Оборудование, посуда, инвентарь: миски, тарелки, сковорода, сковородник, венчик, лопатка кондитерская, ложка разливная ( лучше деревянная), прихватки, скатерть, салфетки, столовые приборы, чайная посуда, чайник заварочный, графины, самовар, разносы, другие угощения, электроплита, технологическая карта. Все необходимые ингредиенты для приготовления теста для блинов, чучело.
Подготовка к занятию:
Репродукции с картин: Кустодиева Б. М. «Гармонист» 1916 г., « Масленица» 1919 г., Суриков В. « Взятие снежного городка» 1891г. Евгений III , г. Самара « Масленица».
Загадки о Масленице.
Оформить плакат с пословицами и поговорками о Масленице и блинах.
Дать задание ученикам, подготовить сообщение по вопросам.
Сделать чучело Масленицы.
Принести платки цветные для девочек.
Сделать заготовки лучей солнца с надписями для кластера.
Колесо с угощениями для проведения физкультминутки.
Оформить различные рецепты приготовления блинов на А4.
Для проведения практической работы необходимо заранее поставить тесто для блинов, непосредственно перед уроком.
Инструкционная карта «Приготовление блинов».
Используемая мелодия: «Скоро Масленица», «Ой, да наша Масленица», «Ой, да сударушка», «Барыня».
Музыка «Скоро масленица»
1.Организационный момент.
- Добрый день, гости дорогие, жданые, званые, желанные.
Здравствуйте мальчишки, здравствуйте девчонки!
Милости просим к нам на праздничные гуляния.
- Наше сегодняшнее мероприятие посвящено одному из древнейших обрядовых праздников наших предков, язычников.
- А хозяйкой этого праздника буду я, и зовут меня Е. В.
- Ребята, после напряжённой работы вы имеете возможность блеснуть своими знаниями, продемонстрировать умения, которые вы получили на уроках ранее.
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы обратимся к своим истокам, вспомним традиции и обычаи наших предков.
- Назовите, пожалуйста, праздники, которые сопровождаются народными гуляниями?
(Масленица, Новый год, Рождество, Пасха)
- По народному календарю началась праздничная неделя. Как она называется?
(Масленая).
- Что вы знаете об этом празднике?
Пекут блины, катаются на санях, играют в снежки, делают чучело, это весёлый праздник, провожают зиму.
-А существует у нас в школе традиция празднования, Масленицы, и какая?
- Ответы.
- Молодцы, много знаете о празднике!
Передо мной - лучики солнышка, на которых имеются надписи, и ту надпись, которая соответствует, по вашему мнению, этому празднику я прикреплю на доску, (пекут блины, делают чучело, весёлый праздник, провожают зиму).
- Солнышко наше пока ещё – зимнее, лучиков мало, но к концу занятия мы узнаем много нового и интересного из жизни наших предков, познакомимся с традициями, обрядами. И тогда наше Солнышко заиграет многочисленными лучиками.
Сообщение темы и цели.
Мероприятие наше, как вы уже догадались, будет посвящено празднованию «ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ».
- А тема занятия: «МЫ ДАВНО БЛИНЦОВ НЕ ЕЛИ,
МЫ БЛИНОЧКОВ ЗАХОТЕЛИ».
Изучение нового материала.
В языческие времена Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия.
Вся магия обряда — изгнание зимы Мары – была направлена на то, чтобы помочь солнцу набрать силу для удлинения дня. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.
По приданию считалось, чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год.
Масляничные гулянье длятся целую неделю, каждый день в народе имеет своё название.
- А вы их знаете? Давайте познакомимся с ними поближе.
Педагог. Как назывался понедельник , нам расскажет Андрей.
Ученик. Понедельник: «Встреча».
- Веселись, честной народ!
Масленица к нам идёт!
Больше шуток, больше смеха,
Нам погода не помеха.
В этот день встречают Масленицу, делают её чучело и возят по улицам. Устанавливают ярмарочные балаганы, качели, заливают ледяные горки, строят снежные городки.
Педагог. А сейчас мы встречаем нашу дорогую Масленицу.
Надо в празднике всерьёз
Всем принять участие,
Чтобы Масленица вам,
Пожелала счастья!
- Есть народное поверье: плохо встретишь Масленицу – худо будешь жить.
Поэтому не жалейте ладоши, давайте вместе встретим Масленицу:
« Дорогая Масленица,
добро пожаловать к нам!»
(Под весёлую народную музыку вносят чучело и говорит стих).
Музыка «Ой да наша масленица»
Ученик. - Открывайте ворота –
Гостья жданная пришла
Блинная, румяная,
Весёлая, духмянная.
- Дорогая наша Масленица!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, лента алая.
Платок беленький, новомодненький.
- Здравствуйте друзья!
Заждались вы меня?
(Здравствуй, дорогая масленица)- хором.
Педагог. - Что же происходит во вторник?
Ученик. Вторник: «Заигрыши».
В этот день молодые люди высматривали невест, а девушки украдкой глядели на суженных. Катались на санях, тройках, катались с обледенелой горы, играли в снежки.
Педагог. - А за вторником среда.
Ученик. Среда самый вкусный день называли « Лакомкой».
Тёща зятя блинами угощала. Отсюда и поговорка « Ходить к тёще на блины».
Среда лакомкой слывёт:
Наготовит, напечёт!
Масленицу ублажает,
Всех гостей за стол сажает.
Педагог. - Чем же нас удивит четверг?
Ученик. Четверг _ называли « разгуляй» или « широкий четверг».
В этот день происходят кулачные бои, разные игры вокруг чучело Масленицы, пение « коляд» с бубнами у костра, частушек, водили хороводы. Катались с ледяной горы.
« Разгуляй - четверг пришёл.
С утречка накрыл на стол.
Масленица - блиноеда
Всех накормит до обеда».
Педагог. - А вот и пятница долгожданная.
Ученик. Пятницу называли « тёщиными вечеринками».
В этот день тёщи ходили на блины к зятьям.
« Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,
Но тёщ угощают на Маслёну зятьки».
Педагог. - Суббота была не простым днём для молодых невест.
Сейчас узнаем почему.
Ученик. Суббота «золовкины посиделки».
Молодые невесты принимали у себя родных, дарили своим золовкам подарки.
Одним из главных событий было взятие снежного городка.
Педагог. Вот и наступил последний день Масленицы «прощённое воскресенье».
В этот день все просили друг у друга прощения и забывали обиды, чтобы встретить Великий пост с чистой душой и совестью.
- Сейчас я предлагаю вам ребята попросить прощения у присутствующих здесь гостей, у одноклассников за причинённые когда – то неудобства и в знак примирения подарить наше «СОЛНЫШКО» - символ добра, тепла и света, и также является символом - масленицы.
- Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные, весёлые, народные гуляния, яркие наряды, богатый стол воплощение широкой русской души. Посмотрите на эту репродукцию - сам Пётр I открывал масленичные гулянья в столице у Красных ворот и это историческая правда, а не вымысел художника. Масленица всегда в России отмечалась широко
- Считалось, что в Масленицу нужно есть столько, сколько душе угодно.
- Какое блюдо стало главным, традиционным в масленную неделю?
(Блины и их положено есть всю неделю)
- Правильно, основным блюдом Масленой недели являются «БЛИНЫ», ставшие необходимым атрибутом весеннего праздника.
- А почему именно блины? (Потому что, круглая форма, золотистый цвет, то, что блины горячие - всё это делает их похожими с Солнцем).
- А знаете ли вы, что само слово «блин» искажённое «МЛИН» или «МЕЛИН» происходит от глагола « молоть» и означает продукт из чего, что смололи, т. е. мучное блюдо.
- А с чем подают блины к столу? (с топленым маслом, со сметаной, медом, икрой красной, чёрной, с вареньем и т. д.).
- А с какими напитками? (с чаем, морсом, квасом, с чаем из трав).
Музыка «Ой, да наша масленица»
Правильно, а сейчас загадки
Не горьки они, не сладки,
Кто сейчас их разгадает,
Тот и самым умным станет.
5.Физпауза: «КОЛЕСО».
На вращающее колесо привязаны загадки и призы. За каждый правильный ответ ученик получает приз.
Из горячего колодца,
Через нос водица льётся (чайник, самовар).
Белая степенная, тепла боится.
Пока Масленицу не сожжёшь-
- никуда не уйдёт (зима).
На сковородку __ ручейком,
Со сковороды солнышком.
Всё лето стояли,
Зимы дожидали!
Дождались поры,
Помчались с горы (санки).
Ящик на коленях пляшет.
То поёт, то горько плачет (гармонь).
Без рук рисует, без зубов кусает (мороз).
Сидит кошка на окошке, хвост как у кошки, а вовсе не кошка (кот).
__ Какие инструменты и оборудование необходимы для приготовления блинов? (миска, венчик, кастрюля, разливная ложка, сковорода, лопатка кулинарная, прихватка, электроплита).
___ Знаете ли, вы какие лучше использовать сковороды и ложки?
Ответ: Блины лучше выпекать на чугунных сковородах, небольших размеров и использовать деревянные ложки.
_ Назовите основной компонент теста для блинов? ( МУКА).
__ Что обязательно нужно сделать с мукой перед замешиванием теста и почему? МУКУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПРОСЕЯТЬ ЧЕРЕЗ СИТО, ЧТОБЫ УДАЛИТЬ КОМОЧКИ И СЛУЧАЙНЫЕ ПРИМЕСИ, А МУКА ПРИ ЭТОМ ОБОГАЩАЕТСЯ ВОЗДУХОМ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ТЕСТО БУДЕТ ЛЕГЧЕ ЗАМЕШИВАТЬСЯ И ЛУЧШЕ ПОДНИМАТЬСЯ.
- А какие продукты мы должны использовать для приготовления теста?
( Мы должны использовать продукты качественные, чтобы сроки хранения не были просрочены).
_ А сейчас вспомним технологию приготовления теста для скороспелых блинов.
Всё хорошо перемешать и разбавить оставшейся жидкостью.
Добавить разрыхлитель (соду).
Затем влить взбитые белки и масло.
Всё тщательно перемешать до однородной консистенции.
Тесто для блинов должно легко стекать с ложки.
Разогреть с маслом сковороду. Слегка наклоняя её, распределить тесто по дну тонким слоем.
Когда блин зарумянится с нижней стороны, а с верхней, покроется дырочками его следует, лопаткой, перевернуть.
Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом, и прикрывают чем - либо, чтобы они не остыли.
А какие вы знаете виды блинов?
Блины скороспелые.
Блины их дрожжевого теста.
Блины из гречневой муки.
Блины фаршированные.
Блины с припёком и т. д.
7.Практическая часть занятия:
Перед тем как приступить к приготовлению блинов повторим правила ТБ при работе с электроплитой, с горячими инструментами и приспособлениями, а также вспомним санитарно – гигиенические требования при приготовление пищи.
- Что вы можете сказать о правилах техники безопасности при работе с электроплитой (включать в сеть и выключать сухими руками, следить за целостностью шнура, по окончанию работы плиту отключить).
- А знаете ли вы, что нужно использовать при работе с горячими инструментами и приспособлениями?
- Перечислите санитарно – гигиенические требования при приготовлении пищи (использовать спецодежду, подобрать волосы, ногти должны быть коротко стрижены, рукава засучены, перед началом работы тщательно вымыть руки с мылом, использовать в приготовлении пищи только чистую посуду).
- Порядок выполнения практической работы, будет такой, двое ребят идут к плите и пекут по два блина, остальные начинают сервировать стол. Затем меняются.
- И помните, что любое блюдо, в том числе и блины нужно готовить с желанием и хорошим настроением, и тогда ваши блины будут самыми лучшими.
- Ну, вот у нас и всё готово.
8. Дегустация:
Ученик. - А чтоб гости не грустили,
Мы столы уже накрыли –
На блины вас приглашаем.
Пир горою начинаем.
Музыку «Барыня»
- Угощайтесь гости, дорогие,
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
9. Подведение итога занятия:
- Ребята понравилось ли вам наше занятие, если да то чем?
- Назовите главный символ масленицы (блин)
- Сможете ли вы теперь самостоятельно приготовить тесто для блинов и выпечь?
- Как вы думаете, качество используемых продуктов при замешивание теста для блинов, может ли повлиять на вкусовые качества готового блина?
- Где вы сможете применить полученные знания и умения?
10. Заключение:
Педагог:
- Вы сегодня продемонстрировали свои знания и умения не только по приготовлению блинов, но и по знаниям русских народных традиций, знания и умения по сервировке стола. Я вас благодарю за добросовестную подготовку к занятию, за дружную, сплочённую работу на занятии.
Список литературы
Похлёбки В. В. Национальные кухни наших народов. – М: Цетрполиграф, 1997.
Преданья старины глубокой ( Под ред. Ю.К. Филлипова), - Ростов- на Дону: Феникс, 1994.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М: Эксмо, 2006.