Конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Конспект урока по математике в 5 классе на тему: "Сложение и вычитание смешанных чисел". Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по данной теме. Урок проходит в форме игры. В ходе урока учащиеся знакомятся с традициями праздника "Масленица".Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великим постом. По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. “Блин не сноп – на вилы не наколешь” - гласила пословица.Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение.Первый день – масляной недели назывался “встреча”. В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.Вторник назывался “заигрыши”. Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе есть блины и кататься с ледяных горок: “У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать”.Среда (“лакомки”) была днем, когда зятья ходили к теще на блины.
Четверг считался началом настоящего, “широкого” разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Другим событием этого дня было взятие снежного городка.
Пятница (“тещины вечерки”) давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами.
Суббота называлась “золовкины посиделки”. Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить.
Воскресенье (“прощеный день”) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощение за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы.
Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны. Иногда в “погребальном” костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" »
"Сложение и вычитание смешанных чисел"
Цели урока:
Подвести итоги изучения темы.
Систематизировать знания по теме.
Привить навыки работы с тестовыми заданиями.
Развить умение правильно и грамотно излагать свои мысли.
Развить математическое мышление.
Привить интерес к математике посредством включения в урок игровых технологий.
Ознакомить с традициями и праздниками на Руси.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок – экскурсия.
Технологии: игровые.
Подготовка урока:
Заготовить карточки теста, лабиринта.
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие учащихся, организация начала урока в стихотворной форме:
«Долгожданный дан звонок,
Начинается урок !
-Ну-ка проверьте, ребята,
Вы готовы начать урок ?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»?
Сообщение темы, целей урока. Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы “Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел”.
Воспроизведение опорных знаний
Ребята, чтобы уметь решать примеры и задачи, нужно хорошо знать правила. Давайте повторим все что мы изучили по данной теме.
Фронтальный опрос:
У обыкновенной дроби есть числитель и знаменатель. Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?
Какая дробь называется правильной. Приведите пример.
Какая дробь называется неправильной? Приведите примеры.
Как сравнивают дроби с одинаковыми знаменателями? Пример.
Какое число называют смешанным? Пример
Как выделить целую часть из неправильной дроби? Пример
Как перевести смешанно число в неправильную дробь? Пример
Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? Пример
Как складывают и вычитают смешанные числа? Примеры
Ребята, урок у нас сегодня не простой, мы познакомимся с одним удивительным праздником, очень любимым всеми россиянами. А вот как он называется, узнаем, решив тест. (Каждому ученику раздаются карточки с тестом). Тест решаем устно, обведя кружочком правильную букву, а в тетрадь выписываем, получившееся слово.
Вариант 1
1. Среди дробей укажите все неправильные
М ; Н ;К; Л .
2. Представьте в виде неправильной дроби 2
А;С;П;Р .
3. Выделите целую часть из неправильной дроби
К ;О ; С ;Н .
4. Вычислите:
Н;Л; У; К .
5. До обеда тракторист вспахал 3/5 поля. Какую часть поля ему осталось вспахать?
Е;Ж;З;И .
6. В ящике было кг яблок, а в корзине – на кг больше. Сколько килограммов яблок было в корзине?
М ;Н;О;П .
7. Вычислите: 5 - .
С ;И;Т;Ф .
8. Вычислите: .
К ;Ц ; Х;П .
9. Решите уравнение:
О 5; Е 6; П 15; А 21.
Вариант 2
1. Среди дробей укажите все неправильные
М; Д; Б ; З.
2. Представьте в виде неправильной дроби
Т ; Ж ; Н ; А.
3. Выделите целую часть из неправильной дроби
Ф ; У ; А ; С .
4. Вычислите: .
Г ; Р ; Л ; В .
5. Ученик прочитал книги. Какую часть книги ему осталось прочитать?
К ; Е ; О ; У .
6. Продолжительность фильма ч, а спектакля – на ч больше. Сколько времени длится спектакль?
Ц ; Д ; Н ; Э
7. Вычислите: .
П ; И ; С ; Б .
8. Вычислите:
В ; Ц ; К ; Х .
9. Решите уравнение:
П 0; Ш 4; Н 18; А 14.
Тесты с обведенными буквами-ответами сдаем. И читаем что получилось за слово (МАСЛЕНИЦА).
Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великим постом. По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. “Блин не сноп – на вилы не наколешь” - гласила пословица.
Чтобы узнать, сколько длится Масленица нужно решить задачу:
Карлсон с помощью пылесоса утащил у Фрекен Бок испеченных блинов. Какую часть блинов Карлсон оставил домоправительнице?
7 дней
5 дней
10 дней
Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение.
Чем знаменит первый день? Чтобы это узнать решим задачу.
В деревне 60 детишек. Из них катаются на коньках. Сколько ребят катаются на коньках?
35
Делали чучело
42
Катались с горок
30
Проводили кулачные бои
Первый день – масляной недели назывался “встреча”. В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.
А как назывался второй день узнаем решив уравнение:
Заигрыш
Проигрыш
Выигрыш
Вторникназывался “заигрыши”. Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе есть блины и кататься с ледяных горок: “У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать”.
Третий день – среда – был днем, когда… Решим уравнение и узнаем: .
Зятья ходили к теще
Теща приходила к зятю
В гости к свекрови
Среда (“лакомки”) была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более, что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).
Но ведь еще есть четверг, пятница, суббота? Чем они отличались от других дней? Мы это узнаем, пройдя лабиринт. (Каждому ученику раздаются карточки с лабиринтами). Правила: по лабиринту нужно ходить заштриховывая клеточки с правильными ответами. Можно передвигаться только по вертикали и по горизонтали, крест накрест – нельзя.
I ряд– найдите правильные дроби
II ряд – найдите смешанные дроби
III ряд – найдите неправильные дроби
Подведем итоги прохождения лабиринта.
Четверг считался началом настоящего, “широкого” разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Другим событием этого дня было взятие снежного городка.
Пятница (“тещины вечерки”) давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами.
Суббота называлась “золовкины посиделки”. Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить.
А название Воскресенья мы узнаем, решив задачу:
Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 рублей. Сколько было всех денег?
207
Прощальный день
2300
Прощеный день
2930
День прощения
Воскресенье (“прощеный день”) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощение за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы.
Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны. Иногда в “погребальном” костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.
Домашнее задание: Задания по карточкам
Выставление оценок (одна за решение теста, одна за прохождение лабиринта, одна за решение задач и уравнения).
Подведение итогов урока:
Ученики высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги урока:
Что повторили на уроке?
Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?
Для рефлексии:
Условные знаки для самодиагностики учащегося.
+ Отлично изучил тему.
+, – Есть пробелы, но я. их решу самостоятельно.
–, + Были пробелы, но я их решил на уроке или с помощью одноклассников.