Тема: С.А. Есенин «Береза»
Вид урока: урок изучения нового произведения.
Цель: учить анализировать лирическое произведение.
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
- формировать умение анализировать поэтический текст;
- Совершенствовать навыки работы с кистью и красками.
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь;
2. совершенствовать навыки выразительного чтения;
3. продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
4. воспитывать любовь к родной природе, эстетическое отношение к явлениям природы через связь с художественной прозой.
5. способствовать развитию воображения, фантазии, чувства формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
- воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку;
- продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;
УУД
Личностные:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- оценивать результат своего труда.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме (изобразительной, схематической, модельной и др.);
- развививать способность смыслового восприятия стихотворения «Береза» и картины «Февральская лазурь»;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Оборудование:
- карточки с понятиями (эпитет, олицетворение, сравнение);
- карточки для работы в группах;
- компьютер, проектор;
- репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь»;
- альбомный лист, простой карандаш; краски, кисть;
- фонограмма мелодии песни «Во поле берёза стояла».
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Этап актуализации знаний
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с прослушивания отрывка известной народной песни.
(Звучит фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла»)
- Как вы думаете, почему урок я начала именно с этой песни?
- Да, вы правы.
Издавна русский народ воспевает березу, слагая о ней песни. Образ русской красавицы – березы мы встречаем в произведениях великих писателей и поэтов. Мы любуемся этим образом, глядя на полотна знаменитых художников.
- Ребята, а почему русский народ так любит и воспевает березу?
Великий русский поэт С.А. Есенин с детства полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Берёза». Это его первое напечатанное стихотворение.
- Какой же поэт С.А.Есенин видит березу?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом.
ІІІ. Этап изучения нового материала, его первичное закрепление.
- Первичное восприятие текста.
- Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, начав читать это стихотворение, я поняла, что помню его со школы. Это стихотворение надолго осталось не только в моей памяти, но и в моем сердце. Я надеюсь, что и в ваших сердцах надолго останется образ Есенинской берёзы.
- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение. Постарайтесь представить картину, которую описывает поэт, понять, какие чувства хотел передать автор своим стихотворением.
- Закройте глаза. Слушаем.
( Звучит классическая музыка.)
- Какую картину представили?
- Какие чувства хотел передать автор?
- Какие строки (слова) запомнились?
2. Вторичное восприятие.
- А сейчас вы самостоятельно вполголоса прочитаете стихотворение, указывая паузы и отмечая слова с непонятным значением.
(Самостоятельно работают с текстом.)
- Назовите слова, значение которых не понятно.
КИСТЬ
БАХРОМА
КАЙМА
- Как узнать лексическое значение непонятного слова?
- И сейчас мы с вами постараемся выяснить значение этих слов. Предлагаю работать в паре. Три пары работают со словарями, остальные делятся своими знаниями и догадками друг с другом.
- А Наташе я предлагаю проиллюстрировать понимание значений данных слов.
(На обратной стороне доски)
Проверка
- Итак, давайте выслушаем ребят, которые общались друг с другом, делились своими знаниями и догадками.
- Посмотрите, как Наташа проиллюстрировала понимание значения этого слова.
- А какое определение дается в толковом словаре?
- Значение непонятных слов мы выяснили.
3. Анализ произведения. Поэтические приемы.
- А сейчас давайте вспомним, какие приемы используют поэты, чтобы показать образ и передать свои чувства.
ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ СРАВНЕНИЯ
( на доске карточки с понятиями)
- Напомните, пожалуйста, что такое эпитет, сравнение, олицетворение.
- Эти знания вам пригодятся на следующем этапе работы.
- Прочитайте стихотворение вполголоса, отмечая
1 ряд – эпитеты
2 ряд – олицетворения
3 ряд – сравнения
( Дети читают, делая пометки.)
- А сейчас поработайте в группе, выберите карточки с подходящими словами и поместите их на доску. (вспоминаем правила работы в группе)
Эпитеты:
Белая береза
На пушистых ветках
Снежною каймой
Белой бахромой
В золотом огне
Сравнения:
Принакрылась снегом, точно серебром
Обсыпает ветки новым серебром
Олицетворения:
Принакрылась снегом
В сонной тишине
А заря, лениво обходя кругом
- Итак, мы с вами убедились в том, что Есенин, описывая красоту березы, использует различные приемы и средства выразительности.
4. Подготовка к выразительному чтению.
- Теперь, когда мы проанализировали стихотворение, нам нужно выбрать необходимую интонацию.
- Как будем читать это стихотворение?
- Какое слово подсказывает нам?
5. Выразительное чтение.
- Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?
( 1-2 человека выходят к доске.)
- Удалось ли ребятам передать чувства автора, его любование березой?
- . Практическая работа (рисование березы)
(Учитель изобразительного искусства Татаринова М.С.)
- А как художники передают свои чувства и настроение? (через краски)
Давайте рассмотрим картину художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
- Что вы видите на картине? (на переднем плане белоствольные березы)
- Какое чувство, настроение передает автор? (ответы учащихся)
- Какие краски использовал художник для изображения картины? (ответы учащихся)
- Сегодня я предлагаю вам изобразить Есенинскую березу.
- Какие краски мы будем использовать с вами при работе?
(на доске у О.А. расположены эпитеты, олицетворения, сравнения нужно обратиться к ним)
Практическая работа
Расположите перед собой лист бумаги (по вертикали)
- Рисование любого дерева начинается с изображения ствола. Проведем линию сверху вниз. Ствол сверху более тонкий, чем снизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она все больше ложится на лист, образуя широкую полоску.
Все линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разными линиями можно создавать разные образы разных деревьев.
- Изображение крупных веток. Они располагаются вдоль ствола. Помните, что наверху ветки короче, чем внизу. Направлены они вверх – к солнцу.
- Прорисовываем мелкие ветки. Старайтесь придерживаться того же направления – в сторону и вверх.
- Что еще нам осталось изобразить на березе? (снег). Теперь я вас попрошу взять салфетку и белую краску. Обмакнем салфетку в краску и легкими нажимами прорисуем снег на березе.
- С чем сравнивает автор снег в стихотворении? (с серебром)
- Каким цветом можно его изобразить?
После окончания работы ребятам предлагается продемонстрировать свои рисунки.
После хорового прочтения стихотворения я спрашиваю, удалось ли нам передать всю красоту Есенинской березы в ваших картинах?
V. Итог. Рефлексия
- Сегодня на уроке вы были исследователями, слушателями, художниками.
Нарисуйте снежинку на рисунке, выбрав подходящий цвет, кем вам понравилось сегодня быть.
(синий цвет – слушатели
желтый цвет – исследователи
красный цвет – художники)
VI. Домашнее задание
- Попробуйте дома придумать четверостишие к своему рисунку с изображением березы. Постарайтесь передать свои чувства, используя литературные приемы.
Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок литературного чтения и изо в 3 Б классе»
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 Б классе (учитель начальных классов: Тонкова Оксана Алексеевна
учитель изобразительного искусства: Татаринова Марина Сергеевна)
Тема: С.А. Есенин «Береза»
Вид урока: урок изучения нового произведения.
Цель: учить анализировать лирическое произведение.
Задачи
Образовательные:
познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»;
формировать умение анализировать поэтический текст;
Совершенствовать навыки работы с кистью и красками.
Развивающие:
развивать образное мышление, речь;
2. совершенствовать навыки выразительного чтения;
3. продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
4. воспитывать любовь к родной природе, эстетическое отношение к явлениям природы через связь с художественной прозой.
5. способствовать развитию воображения, фантазии, чувства формы.
Воспитательные:
развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку;
продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;
УУД
Личностные:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
Коммуникативные:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
понимать информацию, представленную в вербальной форме (изобразительной, схематической, модельной и др.);
развививать способность смыслового восприятия стихотворения «Береза» и картины «Февральская лазурь»;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Оборудование:
карточки с понятиями (эпитет, олицетворение, сравнение);
карточки для работы в группах;
компьютер, проектор;
репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь»;
альбомный лист, простой карандаш; краски, кисть;
фонограмма мелодии песни «Во поле берёза стояла».
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Этап актуализации знаний
Подготовка к восприятию нового материала.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с прослушивания отрывка известной народной песни.
(Звучит фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла»)
- Как вы думаете, почему урок я начала именно с этой песни?
- Да, вы правы.
Издавна русский народ воспевает березу, слагая о ней песни. Образ русской красавицы – березы мы встречаем в произведениях великих писателей и поэтов. Мы любуемся этим образом, глядя на полотна знаменитых художников.
- Ребята, а почему русский народ так любит и воспевает березу?
Великий русский поэт С.А. Есенин с детства полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Берёза». Это его первое напечатанное стихотворение.
- Какой же поэт С.А.Есенин видит березу?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом.
ІІІ. Этап изучения нового материала, его первичное закрепление.
Первичное восприятие текста.
- Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, начав читать это стихотворение, я поняла, что помню его со школы. Это стихотворение надолго осталось не только в моей памяти, но и в моем сердце. Я надеюсь, что и в ваших сердцах надолго останется образ Есенинской берёзы.
- А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение. Постарайтесь представить картину, которую описывает поэт, понять, какие чувства хотел передать автор своим стихотворением.
- Закройте глаза. Слушаем.
( Звучит классическая музыка.)
- Какую картину представили?
- Какие чувства хотел передать автор?
- Какие строки (слова) запомнились?
2. Вторичное восприятие.
- А сейчас вы самостоятельно вполголоса прочитаете стихотворение, указывая паузы и отмечая слова с непонятным значением.
(Самостоятельно работают с текстом.)
- Назовите слова, значение которых не понятно.
КИСТЬ
БАХРОМА
КАЙМА
- Как узнать лексическое значение непонятного слова?
- И сейчас мы с вами постараемся выяснить значение этих слов. Предлагаю работать в паре. Три пары работают со словарями, остальные делятся своими знаниями и догадками друг с другом.
- А Наташе я предлагаю проиллюстрировать понимание значений данных слов.
(На обратной стороне доски)
Проверка
- Итак, давайте выслушаем ребят, которые общались друг с другом, делились своими знаниями и догадками.
- Посмотрите, как Наташа проиллюстрировала понимание значения этого слова.
- А какое определение дается в толковом словаре?
- Значение непонятных слов мы выяснили.
3. Анализ произведения. Поэтические приемы.
- А сейчас давайте вспомним, какие приемы используют поэты, чтобы показать образ и передать свои чувства.
ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ СРАВНЕНИЯ
( на доске карточки с понятиями)
- Напомните, пожалуйста, что такое эпитет, сравнение, олицетворение.
- Эти знания вам пригодятся на следующем этапе работы.
- Прочитайте стихотворение вполголоса, отмечая
1 ряд – эпитеты
2 ряд – олицетворения
3 ряд – сравнения
( Дети читают, делая пометки.)
- А сейчас поработайте в группе, выберите карточки с подходящими словами и поместите их на доску. (вспоминаем правила работы в группе)
Эпитеты:
Белая береза
На пушистых ветках
Снежною каймой
Белой бахромой
В золотом огне
Сравнения:
Принакрылась снегом, точно серебром
Обсыпает ветки новым серебром
Олицетворения:
Принакрылась снегом
В сонной тишине
А заря, лениво обходя кругом
- Итак, мы с вами убедились в том, что Есенин, описывая красоту березы, использует различные приемы и средства выразительности.
4. Подготовка к выразительному чтению.
- Теперь, когда мы проанализировали стихотворение, нам нужно выбрать необходимую интонацию.
- Как будем читать это стихотворение?
- Какое слово подсказывает нам?
5. Выразительное чтение.
- Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?
( 1-2 человека выходят к доске.)
- Удалось ли ребятам передать чувства автора, его любование березой?
IV. Практическая работа (рисование березы)
(Учитель изобразительного искусства Татаринова М.С.)
- А как художники передают свои чувства и настроение? (через краски)
Давайте рассмотрим картину художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
Что вы видите на картине? (на переднем плане белоствольные березы)
Какое чувство, настроение передает автор? (ответы учащихся)
Какие краски использовал художник для изображения картины? (ответы учащихся)
- Сегодня я предлагаю вам изобразить Есенинскую березу.
(на доске у О.А. расположены эпитеты, олицетворения, сравнения нужно обратиться к ним)
Практическая работа
Расположите перед собой лист бумаги (по вертикали)
Рисование любого дерева начинается с изображения ствола. Проведем линию сверху вниз. Ствол сверху более тонкий, чем снизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она все больше ложится на лист, образуя широкую полоску.
Все линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разными линиями можно создавать разные образы разных деревьев.
Изображение крупных веток. Они располагаются вдоль ствола. Помните, что наверху ветки короче, чем внизу. Направлены они вверх – к солнцу.
Прорисовываем мелкие ветки. Старайтесь придерживаться того же направления – в сторону и вверх.
Что еще нам осталось изобразить на березе? (снег). Теперь я вас попрошу взять салфетку и белую краску. Обмакнем салфетку в краску и легкими нажимами прорисуем снег на березе.
С чем сравнивает автор снег в стихотворении? (с серебром)
Каким цветом можно его изобразить?
После окончания работы ребятам предлагается продемонстрировать свои рисунки.
После хорового прочтения стихотворения я спрашиваю, удалось ли нам передать всю красоту Есенинской березы в ваших картинах?
V. Итог. Рефлексия
- Сегодня на уроке вы были исследователями, слушателями, художниками.
Нарисуйте снежинку на рисунке, выбрав подходящий цвет, кем вам понравилось сегодня быть.
(синий цвет – слушатели
желтый цвет – исследователи
красный цвет – художники)
VI. Домашнее задание
- Попробуйте дома придумать четверостишие к своему рисунку с изображением березы. Постарайтесь передать свои чувства, используя литературные приемы.