Урок: Чтение
Тема: В.Бианки «Октябрь»
Цель:
- познакомить с рассказом; совершенствовать навыки выразительного чтения;
- коррекция и развитие мышления на основе упражнений слухового восприятия; формировать связную речь;
- воспитывать любовь к природе;
- мотивация к учению;
- сохранение и укрепление здоровья.
Оборудование: иллюстрации зверей, учебники, опорные таблицы выразительного чтения, экран успеваемости, дополнительный материал, речевые разминки, осколочные карточки, портрет писателя.
Приемы обучения: работа с учебником, работа по карточкам, работа по таблицам, работа с дополнительным материалом, элементы беседы.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный.
1.Организационный момент.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Сядьте прямо,
Ноги вместе.
Руки полочкой на стол.
Начинаем разговор.
-Прежде чем начнем с вами работать, давайте разогреем речевой аппарат.
Повторите скороговорку за мной хором и объясните значение.
У нас на дворе, подворье.
Погода размокропогодилась.
Около кола вьюн и хмель вьются
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавеваются.
2.Повторение. (проверка домашнего задания)
-Какое задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?
Выразительное чтение рассказа И.Тургенева «Осенний дождь в березовой роще», отвечали на вопросы.
-Давайте вспомним правила выразительного чтения по опорным таблицам.
(чтение рассказа несколькими учащимися, ответы на вопросы)
-Какая погода стояла в тот день, который описывает автор?
-Что говорит автор о шуме листвы?
-Какие звуки слышались в березовой роще?
3.Сообщение темы.
-А теперь, посмотрите на доску и помогите мне собрать карточку из осколков.
-Вы молодцы! Прочитайте, пожалуйста!
Совершенно верно – В.Бианки «Октябрь». Это, ребята, тема нашего сегодняшнего урока. Послушайте почему этот месяц так называется.
Это слово состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского окто, что значит «восемь». Октава объединяет восемь нот, октет – ансамбль из восьми человек. У римлян октябрь был восьмым месяцем года.
4.Работа над темой.
-Итак, прослушайте выразительное чтение рассказа и подумайте над таким вопросом:
-О каких делах осени рассказывает автор?
-Правильно, ребята, осень раздевает леса и начинает студить воду.
Физминутка.
Дождик, дождик! Что ты льешь,
(4 хлопка руками)
Погулять нам не даешь?
(притопы ногами)
Дождик, дождик! Полно лить,
(4 хлопка руками)
Деток, землю, лес мочить.
(прыжки на месте)
После дождичка на даче
(ходьба на месте)
Мы по лужицам поскачем.
(прыжки)
-Прочитайте рассказ вполголоса выразительно.
1 уровень – весь,
2 уровень – 4 абзаца,
3 уровень – 3 абзаца
4 уровень – 2 абзаца.
5. Закрепление.
-А теперь, нужно прочитать выразительно цепочкой.
-Вы хорошо читали, молодцы!
-Найдите в тексте и зачитайте выразительно характеристику октября.
Что происходит в октябре с рыбами, насекомыми и другими животными, имеющими «нежаркую кровь»?
-Посмотрите на иллюстрации этих зверей и расскажите, как они готовятся к предстоящей зиме.
-Значит вы говорите, что звери одеваются в теплые шубки,, запасают корм на зиму, впадают в спячку.
-А как человек должен сохранять свое здоровье в холодное время года? Итак, у нас
МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ.
Октябрь – это по сути середина осени. Становится еще холоднее. Небо почти всегда закрыто темными низкими облаками. Часто идут затяжные дожди. Иногда идет снег, но он быстро тает. В такую погоду можно легко простудиться. Ребята, а чтобы не простудиться, что нужно делать? Правильно, нужно тепло одеваться, по погоде.
Кроме этого нужно быть физически развитым и здоровым. А что вы должны для этого выполнять? Конечно же вы полнять режим дня, заниматься утренней гимнастикой, играть в различные подвижные игры, а также заниматься физическим трудом.
А все – таки так случится, что вы заболеете простудными заболеваниями, то нужно пить теплый чай с малиновым вареньем, смородиновым вареньем и медом. Во всех этих продуктах содержится много полезных витаминов, которые приведут ваш организм в порядок и помогут справиться с болезнью.
6.Домашнее задание.
На выполнении домашнего задания вам предстоит прочитать выразительно рассказ и ответить на вопросы.
1 уровень – весь рассказ, ответить на вопросы,
2 уровень – 4 абзаца, ответить на 1-2 вопросы,
3 уровень – 3 абзаца,
4 уровень – 2 абзаца.
7. Итог урока.
-Как вы понимаете пословицу?
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревет и льет, и снизу метет.
Отгадайте загадки и скажите : как отгадки связаны с темой урока.
Летел пан на воду пал.
Сам не тонет и воды не мутит. (лист)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (ветер)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.(дождь)
Кто осенью ложится, а весной встает?(медведь)
Все верно ответили, а теперь посмотрим какие оценки вы заработали на уроке.
Девочки оценят ответы мальчиков, а мальчики оценят ответы девочек по экрану успеваемости.