kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Ансамбль значит вместе

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • даёт представление о сложности понятия “поп – музыка”, ВИА на примере творчества групп “Битлз”, “Песняры”;
  • показывает характерные черты ансамблевого исполнения;
  • развивает творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Ансамбль значит вместе »

Урок музыки в 8-м классе по теме: "Ансамбль – значит вместе

МБОУ Воинский УВК Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым учитель музики Минабилова Репизе Сейдаметовна

Цели:

  • дать представление о сложности понятия “поп – музыка”, ВИА на примере творчества групп “Битлз”, “Песняры”;

  • показать характерные черты ансамблевого исполнения;

  • развивать творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность;

  • формировать эстетический вкус;

  • воспитывать интерес к музыке.

Оборудование:

  • Аншлаги: ВИА, группа, копия западных исполнителей, свой стиль, своё лицо, традиции, фольклор, “Песняры”, многоголосие, традиционные инструменты;

  • музыкальный материал: “Потому что”, “Вчера”, муз. и сл. Д. Леннона и П. Маккартни; “Песняры” - “Старый конь”;

  • музыкальный центр;

  • мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Объявление темы урока.

(Чтение высказывания с доски. )

“Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью” (Мудрость мира).

- О чём это высказывание? (ансамбль)

- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп – группах, научимся разбираться в “настоящей музыке”.

III. Работа по теме урока.

1. Введение понятия “ансамбль”. (Приложение №1)

- Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “Ансамбль”.

(Проверка выполненного задания)

2. Беседа о современной поп-музыке.

- В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей.

- Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

- Как вы считаете, почему?

М. о. Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет.

Подкрепляется ростом профессиональной музыкальной подготовки.

- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных ансамблей. Обратите внимание, что многие из групп подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы и существуют только потому, что на земле много слушателей, лишённых музыкального (настоящего) вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.

(Рассказ с показом слайдов (Приложение №2))

Знакомый нам американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме “Всемирный потоп поп – музыки” в 1972 году размышлял: “В нашем стремлении узнать новые музыкальные стили родной страны – и новую, и старую. Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого.

Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с этим искусством большинство популярных песенок 30 – х годов с их бесконечными вариациями на тему: “милый, милый не могу без тебя…” показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”? Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп – музыка”.

Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия…”

- Что хотел сказать этим Пит Сигер?

- У нас в стране происходит то же самое?

- Почему люди так “грезят” музыкой?

- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?

- Чем привлекает такая музыка?

- Сегодня на уроке прозвучат произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА. Это будут хорошие примеры.

2. Рассказ о группе “Beatles”.

- Первой прозвучит лирическая песня “Потому что” в исполнении одного из первых вокально-инструментальных ансамблей современного типа.

  • Диск с песней “Beatles” “Потому что”

- Кто узнал, что это за ансамбль?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Что вы знаете об этом ансамбле?

(Рассказ с показом слайдов)

“Четвёрка из Ливерпуля”, которой быль суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.

БИТЛЗ – английский вокально-инструментальных квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960 – х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритания, распалась в 1970.

Участники ансамбля –

  • Джон Леннон (9 октября 1940 – 8 декабря 1980)

  • Пол Маккарти (18 июня 1942)

  • Джордж Харрисон (25 февраля 1943 – 29 ноября 2001)

  • Ринго Старр (7 июля 1940)

Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Старр. Этот ансамбль первым сумел превратить рок в искусство. Музыканты относились к создаваемой ими музыке с максимальным трудолюбием и неустанным творческим поиском.

Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка). Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения – от “The Quarrymen” до “The Beatles”.

Слово “beatles” сочетает в себе два значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно. Если учесть его поэтические способности и умение строить рассказы и стихотворения на игре слов. Джон всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный духом. Его влияние доминировало в музыке и образе мыслей “Битлз”. Пол был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят именно такими невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле. Джон был куда более зрелым, видавшим виды скептиком, всё видящим насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей фальши.

“Beatles” продолжали прогрессировать музыкально, но было понятно, что история коллектива близится к логическому завершению. Личные амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. С трудом удалось уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.

Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.

Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником распада “Beatles”, однако, надо не забывать, что он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. Трудно было проглотить первую пилюлю, но дальше было ещё хуже. В конце 1970 года Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы аннулировать все существующие между ними договорённости. Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды на возрождение “Beatles”.

После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о котором периодически вспыхивали на протяжении всех 70-х. В 80-е годы музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles” никогда не переживали кризиса. Частично из-за того, что они ушли со сцены чемпионами, а не немощными, полузабытыми пенсионерами.

В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.

* Слушание русской версии песни “Yesterday” - “Вчера” в исполнении учителя в аранжировке синтезатора.

- О чём эта песня?

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

* Исполнение с учащимися.

3. Рассказ об отечественных ВИА.

- В нашей стране термин “бит – группа” был заменён на “вокально-инструментальный ансамбль”. ВИА возникли не на пустом месте. Существовали группы – вокальные – “Дружба”, “Аккорд”, “Орэра”. Некоторые ансамбли просто копировали западных исполнителей и быстро “сошли со сцены”. Другие же, напротив, искали свой стиль, своё лицо. Как показало время самыми успешными стали те, кто не порвал с народными музыкальными традициями. Секрет их творческого “долголетия” - в неисчерпаемых богатствах фольклора. Один из таких коллективов – белорусский ансамбль “Песняры”.

Валерий Яшкин писал:

“Были демократы, был “Биттлз” и масса разных групп. И мне всегда было удивительно, как ребята из Белоруссии вдруг резко стали на слуху. Уже в 1971 году в фильме “Песняры” зазвучал чистейший поток голосов непередаваемой грусти и добра. ”

На этом уроке прозвучит песня “Старый конь”.

“Старый конь” - “Песняры”

- О каких событиях рассказывается в песне?

- Какие чувства она вызвала у вас?

- Что особенного в исполнении?

IV. Итог урока.

- “Ливерпульская четвёрка” Beatles и белорусские “Песняры” - поразмышляйте, в чём они схожи и в чём различны.



Мы должны уметь оценивать творчество поп-групп. Мы должны не забывать о том понимании красоты и правды, которое заложила в нас музыка классиков.

Используемая литература

  1. Дмитриева Л. Г. , Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М. : Издательский центр “Академия”. 2000. – 240 с.

  2. Компьютерная программа “Шедевры музыки” / Кирилл и Мефодий.

  3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М. : “Советский композитор”, 1988. – 176с.

  4. Сайт в Интернете: Beatles. ru. Автор: Corvin.

  5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Ансамбль значит вместе

Автор: Минабилова Репизе Сейдаметовна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Волшебные узоры Гжели" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-volshiebnyie-uzory-gzhieli"
    ["file_id"] => string(6) "140499"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962278"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока на тему "Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokanatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459079214"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Музейный урок Русский народный костюм "
    ["seo_title"] => string(39) "muzieinyi-urok-russkii-narodnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "113803"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053540"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "конспект урока чтения в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме: В.Бианки "Октябрь" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-chtieniia-v-6-klassie-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-po-tiemie-v-bianki-oktiabr"
    ["file_id"] => string(6) "222352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436202778"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства