kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - введение в тему.

Цель: Дать представления о ведущем жанре камерной ансамблевой музыки через погружение в обстановку концертного зала.

Задачи:

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальном языке произведения;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • развивать умения определять в ансамбле тот или иной состав, слышать его образное содержание;
  • формировать понятие о стиле, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки;
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус;
  • воспитывать культуру слушания музыки.

Оборудование: ноутбук, проектор и экран, магнитофон, фрагменты видео: из мультипликационных фильмов «Первая скрипка» и «Бременские музыканты», запись выступления квартета: Ноктюрн из 2 части квартета А.П.Бородина, учебники для 4 класса под редакцией Е.Д.Критской.Цель: Дать представления о ведущем жанре камерной ансамблевой музыки через погружение в обстановку концертного зала.

Задачи:

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальном языке произведения;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • развивать умения определять в ансамбле тот или иной состав, слышать его образное содержание;
  • формировать понятие о стиле, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки;
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус;
  • воспитывать культуру слушания музыки.

Оборудование: ноутбук, проектор и экран, магнитофон, фрагменты видео: из мультипликационных фильмов «Первая скрипка» и «Бременские музыканты», запись выступления квартета: Ноктюрн из 2 части квартета А.П.Бородина, учебники для 4 класса под редакцией Е.Д.Критской.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Урок в 4 классе.

В концертном зале.

Цель: Дать представления о ведущем жанре камерной ансамблевой музыки через погружение в обстановку концертного зала.

Задачи:

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальном языке произведения;

  • развивать музыкальные и творческие способности детей;

  • развивать умения определять в ансамбле тот или иной состав, слышать его образное содержание;

  • формировать понятие о стиле, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки;

  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус;

  • воспитывать культуру слушания музыки.

Оборудование: ноутбук, проектор и экран, магнитофон, фрагменты видео: из мультипликационных фильмов «Первая скрипка» и «Бременские музыканты», запись выступления квартета: Ноктюрн из 2 части квартета А.П.Бородина, учебники для 4 класса под редакцией Е.Д.Критской.

Тип урока: Урок введения в тему.

Ход урока:

Звучит красивый инструментал (И.Крутой).

I.Орг. момент.

Представление. Прозвенел у нас звонок, начинается урок. И начнем мы его так – покажем себя замечательными слушателями.

Садятся по рядам: ряд у окна – на звуки скрипки; 2 ряд – хор; ряд у двери – фортепиано.

Сообщение цели и задач урока. Сегодня на уроке мы посетим концертный зал, представим себя в роли слушателей – зрителей и исполнителей, вспомним, что такое ансамбль и узнаем, какие виды ансамблей бывают.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДИ.

II.Сообщение. Теоретический материал. Слайд №1.

В нашем концертном зале самыми главными сегодня будут инструменты группы струнно-смычковых. Можете ли вы вспомнить – какие инструменты входят в состав этой группы и в чем их сходства и отличия?

Дети отвечают на вопросы, вспоминают, что инструменты отличаются по величине и тембру. Называют скрипку.

Вот мы сейчас и узнаем о скрипке гораздо больше.

Слайд №2. – ФРАГМЕНТ ИЗ М/Ф «ПЕРВАЯ СКРИПКА».1 минута 48 секунд.

Встанем и возьмем воображаемые инструменты в руки.

Плавно водим «смычком» и поем мелодию на слог «ти».

«Скрипка» - стоя;

«Альт» - чуть дальше гриф и ниже звук;

«Виолончель» - сели, повернулись в проход и ниже звук;

«Контрабас» - встали и ниже звук.

Молодцы! Скрипка считается королевой всех инструментов, виолончель, по тембральной окраске звука, напоминает женский голос.

А какой инструмент струнно-смычковой группы по звучанию самый низкий и он всегда исполняет только аккомпанемент?- контрабас.

Слайды №3,4,5.

Оказывается, есть струнно-смычковый инструмент, который звучит еще ниже контрабаса? Его изобретатель назвал его ОКТОБАС.

Слайд №6.

Давайте же подумаем – каким составом можно и нужно играть на этих инструментах?

Слайд №7-СОЛО.

Слайд №8-ДУЭТ.

Слайд №9-ТРИО.

Слайд №10-КВАРТЕТ.

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое было написано специально для струнно-смычкового квартета. Когда же появился квартет и какие виды квартетов бывают?

Слайд №11.

(В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.
Возник он еще в XVIII в., когда музыканты-любители, собираясь вместе по вечерам, проводили свой досуг в игре на струнных инструментах. Со временем в квартеты стали объединяться и выдающиеся музыканты. Такие ансамбли выступали при дворах князей, в дворянских гостиных, а с XIX в. — в концертных филармонических залах. Сейчас струнный квартет — один из самых распространенных видов камерного ансамбля.) текст в слайде.
Однако существует еще целый ряд разновидностей квартетов.

Слайд №12.

По составу инструментов квартеты бывают однородные (смычковые, деревянные духовые) и смешанные (например, смычковые с гобоем или фортепьяно). Распространены квартеты из однородных инструментов.

Слайд №13.
Вокальные квартеты бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт, тенор, бас и др.).
Квартетом называют не только музыкальный коллектив, но и музыкальное произведение для четырех исполнителей.

Слайд №14.
Квартет — ведущий жанр камерной музыки, произведение для 4 исполнителей.

ЗАПИСЬ ПОНЯТИЯ В ТЕТРАДИ.

Сочинения для струнного квартета стали создавать, начиная с середины XVIII в., то есть, тогда, когда такие коллективы уже сложились. Квартеты великих композиторов-классиков прошлого и наших дней занимают почетное место в сокровищнице мировой камерной музыки.

Слайд №15.

Среди них — произведения Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Бетховена, Франца Шуберта, Александра Порфирьевича Бородина. Квартеты заняли видное место в творчестве композиторов классиков всего мира.
Слайд №16.

(Основоположники русского классического квартета — А. П. Бородин и П. И. Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могучий размах, страстный темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Оба квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, уравновешенным лиризмом, картинностью. Русская квартетная музыка многим обязана Танееву и Глазунову. Советские композиторы внесли огромный вклад в квартетное наследие. Среди них — С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский) записано в презентации.

Доказательством, что квартеты служат источником вдохновения, является не только музыка, но и

Слайд №17.-изобразительное искусство,

Слайд №18.-архитектура и скульптура,

Слайд №19.-литература и мультипликация.

ФРАГМЕНТ ИЗ М/Ф «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ» 40 секунд.

И вот, наконец, мы в настоящем концертном зале.

Слайд №20.

Слушаем Ноктюрн из 2 части струнного квартета А.П.Бородина. Начало квартета – оригинал композитора, а вот мелодию специально выделит отдельный инструмент – саксофон.

Слайд №21.

Это поможет вам лучше проследить мелодию по учебникам. (Обращаюсь к одному ученику) Я открою тебе секрет – чтобы понять слушателю как вести себя тебе необходимо представить, что это исполняешь именно ты, что ты в этот момент чувствуешь.

СЛУШАНИЕ КВАРТЕТА. 4 минуты 45 секунд.

Какая была музыка по характеру, какие инструменты исполняли? Как называется состав ансамбля, в котором не только струнно-смычковые инструменты, а, еще и духовой? Молодцы! Как и в настоящем концертном зале, на настоящем концерте, у нас тоже есть пауза для отдыха – антракт!

III. Слайд №22.

Физкульт. минутка «Танцуйте сидя».

IV.Вокальная работа.

Молодцы! Переходим к вокальной части нашего концерта. Теперь вы сами становитесь исполнителями.

Слайд №23.

1.исполнение песни целиком с солистками, класс поет стоя;

2.работа над динамикой, мелодией, текстовой выразительностью;

3.пение без ошибок целиком.

V.Итог урока.

Вопросы на слайдах №24,25,26,27.









Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint (2)»

В концертном зале

В концертном зале

Скрипка и виолончель

Скрипка и виолончель

группа  «струнно-смычковые»

группа «струнно-смычковые»

ОКТОБАС

ОКТОБАС

квартет XVIII века

квартет

XVIII века

Квартет инструментальный  (как и все виды ансамблей) однородный  смешанный  струнно-  смычковые  с гобоем струнно-смычковые  духовые с  фортепиано деревянные духовые  и т.д.  и т.д.

Квартет инструментальный (как и все виды ансамблей)

однородный

смешанный

струнно-

смычковые

с гобоем

струнно-смычковые

духовые с

фортепиано

деревянные духовые

и т.д.

и т.д.

Вокальные квартеты Смешанные (сопрано, альт, тенор, бас) Женские (сопрано, альт) Мужские (тенор, бас)

Вокальные квартеты

Смешанные

(сопрано, альт,

тенор, бас)

Женские

(сопрано, альт)

Мужские

(тенор, бас)

Квартет  – ведущий жанр камерной музыки, произведение для четырех исполнителей.

Квартет – ведущий жанр камерной музыки, произведение для четырех исполнителей.

А.П.Бородин П.И Чайковский

А.П.Бородин П.И Чайковский

Квартет в изобразительном искусстве

Квартет в изобразительном искусстве

Квартет в скульптуре

Квартет в скульптуре

Квартет в литературе И.А.Крылов -басня «Квартет»

Квартет в литературе

И.А.Крылов -басня «Квартет»

Саксофон

Саксофон

Антракт

Антракт

Квартет – это произведение для какого количества исполнителей? 2 6 4

Квартет – это произведение для какого количества исполнителей?

2 6 4

В каком веке впервые появился квартет? XV XIX XVIII

В каком веке впервые появился квартет?

XV XIX XVIII

Как называется вид ансамбля?  смешанный однородный

Как называется вид ансамбля?

смешанный однородный

Кто сочинил квартет для струнных инструментов, фрагмент которого звучал на уроке?     П.И.Чайковский А.П.Бородин

Кто сочинил квартет для струнных инструментов, фрагмент которого звучал на уроке? П.И.Чайковский А.П.Бородин

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока музыки

Автор: Мельникова Анна Владимировна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-muzyki-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "183291"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425813226"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока музыки "Импрессионизм в музыке и живописи" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-muzyki-impriessionizm-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "205912"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054958"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки по теме: "Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей..." "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-vokal-naia-muzyka-rossiia-rossiia-niet-slova-krasiviei"
    ["file_id"] => string(6) "160680"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422101209"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока музыки: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве". "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-muzyki-portriet-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "188139"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426614805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства