kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Широкая Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 3 классе. Тема урока "Широкая Масленица"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Широкая Масленица"»

Слайд №1

Тема урока: «Широкая Масленица»

Цели урока:

Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Тип урока: урок-обобщение.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, доска, музыкальный центр.


Ход урока:

Слайд №2

I.Организационный момент.

Звучит музыка (дети входят в класс).

Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал нам веселый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока».


Приветствие обучающихся. Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.


Слайды №3 и №4


II. Повторение и закрепление пройденного.

- нотный стан;

- название нот;

- понятие (слушатель, исполнитель, композитор)

III. Основная тема урока.

Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества).

- Посмотрите, сколько праздников!

Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения:


Слайды №5 и №6

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)


Слайды №7 и №8

Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности

А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?


Масленица - древний славянский праздник.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
А главным угощением были -…?

Правильно – блины.

Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.


Слайд №9

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.

В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.

- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

  • Катание с гор

  • Бой мешками

  • Ледяной столб

  • Снежный тир

  • Кулачные бои

  • Перетягивание каната

  • Жмурки

Все дни масленой недели имеют свои названия:

Слайд №10

Понедельник - наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Давайте вместе встретим масленицу песней, но вначале повторим правило, как надо сидеть во время пения.

Слайд №11 (правило)


Слайд №12


Песня «Эх, Масленица» (исполняет учитель, дети поют припев)

Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Закрепляют слова песни.

Чем мы выразили понедельник? (песней)


Слайд №13


Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.

А в какие игры играют на Масленицу?

  • Катание с гор

  • Бой мешками

  • Ледяной столб

  • Снежный тир

  • Кулачные бои

  • Перетягивание каната

  • Жмурки


Давайте и мы поиграем в «Жмурки» (Какой инструмент пропал?)

Чем мы во вторник занимались? (играли)


Слайд №14


Вот среда подходит «Лакомкой зовется»

Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Какое главное угощение на празднике?

Дети: Блины

Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Давайте вспомним русскую народную песню «Блины» Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально - хоровую работу.


При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста);

  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)

На что блины похожи? (на солнышко)

Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

Давайте все вместе придумаем движения к веселой песне про солнышко и исполним с движением.


Слайд №15


Физминутка


Слайд №16


Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои.Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.


Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева.

Что вы видите, какой праздник здесь изображен?

Докажите - какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?

Д: Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ?

В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)


Слайд №17


Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? Подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей). Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

А кто хочет сам исполнить частушки - выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, если будем дружно петь – будет песенка звенеть!


(Дети исполняют частушки)

1.Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!

2.Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!

3.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!


4.Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.

5.Ты прости дружочек Федя,

Что тебя обидела.

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела.


6.На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

7. На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!


В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

( сжигали чучело в костре)


Слайд №18


- Как вы думаете, зачем его сжигали?

( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения .

А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.)

А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!»..

Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.


Слайд №19


Дети исполняют песню «Прощай, Масленица»

Рефлексия (подведение итогов урока)

И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее.

Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.


Слайд №20


Давайте отгадаем мои загадки:


Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)


И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -… (блины)!

Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)

А блины на Масленице символ чего?

Дети: Символ солнца.

Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели?

И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.

Звучит песня «Масленица» - раздаю солнышки

Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то выучить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, отвечали на вопросы - Молодцы!

Слайд №21


До свидания!











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Широкая Масленица"

Автор: Замлелая Лариса Викторовна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по математике в 5 классе  "Сложение и вычитание смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-5-klassie-slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "178905"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424891284"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока русского языка "Слово и его значение" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovo-i-iegho-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "206415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430160975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по СБО 8 класс : "Широкая масленица"."
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_po_sbo_8_klass_shirokaia_maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "353961"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477936608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (2 часа) "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "159913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421959843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства