Урок в 4 классе.
В концертном зале.
Цель: Дать представления о ведущем жанре камерной ансамблевой музыки через погружение в обстановку концертного зала.
Задачи:
учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальном языке произведения;
развивать музыкальные и творческие способности детей;
развивать умения определять в ансамбле тот или иной состав, слышать его образное содержание;
формировать понятие о стиле, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки;
способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус;
воспитывать культуру слушания музыки.
Оборудование: ноутбук, проектор и экран, магнитофон, фрагменты видео: из мультипликационных фильмов «Первая скрипка» и «Бременские музыканты», запись выступления квартета: Ноктюрн из 2 части квартета А.П.Бородина, учебники для 4 класса под редакцией Е.Д.Критской.
Тип урока: Урок введения в тему.
Ход урока:
Звучит красивый инструментал (И.Крутой).
I.Орг. момент.
Представление. Прозвенел у нас звонок, начинается урок. И начнем мы его так – покажем себя замечательными слушателями.
Садятся по рядам: ряд у окна – на звуки скрипки; 2 ряд – хор; ряд у двери – фортепиано.
Сообщение цели и задач урока. Сегодня на уроке мы посетим концертный зал, представим себя в роли слушателей – зрителей и исполнителей, вспомним, что такое ансамбль и узнаем, какие виды ансамблей бывают.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДИ.
II.Сообщение. Теоретический материал. Слайд №1.
В нашем концертном зале самыми главными сегодня будут инструменты группы струнно-смычковых. Можете ли вы вспомнить – какие инструменты входят в состав этой группы и в чем их сходства и отличия?
Дети отвечают на вопросы, вспоминают, что инструменты отличаются по величине и тембру. Называют скрипку.
Вот мы сейчас и узнаем о скрипке гораздо больше.
Слайд №2. – ФРАГМЕНТ ИЗ М/Ф «ПЕРВАЯ СКРИПКА».1 минута 48 секунд.
Встанем и возьмем воображаемые инструменты в руки.
Плавно водим «смычком» и поем мелодию на слог «ти».
«Скрипка» - стоя;
«Альт» - чуть дальше гриф и ниже звук;
«Виолончель» - сели, повернулись в проход и ниже звук;
«Контрабас» - встали и ниже звук.
Молодцы! Скрипка считается королевой всех инструментов, виолончель, по тембральной окраске звука, напоминает женский голос.
А какой инструмент струнно-смычковой группы по звучанию самый низкий и он всегда исполняет только аккомпанемент?- контрабас.
Слайды №3,4,5.
Оказывается, есть струнно-смычковый инструмент, который звучит еще ниже контрабаса? Его изобретатель назвал его ОКТОБАС.
Слайд №6.
Давайте же подумаем – каким составом можно и нужно играть на этих инструментах?
Слайд №7-СОЛО.
Слайд №8-ДУЭТ.
Слайд №9-ТРИО.
Слайд №10-КВАРТЕТ.
Сегодня мы познакомимся с произведением, которое было написано специально для струнно-смычкового квартета. Когда же появился квартет и какие виды квартетов бывают?
Слайд №11.
(В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.
Возник он еще в XVIII в., когда музыканты-любители, собираясь вместе по вечерам, проводили свой досуг в игре на струнных инструментах. Со временем в квартеты стали объединяться и выдающиеся музыканты. Такие ансамбли выступали при дворах князей, в дворянских гостиных, а с XIX в. — в концертных филармонических залах. Сейчас струнный квартет — один из самых распространенных видов камерного ансамбля.) текст в слайде.
Однако существует еще целый ряд разновидностей квартетов.
Слайд №12.
По составу инструментов квартеты бывают однородные (смычковые, деревянные духовые) и смешанные (например, смычковые с гобоем или фортепьяно). Распространены квартеты из однородных инструментов.
Слайд №13.
Вокальные квартеты бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт, тенор, бас и др.).
Квартетом называют не только музыкальный коллектив, но и музыкальное произведение для четырех исполнителей.
Слайд №14.
Квартет — ведущий жанр камерной музыки, произведение для 4 исполнителей.
ЗАПИСЬ ПОНЯТИЯ В ТЕТРАДИ.
Сочинения для струнного квартета стали создавать, начиная с середины XVIII в., то есть, тогда, когда такие коллективы уже сложились. Квартеты великих композиторов-классиков прошлого и наших дней занимают почетное место в сокровищнице мировой камерной музыки.
Слайд №15.
Среди них — произведения Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Бетховена, Франца Шуберта, Александра Порфирьевича Бородина. Квартеты заняли видное место в творчестве композиторов классиков всего мира.
Слайд №16.
(Основоположники русского классического квартета — А. П. Бородин и П. И. Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могучий размах, страстный темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Оба квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, уравновешенным лиризмом, картинностью. Русская квартетная музыка многим обязана Танееву и Глазунову. Советские композиторы внесли огромный вклад в квартетное наследие. Среди них — С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский) записано в презентации.
Доказательством, что квартеты служат источником вдохновения, является не только музыка, но и
Слайд №17.-изобразительное искусство,
Слайд №18.-архитектура и скульптура,
Слайд №19.-литература и мультипликация.
ФРАГМЕНТ ИЗ М/Ф «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ» 40 секунд.
И вот, наконец, мы в настоящем концертном зале.
Слайд №20.
Слушаем Ноктюрн из 2 части струнного квартета А.П.Бородина. Начало квартета – оригинал композитора, а вот мелодию специально выделит отдельный инструмент – саксофон.
Слайд №21.
Это поможет вам лучше проследить мелодию по учебникам. (Обращаюсь к одному ученику) Я открою тебе секрет – чтобы понять слушателю как вести себя тебе необходимо представить, что это исполняешь именно ты, что ты в этот момент чувствуешь.
СЛУШАНИЕ КВАРТЕТА. 4 минуты 45 секунд.
Какая была музыка по характеру, какие инструменты исполняли? Как называется состав ансамбля, в котором не только струнно-смычковые инструменты, а, еще и духовой? Молодцы! Как и в настоящем концертном зале, на настоящем концерте, у нас тоже есть пауза для отдыха – антракт!
III. Слайд №22.
Физкульт. минутка «Танцуйте сидя».
IV.Вокальная работа.
Молодцы! Переходим к вокальной части нашего концерта. Теперь вы сами становитесь исполнителями.
Слайд №23.
1.исполнение песни целиком с солистками, класс поет стоя;
2.работа над динамикой, мелодией, текстовой выразительностью;
3.пение без ошибок целиком.
V.Итог урока.
Вопросы на слайдах №24,25,26,27.