kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки на тему "Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?(Работа над песней композитора Э.Колмановского на стихи Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» Слушание музыкального произведения: В.Моцарт«Реквием».)

Цель урока:

 обучающая: Научить выразительному и прочувствованному исполнению песни  «Хотят ли русские войны?» и творческому анализу Реквиема Моцарта.

 развивающая: Познакомить ребят с особенностями музыки Моцарта.

 коррекционная:Коррекция  ритмического и музыкального слуха,  музыкальной  и общей памяти.

Оборудование урока: Компьютер, аккордеон, проектор.

                                    План урока.

  1. Организационный момент
  2. Знакомство с темой урока.
  3. Работа над песней.
  4. Релаксация
  5. Теория и слушание музыки.
  6. Итог  урока.

                                        Ход  урока:

Дети входят в класс  под звучание пр-ния Моцарта «Маленькая ночная серенада».(1слайд) После входа в класс. Музыкальное приветствие.

Учитель- Я  приветствую  вас ребята и вас уважаемые гости на сегодняшнем нашем уроке. Ребята перед началом урока я хочу задать вам вопрос,: какой характер музыки, под которую вы вошли в класс? Ответ-Веселый, радостный, светлый.

Учитель-А вот если вы мне скажете кто автор этой прекрасной музыки? То совсем хорошо будет.

Ребята: Моцарт

Учитель: Великий Моцарт. Кто не слышал это имя? Гениальный музыкант и композитор, который в 6 лет сочинял музыку, достойную для изучения в консерваториях. Вот что о нём говорят великие люди:-(2слайд)

«Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок П.И. Чайковский

 « По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки».      П.И. Чайковский

«Моцарт — это мост между космосом и нашей жизнью». Анатоль Франц

«Многим поколениям он дал и даст утешение и исцеление». Эдвард Григ

Всё это прекрасно и многие считают Моцарта певцом солнца, света и жизни  Но сейчас я ребята вы услышите музыку Моцарта в неожиданном ракурсе обратите внимание какой контраст между музыкой и кадрами видео.(3слайд) /после просмотра/ Правда страшные кадры. И какое это кажется нелепое сочетание «Моцарт и война» «Моцарт и убийства» Мы сейчас посмотрели кадры из фильма «Список Шиндлера» американского режиссёра Стивена Спилберга «Ликвидация Варшавского гетто 1943год» И мне пришли на ум стихи актера Л.Филатова

Детям не поставишь в вину, что они играют в "войну"

И под словом "немец" всегда подразумевают страну.

Как же мы теперь объясним горьким пацанятам своим,

Что не убивали детей братья по фамилии Гримм?!

Если вдруг чума, то дома все-таки на прежних местах

Если люди сходят с ума, все-таки не все и не так!

И братья  Гримм и Моцарт и Бетховен не убивали людей. И мы переходим к  основной теме нашего урока «Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?»

Вот уже скоро будет 70 лет как закончилась Великая Отечественная война. Дорогой ценой нашему народу пришлось заплатить за победу. Много еще будет сказано об этом великом событии много пройдёт различных праздничных мероприятиях. Но я хочу задать вам ребята вопрос:- Хотят ли русские войны? Ответ – Нет.

 Учитель- Правильно. Впрочем не только русские но и все нации не хотят войны. И мы сегодня познакомимся с песней композитора Э.Колмановского на стихи поэта Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?».

Задумка написать песню, в которой выражались бы протест против войны и призыв к миру, возникла у поэта Евгения Евтушенко осенью 1961 года во время очередной его поездки за рубеж, так как именно во время поездок по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки ему неоднократно приходилось слышать один и тот же вопрос: хотят ли русские войны? В том же году, вернувшись в СССР, Евтушенко показывает написанные стихи композитору Эдуарду Колмановскому. Первоначальная музыка, написанная Колмановским, не понравилась её исполнителю, Марку Бернесу, после чего композитор написал новый вариант. Знаете, ребята сейчас как и в те далекие шестидесятые годы прошлого века, когда пугали  «советской военной угрозой» и когда сейчас в связи с событиями на Украине, нашу страну Запад объявляет «страной агрессором»  как будто мы, а не украинские войска обстреливают мирные поселки и города юго-востока Украины  и убивают мирных жителей как нельзя актуально звучит песня «Хотят ли русские войны»   Мы сейчас послушаем эту песню в исполнении  трех прекрасных певцов Юрия Гуляева, Марка Бернеса и Владимира Трошина. У каждого из них своя манера исполнения и каждый по своему открывает смысл этой песни.                                                                            /После прослушивания песни/вопрос- какой характер этой песни?ответ- характер сурового марша. Обратите друзья на чеканный ритм этой песни.  Вопрос такой, ребята, не которые слова и фразы не совсем понятны?(6 слайд) Что означает фраза «Над ширью пашен и полей»? Ответ: широкие пашни и поля. Следующий вопрос:- как вы понимаете фразу «Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну» Ответ:  Потому что солдаты освободили не только  нашу страну, но и всю Восточную Европу. Следующий вопрос такой: Что означает фраза «На землю горькую свою»? Ответ: Земля политая кровью, потом и слезами погибших солдат. А сейчас друзья давайте прочитаем текст первого куплета и прохлопаем ладошками ритм этой песни    Обратите внимание под текстом стоят нули и единицы. Если «0» то хлопаем быстрее если «1» то медленнее. Если «00» умеренно быстро, если «11» ещё медленней. /После чтения и прохлопывания ритма/  давайте ребята исполним 1 куплет песни под аккомпанемент аккордеона. Ну а теперь давайте исполним песню обратите внимание на характер мелодии  и как  мелодия движется. /После исполнения песни/Как видите ребята песня  хоть и появилась в 1961 году но свою актуальность она не потеряла. Перед тем как нам продолжить давайте мы с вами проведем минуту релаксации т.е. расслабления примите такую позу, какая вам удобна. Расслабьтесь. Можете закрыть глаза и послушаете пьесу Моцарта «Музыка ангелов»(9слайд)

А сейчас мы вновь обращаемся к творчеству великого Моцарта. В чем же сила музыки Моцарта? Что же заставляет нас быть неравнодушными. Что бы ответить на этот вопрос, мы сегодня познакомимся с   самым загадочным произведением. Называется оно реквием. Трудно сейчас отличить, что в истории написания "Реквиема" и отравлении Моцарта вымысел, а что правда. Это только для нас смерти гениев выглядят странно, мистически, а на самом деле, наверное, тут есть закономерность. Никто не может помешать игре гения. Он уходит, выкинув на прощание какой-то совершенно несуразный сюжет своей смерти, настолько же нелепый, насколько гениально его творчество.

Вот кое что о создании "Реквиема" Поздним сентябрьским  вечером 1791г  в дверь дома постучались. На пороге дома стоял незнакомец, одетый во все черное. Учтиво поклонившись, он сказал:

- Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.

- Кого же именно? - спросил Моцарт.

- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.

- Пусть будет так. Чего же он хочет?

- Он только что потерял близкого человека, память о котором для него навеки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием (Реквием- произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном концертным произведением.).

Моцарт согласился взяться за выполнение необычного заказа, но не смог назвать срок его окончания.            А.С. Пушкин в своей «Маленькой  трагедии»  «Моцарт и Сальери» так описывает  в монологе Моцарта Черного человека.

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит. 

    Так творческая фантазия  А.С.Пушкина передало внутреннее состояние  Моцарта в момент создания реквиема. Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта. Реквием состоит из 12 частей, каждая имеет свое название, звучит на латинском языке. Это исповедь человеческой души. Реквием Моцарта воплощает мир человеческих чувств и переживаний. Это произведение  стало последней « лебединой песней» композитора (12 слайд) Свой «Реквием» Моцарт сочинял будучи уже тяжело больным. И сейчас ребята я хочу показать вам фрагмент американского фильма режиссера Милоша Формана  «Амадей»  И здесь тоже фантазия американского драматурга  Питера  Шеффера по пьесе которого был поставлен фильм показывает последние минуты жизни Моцарта что даже умирая он продолжал сочинять гениальную музыку (13 слайд)

/после просмотра/ Моцарт не закончил «Реквием» 5 декабря 1791 года он скончался. В чем же сила этой музыки -это то что он в этом великом произведении  сумел передать всю глубину боли, скорби и в тоже время надежды вселенского масштаба и сегодня мы будем слушать 7часть Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) и 8часть  Lacrimosa  (слезный день)  и перед тем как перейти к прослушиванию я вам прочитаю примерный перевод текста этих частей музыки.

Confutatis

Холод вечный
            камнем давит
Книга дел твоих лежит
И рука лист дел твоих -
Книгу дел твоих листает.

  Lacrimosa

 Полон слез тот день,
Когда восстанет из праха
Чтобы быть осужденным, человек.

Я сделал клип по этой музыке. Может  кому то покажутся что слишком тяжелые кадры. Я прошу прощения. Вы послушайте и посмотрите (14 слайд)/после просмотра/ Как видите и сейчас Моцарт звучит очень современно, потому что вопрос жизни и смерти всегда очень актуален. Его реквием звучит как и предупреждение Не допустить войны Не допустить смерти. Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги нашего урока. 

У -  С каким Композитором мы сегодня познакомились ? 

  Д - Австрийским ком-ром В.А.Моцартом.  

У - А какое произведение мы сегодня слушали? 

Д-Реквием.

У- Как называется песня, которую мы с вами разучивали?                                      

 Д- Хотят ли русские войны.

Я благодарю вас ребята за внимание,  и теперь давайте уйдем так же под светлую музыку Моцарта. Но будем помнить и хранить память обо всех жертвах фашизма как в годы В.О.В. так и в наше время. Всего вам доброго, ребята.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки на тему "Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?" »

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида»













ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА И ПЕНИЕ.

5 «а» класс

Учитель музыки 1 категории Булатов В.М.

























Бугульма 2015год.



Тема урока: Работа над песней композитора Э.Колмановского на стихи Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» Слушание музыкального произведения: В.Моцарт«Реквием».

Цель урока: 1. Научить выразительному и прочувствованному исполнению песни «Хотят ли русские войны?» и творческому анализу Реквиема Моцарта. 2.Познакомить ребят с особенностями музыки Моцарта.3.Коррекция ритмического и музыкального слуха, музыкальной и общей памяти.



План урока.

  1. Организационный момент

  2. Знакомство с темой урока.

  3. Работа над песней.

  4. Релаксация

  5. Теория и слушание музыки.

  6. Итог урока.

Ход урока:

Дети входят в класс под звучание пр-ния Моцарта «Маленькая ночная серенада».(1слайд) После входа в класс. Музыкальное приветствие.

Учитель- Я приветствую вас ребята и вас уважаемые гости на сегодняшнем нашем уроке. Ребята перед началом урока я хочу задать вам вопрос,: какой характер музыки, под которую вы вошли в класс? Ответ-Веселый, радостный, светлый.

Учитель-А вот если вы мне скажете кто автор этой прекрасной музыки? То совсем хорошо будет.

Ребята: Моцарт.

Учитель: Великий Моцарт. Кто не слышал это имя? Гениальный музыкант и композитор, который в 6 лет сочинял музыку, достойную для изучения в консерваториях. Вот что о нём говорят великие люди:-(2слайд)

«Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок П.И. Чайковский

« По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки». П.И. Чайковский

«Моцарт — это мост между космосом и нашей жизнью». Анатоль Франц

«Многим поколениям он дал и даст утешение и исцеление». Эдвард Григ

Всё это прекрасно и многие считают Моцарта певцом солнца, света и жизни Но сейчас я ребята вы услышите музыку Моцарта в неожиданном ракурсе обратите внимание какой контраст между музыкой и кадрами видео.(3слайд) /после просмотра/ Правда страшные кадры. И какое это кажется нелепое сочетание «Моцарт и война» «Моцарт и убийства» Мы сейчас посмотрели кадры из фильма «Список Шиндлера» американского режиссёра Стивена Спилберга «Ликвидация Варшавского гетто 1943год» И мне пришли на ум стихи актера Л.Филатова

Детям не поставишь в вину, что они играют в "войну"

И под словом "немец" всегда подразумевают страну...


Как же мы теперь объясним горьким пацанятам своим,

Что не убивали детей братья по фамилии Гримм?!

Если вдруг чума, то дома все-таки на прежних местах

Если люди сходят с ума, все-таки не все и не так!


И братья Гримм и Моцарт и Бетховен не убивали людей. И мы переходим к основной теме нашего урока «Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?»

Вот уже скоро будет 70 лет как закончилась Великая Отечественная война. Дорогой ценой нашему народу пришлось заплатить за победу. Много еще будет сказано об этом великом событии много пройдёт различных праздничных мероприятиях. Но я хочу задать вам ребята вопрос:- Хотят ли русские войны? Ответ – Нет.

Учитель- Правильно. Впрочем не только русские но и все нации не хотят войны. И мы сегодня познакомимся с песней композитора Э.Колмановского на стихи поэта Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?».

Задумка написать песню, в которой выражались бы протест против войны и призыв к миру, возникла у поэта Евгения Евтушенко осенью 1961 года во время очередной его поездки за рубеж, так как именно во время поездок по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки ему неоднократно приходилось слышать один и тот же вопрос: хотят ли русские войны? В том же году, вернувшись в СССР, Евтушенко показывает написанные стихи композитору Эдуарду Колмановскому. Первоначальная музыка, написанная Колмановским, не понравилась её исполнителю, Марку Бернесу, после чего композитор написал новый вариант. Знаете, ребята сейчас как и в те далекие шестидесятые годы прошлого века, когда пугали «советской военной угрозой» и когда сейчас в связи с событиями на Украине, нашу страну Запад объявляет «страной агрессором» как будто мы, а не украинские войска обстреливают мирные поселки и города юго-востока Украины и убивают мирных жителей как нельзя актуально звучит песня «Хотят ли русские войны» Мы сейчас послушаем эту песню в исполнении трех прекрасных певцов Юрия Гуляева, Марка Бернеса и Владимира Трошина. У каждого из них своя манера исполнения и каждый по своему открывает смысл этой песни. /После прослушивания песни/вопрос- какой характер этой песни?ответ- характер сурового марша. Обратите друзья на чеканный ритм этой песни. Вопрос такой, ребята, не которые слова и фразы не совсем понятны?(6 слайд) Что означает фраза «Над ширью пашен и полей»? Ответ: широкие пашни и поля. Следующий вопрос:- как вы понимаете фразу «Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну» Ответ: Потому что солдаты освободили не только нашу страну, но и всю Восточную Европу. Следующий вопрос такой: Что означает фраза «На землю горькую свою»? Ответ: Земля политая кровью, потом и слезами погибших солдат. А сейчас друзья давайте прочитаем текст первого куплета и прохлопаем ладошками ритм этой песни Обратите внимание под текстом стоят нули и единицы. Если «0» то хлопаем быстрее если «1» то медленнее. Если «00» умеренно быстро, если «11» ещё медленней. /После чтения и прохлопывания ритма/ давайте ребята исполним 1 куплет песни под аккомпанемент аккордеона. Ну а теперь давайте исполним песню обратите внимание на характер мелодии и как мелодия движется. /После исполнения песни/Как видите ребята песня хоть и появилась в 1961 году но свою актуальность она не потеряла. Перед тем как нам продолжить давайте мы с вами проведем минуту релаксации т.е. расслабления примите такую позу, какая вам удобна. Расслабьтесь. Можете закрыть глаза и послушаете пьесу Моцарта «Музыка ангелов»(9слайд)

А сейчас мы вновь обращаемся к творчеству великого Моцарта. В чем же сила музыки Моцарта? Что же заставляет нас быть неравнодушными. Что бы ответить на этот вопрос, мы сегодня познакомимся с самым загадочным произведением. Называется оно реквием. Трудно сейчас отличить, что в истории написания "Реквиема" и отравлении Моцарта вымысел, а что правда. Это только для нас смерти гениев выглядят странно, мистически, а на самом деле, наверное, тут есть закономерность. Никто не может помешать игре гения. Он уходит, выкинув на прощание какой-то совершенно несуразный сюжет своей смерти, настолько же нелепый, насколько гениально его творчество...

Вот кое что о создании "Реквиема" Поздним сентябрьским вечером 1791г в дверь дома постучались . На пороге дома стоял незнакомец, одетый во все черное. Учтиво поклонившись, он сказал:

- Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.

- Кого же именно? - спросил Моцарт.

- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.

- Пусть будет так. Чего же он хочет?

- Он только что потерял близкого человека, память о котором для него навеки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием (Реквием- произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном концертным произведением.).

Моцарт согласился взяться за выполнение необычного заказа, но не смог назвать срок его окончания.       А.С. Пушкин в своей «Маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» так описывает в монологе Моцарта Черного человека. Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мной

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем я...

Мне совестно признаться в этом....

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит.

  

Так творческая фантазия А.С.Пушкина передало внутреннее состояние Моцарта в момент создания реквиема. Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта. Реквием состоит из 12 частей, каждая имеет свое название, звучит на латинском языке. Это исповедь человеческой души. Реквием Моцарта воплощает мир человеческих чувств и переживаний . Это произведение стало последней « лебединой песней» композитора (12 слайд) Свой «Реквием» Моцарт сочинял будучи уже тяжело больным. И сейчас ребята я хочу показать вам фрагмент американского фильма режиссера Милоша Формана «Амадей» И здесь тоже фантазия американского драматурга Питера Шеффера по пьесе которого был поставлен фильм показывает последние минуты жизни Моцарта что даже умирая он продолжал сочинять гениальную музыку (13 слайд)

/после просмотра/ Моцарт не закончил «Реквием» 5 декабря 1791 года он скончался . В чем же сила этой музыки -это то что он в этом великом произведении сумел передать всю глубину боли, скорби и в тоже время надежды вселенского масштаба и сегодня мы будем слушать 7часть Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) и 8часть Lacrimosa  (слезный день) и перед тем как перейти к прослушиванию я вам прочитаю примерный перевод текста этих частей музыки.

Confutatis

Холод вечный
            камнем давит
Книга дел твоих лежит
И рука лист дел твоих -
Книгу дел твоих листает.

    То, забыл что ты давно,
    То, забыть хотел бесследно -

Совесть стражем
              выступает
Что писала в тьме ночей
В полночь в тьме твоих ночей
Всё теперь она читает -

    Что забыть хотел давно
    Что забыть хотел бесследно -
    Кровью смочено перо
    Совести твоей бессмертной.

    И свидетелем она
    Все дела твои читает   
    Позабытые тогда
    И весы рука склоняет...

Lacrimosa

 Полон слез тот день,
Когда восстанет из праха
Чтобы быть осужденным, человек.

Так пощади его, Боже,
Милостивый Господи Иисусе,
Даруй им покой. Аминь.

Я сделал клип по этой музыке. Может кому то покажутся что слишком тяжелые кадры. Я прошу прощения. Вы послушайте и посмотрите (14 слайд)

/после просмотра/ Как видите и сейчас Моцарт звучит очень современно, потому что вопрос жизни и смерти всегда очень актуален . Его реквием звучит как и предупреждение Не допустить войны Не допустить смерти. Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги нашего урока.

У - С каким Композитором мы сегодня познакомились ? Д - Австрийским ком-ром В.А.Моцартом. У - А какое произведение мы сегодня слушали? Д-Реквием.

У- Как называется песня , которую мы с вами разучивали? Д- Хотят ли русские войны.

Я благодарю вас ребята за внимание, и теперь давайте уйдем так же под светлую музыку Моцарта. Но будем помнить и хранить память обо всех жертвах фашизма как в годы В.О.В. так и в наше время. Всего вам доброго, ребята.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока музыки на тему "Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?"

Автор: Булатов Василий Михайлович

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства