что вы видите на картине? (на переднем плане белоствольные березы)

  • Какое чувство, настроение передает автор? (ответы учащихся)

  • Какие краски использовал художник для изображения картины? (ответы учащихся)

- Сегодня я предлагаю вам изобразить Есенинскую березу.

  • Какие краски мы будем использовать с вами при работе?

(на доске у О.А. расположены эпитеты, олицетворения, сравнения нужно обратиться к ним)

Практическая работа

Расположите перед собой лист бумаги (по вертикали)

  • Рисование любого дерева начинается с изображения ствола. Проведем линию сверху вниз. Ствол сверху более тонкий, чем снизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она все больше ложится на лист, образуя широкую полоску.

Все линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разными линиями можно создавать разные образы разных деревьев.

  • Изображение крупных веток. Они располагаются вдоль ствола. Помните, что наверху ветки короче, чем внизу. Направлены они вверх – к солнцу.

  • Прорисовываем мелкие ветки. Старайтесь придерживаться того же направления – в сторону и вверх.

  • Что еще нам осталось изобразить на березе? (снег). Теперь я вас попрошу взять салфетку и белую краску. Обмакнем салфетку в краску и легкими нажимами прорисуем снег на березе.

  • С чем сравнивает автор снег в стихотворении? (с серебром)

  • Каким цветом можно его изобразить?

После окончания работы ребятам предлагается продемонстрировать свои рисунки.

После хорового прочтения стихотворения я спрашиваю, удалось ли нам передать всю красоту Есенинской березы в ваших картинах?

V. Итог. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы были исследователями, слушателями, художниками.

Нарисуйте снежинку на рисунке, выбрав подходящий цвет, кем вам понравилось сегодня быть.

(синий цвет – слушатели

желтый цвет – исследователи

красный цвет – художники)

VI. Домашнее задание

- Попробуйте дома придумать четверостишие к своему рисунку с изображением березы. Постарайтесь передать свои чувства, используя литературные приемы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тонкова Оксана Алексеевна, Татаринова Марина Сергеевна

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207374

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства