Конспект урока "Колокола России" составлен для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории". Тип урока - комбинированный. Целью урока является определение взаимосвязи значения колокольного звона с важнейшими событиями в жизни русского человека и общества. А так же, какой след оставили колокольные звоны в русской музыке и истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Колокола России" + презентация »
Открытый урок музыки
Тема урока « Колокола России»
Цель: 1. Определить, какой след оставили колокольные звоны в русской музыке.
2. Определить взаимосвязь колокольного звона с важнейшими событиями
в жизни русского человека и общества.
Задачи:
развивающая: - расширение кругозора учащихся;
- воспитание культуры слушания и умения анализировать
произведение.
образовательная: - знакомство с историей колокольного звона на Руси, как ярким
явлением русской православной культуры;
- определить взаимосвязь музыки и истории.
воспитательная: - воспитание у учащихся любви и уважения к родной земле, вере,
обычаям
- формирование чувства долга и чести, укрепление силы духа.
Оборудование: - компьютер, проектор;
- презентация;
- экран;
- музыкальный центр.
Тип урока: комбинированный.
План урока: 1. Организационный момент.
2. Вводное слово, определение темы урока.
3. Исполнение песни «Колокола» из к\ф « Приключения
Электроника».
4. История колокольного звона на Руси, виды звонов.
5. Просмотр фрагмента « Вставайте, люди русские» из к/ф
«Алексадндр Невский», анализ прослушанного произведения.
6. Использование композиторами колокольного звона в своих
произведениях.
7. Исполнение песни « Динь-дон».
8. Вывод по уроку.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами немного необычный урок.
Мы обратимся не только к музыке, но и к истории нашего государства,
постараемся определить какое значение музыка может иметь в
переломные моменты истории, как она влияет на людей во время каких-
либо исторических событий.
Вспомните, какую преобразующую силу имеет музыка? Как она может
повлиять на человека?
(ответ уч-ся)
Учитель: Молодцы. Но сегодня на уроке мы поговорим и послушаем необычную
музыку, которая практически не звучала в нашем государстве примерно с
30-х годов 20 века, т. е. почти 70 лет. Чтобы определить тему нашего
урока, послушайте небольшое стихотворение:
Колокола! Русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный
Люб отголосок мне твой.
Итак, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить и как можно назвать тему нашего урока?
(ответы уч-ся)
Правильно, наш с вами разговор сегодня будет о колоколах, колокольных звонах. Тема нашего урока «Колокола России».
(показ слайда №1)
На нашем уроке вы узнаете где звучал колокол и какое место он занимает в душах русских людей. Мы пролистаем страницы летописи колокольных звонов на Руси.
(показ слайда №2)
Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать с песни, которую мы с вами недавно разучивали и в которой есть тоже слово «колокол». Вспомните, пожалуйста, как называется пеком фильме она звучит?
(песня «Колокола» из к/ф «Приключение Электроника»)
Учитель: Правильно, давайте исполним эту песню. Не забудьте, что петь ее
надо плавным, напевным, мягких звуком.
(исполнение песни)
Учитель: Спасибо, молодцы. Скажите, пожалуйста, а что вы знаете о
колоколах? Где можно услышать колокольный звон?
(ответ уч-ся)
Учитель: Необходимой принадлежностью православных храмов являются
колокола, которые помещаются или на крышах храма, в башнях
куполов, или при входах в церковь, в звонницах, или близ храма
в особом здании для них, которое называется колокольня.
(показ слайда №3)
Учитель: До сих пор нет единого мнения возраста и родины колокола.
Первые колокольчики и бубенцы были обнаружены в быту многих
народов, но самый древний литой колокольчик был родом из
Китая и попали в страны Азии и Европы по Великому шелковому пути
В 1066 г. колокол впервые упоминается в русской летописи, а в 1194г.
летопись сообщает о появлении русских мастеров кололитейного
дела, которое практически исчезло во время татаро-монгольского
нашествия на Древнюю Русь.
(показ слайда №4 -6)
Учитель: Первенство в кололитейном деле перешло к Москве, где был открыт
«Пушечный двор», где лили пушки и колокола. Здесь же был отлит
мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом известный
всему миру Царь-колокол. Но ему не суждено было зазвучать , т. к.
во время сильного пожара в Москве, колокол раскалился, треснул и
от него отвалился кусок. Весом 11 тонн. Сам же колокол весил 200 т.
В 1836 г. он был установлен около колокольни Ивана Великого в
Кремле.
(показ слайда №7)
Учитель: Для российского человека звуки колоколов были голосом с неба. В
народе до сих пор верят, что колокольный звон отпугивает нечистую
силу, теряет мощь всякое волшебство. Не даром говорят: « Звон
хорош, а приводит грешника в дрожь». В России грешников всегда
хватало,но та же участь преследовала и колокола. К ним относились,
как к живым и если колокол в чем-то «провинился», его наказывали,
как людей: секли плетьми, пытали, вырывали «язык», брали в плен.
Создание колоколов на Руси считалось делом Божьим. Звоны были
очень разными. Они делились по величине и силе звука, и каждый
имел свое название: Праздничный, Воскресный, Простодневный(или
будничный), Малый звон, Малиновый звон.
(показ слайда №8)
А как вы думаете, каждый ли человек может играть на колоколах?
(ответ уч-ся)
Значит на Руси должна была появиться необычная профессия. Как вы
думаете, какая? (звонарь)
Правильно, и не каждый может справиться с этой работой, ведь
Звонить в колокола – это искусство, которое требует
большого умения. Послушайте, пожалуйста, два звона – Малиновый
и Праздничный.
(слушание и показ слайда №9-10)
Учитель: Похожи ли звоны или отличаются друг от друга?
(ответ уч-ся)
Итак, истоки колокольных звонов на Руси – народные. Звоны
размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха,
бодрствования и сна, веселья и скорби. Но в жизни людей и
государства случались и бедствия: набеги врагов, пожары,
наводнения. И тогда, звучал НАБАТ.
(слушание и показ слайда №11)
Скажите, как звучал набат, каким был его звон? (тревожно,
взволнованно)
Колокольный звон, ребята, звучал не только в народной, но
Неоднократно был воспроизведен и в композиторской музыке.
(показ слайда №12)
Учитель: Одним из таких композиторов был С.С.Прокофьев
(показ слайда №13)
Он создал крупное произведение, состоящее из нескольких частей,
связанных друг с другом единым сюжетом. Такое произведение
называется – КАНТАТА. Оно исполняется хором, солистами и
симфоническим оркестром. Сегодня мы послушаем фрагмент
из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский». Кто знает, что это за
человек? (ответ уч-ся)
(показ слайда №14)
Правильно, это князь, который в 20 лет одержал победу над шведами
на Неве, а в 22 года разбил немецких рыцарей в Ледовом побоище
на Чудском озере в начале 13 века.
Прошло много веков и над миром опять нависла угроза войны.
Фашисты начали свое варварское вторжение в страны Европы.
И именно в это время в 1939 году была создана кантата, музыка
которой стала основой для художественного фильма «Александр
Невский». Они прозвучали, как решительное, грозное
предупреждение о том, что ждет врага, который решится
напасть на нашу Родину.
Послушайте и посмотрите фрагмент из к/ф «Александр Невский», в
котором звучит фрагмент из кантаты С.С.Прокофьева.
«А.Невский» «Вставайте, люди русские!»
(просмотр видео)
Скажите, пожалуйста, обратили вы внимание, что во время звучания
песни слышен звон набата? Как вы думаете, почему композитор в
классическое произведение включил колокольный звон? Какой был
характер музыки? Выберете слова, которые наиболее ярко выражают
характер музыки.
(показ слайда №15)
С.С.Прокофьев сказал про свое произведение: «Я задумал ее, как
симфонию величия человеческого духа». И именно это произведение
ежедневно звучало из репродукторов по всей стране, когда началась
Великая Отечественная война. Как вы думаете, почему?
(ответ уч-ся)
Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы слышали колокольный звон в
исполнение звонаря, звучание колокола в оркестре. Как и любая
музыка, колокольный звон понятен любому человеку. Им
восхищаются, его любят слушать во многих уголках мира. Сегодня на
уроке мы пролистали страницы летописи колокольных звонов на
Руси. Какое значение для людей имеет колокольный звон и как он
может воздействовать на человека в переломные моменты истории.
(ответ уч-ся)
И в заключении нашего урока, я хотела бы, чтобы вы послушали
стихотворение и песню, в которых тоже звучит колокольный звон.
(показ слайда №16)
Колокола! Ваш звучный звон- Колокола-Руси венец,
Язык земли, меня вскормивший. Червонным золотом горящий,
Живет в вас радость, клич и стон, Ваш звон-связующая нить
Как отголосок жизни бывшей. Меж будущим и настоящим.