kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по СБО 8 класс : "Широкая масленица".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах.  Показать широту и красоту народных гуляний в Масленицу; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по СБО 8 класс : "Широкая масленица".»


МКОУ Чумаковская школа-интернат,

С. Чумаково, Новосибирская область




Внеклассное мероприятие

посвящённое празднованию:

«ШИРОКОЙ МАСЛЕННИЦЫ»

для учащихся 8 классов школы VIII вида





Савченко Елена Васильевна,

учитель СБО




ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»


Тема: «Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели»!


Цель: Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах. Показать широту и красоту народных гуляний в Масленицу;

Задачи:

Развивающая:

- прививать интерес к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции;

Образовательная:

- расширить представления учащихся о традиционной русской выпечке - блинах по русским рецептам;

Воспитательная:

-воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них;

Коррекционная:

- корригировать эмоционально-волевую сферу воспитанников, путём привития адекватных способов выражения положительных эмоций получаемых на массовых мероприятиях.

Тип занятия: Комбинированный.

Цель практической работы: сформировать практическое умение по технологии приготовления блинов, по старинным русским рецептам.

Методы и приёмы:

  1. Словесные (рассказ, объяснение).

  2. Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация).

  3. Практические (самостоятельная работа, практическая работа).

Оборудование, посуда, инвентарь: миски, тарелки, сковорода, сковородник, венчик, лопатка кондитерская, ложка разливная ( лучше деревянная), прихватки, скатерть, салфетки, столовые приборы, чайная посуда, чайник заварочный, графины, самовар, разносы, другие угощения, электроплита, технологическая карта. Все необходимые ингредиенты для приготовления теста для блинов, чучело.

Подготовка к занятию:

  1. Репродукции с картин: Кустодиева Б. М. «Гармонист» 1916 г., « Масленица» 1919 г., Суриков В. « Взятие снежного городка» 1891г. Евгений III , г. Самара « Масленица».

  2. Загадки о Масленице.

  3. Оформить плакат с пословицами и поговорками о Масленице и блинах.

  4. Дать задание ученикам, подготовить сообщение по вопросам.

  5. Сделать чучело Масленицы.

  6. Принести платки цветные для девочек.

  7. Сделать заготовки лучей солнца с надписями для кластера.

  8. Колесо с угощениями для проведения физкультминутки.

  9. Оформить различные рецепты приготовления блинов на А4.

  10. Оформление кабинета: (разноцветные ленточки, яркие платки, шали, изображение солнца, вышитые полотенца).

  11. Для проведения практической работы необходимо заранее поставить тесто для блинов, непосредственно перед уроком.

  12. Инструкционная карта «Приготовление блинов».

  13. Используемая мелодия: «Скоро Масленица», «Ой, да наша Масленица», «Ой, да сударушка», «Барыня».


Музыка «Скоро масленица»

1.Организационный момент.

- Добрый день, гости дорогие, жданые, званые, желанные.

Здравствуйте мальчишки, здравствуйте девчонки!

Милости просим к нам на праздничные гуляния.

- Наше сегодняшнее мероприятие посвящено одному из древнейших обрядовых праздников наших предков, язычников.

- А хозяйкой этого праздника буду я, и зовут меня Е. В.

- Ребята, после напряжённой работы вы имеете возможность блеснуть своими знаниями, продемонстрировать умения, которые вы получили на уроках ранее.


2. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы обратимся к своим истокам, вспомним традиции и обычаи наших предков.

- Назовите, пожалуйста, праздники, которые сопровождаются народными гуляниями?

(Масленица, Новый год, Рождество, Пасха)

- По народному календарю началась праздничная неделя. Как она называется?

(Масленая).

- Что вы знаете об этом празднике?

Пекут блины, катаются на санях, играют в снежки, делают чучело, это весёлый праздник, провожают зиму.

-А существует у нас в школе традиция празднования, Масленицы, и какая?

- Ответы.

- Молодцы, много знаете о празднике!

Передо мной - лучики солнышка, на которых имеются надписи, и ту надпись, которая соответствует, по вашему мнению, этому празднику я прикреплю на доску, (пекут блины, делают чучело, весёлый праздник, провожают зиму).

- Солнышко наше пока ещё – зимнее, лучиков мало, но к концу занятия мы узнаем много нового и интересного из жизни наших предков, познакомимся с традициями, обрядами. И тогда наше Солнышко заиграет многочисленными лучиками.


  1. Сообщение темы и цели.

Мероприятие наше, как вы уже догадались, будет посвящено празднованию «ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ».

- А тема занятия: «МЫ ДАВНО БЛИНЦОВ НЕ ЕЛИ,

МЫ БЛИНОЧКОВ ЗАХОТЕЛИ».

  1. Изучение нового материала.

В языческие времена Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия.

Вся магия обряда — изгнание зимы Мары – была направлена на то, чтобы помочь солнцу набрать силу для удлинения дня. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.

По приданию считалось, чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год.

Масляничные гулянье длятся целую неделю, каждый день в народе имеет своё название.

- А вы их знаете? Давайте познакомимся с ними поближе.


Педагог. Как назывался понедельник , нам расскажет Андрей.


Ученик. Понедельник: «Встреча».


- Веселись, честной народ!

Масленица к нам идёт!

Больше шуток, больше смеха,

Нам погода не помеха.


В этот день встречают Масленицу, делают её чучело и возят по улицам. Устанавливают ярмарочные балаганы, качели, заливают ледяные горки, строят снежные городки.


Педагог. А сейчас мы встречаем нашу дорогую Масленицу.

Надо в празднике всерьёз

Всем принять участие,

Чтобы Масленица вам,

Пожелала счастья!

- Есть народное поверье: плохо встретишь Масленицу – худо будешь жить.

Поэтому не жалейте ладоши, давайте вместе встретим Масленицу:

« Дорогая Масленица,

добро пожаловать к нам!»

(Под весёлую народную музыку вносят чучело и говорит стих).


Музыка «Ой да наша масленица»

Ученик. - Открывайте ворота –

Гостья жданная пришла

Блинная, румяная,

Весёлая, духмянная.

- Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, лента алая.

Платок беленький, новомодненький.


- Здравствуйте друзья!

Заждались вы меня?

(Здравствуй, дорогая масленица)- хором.


Педагог. - Что же происходит во вторник?


Ученик. Вторник: «Заигрыши».


В этот день молодые люди высматривали невест, а девушки украдкой глядели на суженных. Катались на санях, тройках, катались с обледенелой горы, играли в снежки.


Педагог. - А за вторником среда.



Ученик. Среда самый вкусный день называли « Лакомкой».


Тёща зятя блинами угощала. Отсюда и поговорка « Ходить к тёще на блины».

Среда лакомкой слывёт:

Наготовит, напечёт!

Масленицу ублажает,

Всех гостей за стол сажает.


Педагог. - Чем же нас удивит четверг?



Ученик. Четверг _ называли « разгуляй» или « широкий четверг».


В этот день происходят кулачные бои, разные игры вокруг чучело Масленицы, пение « коляд» с бубнами у костра, частушек, водили хороводы. Катались с ледяной горы.


« Разгуляй - четверг пришёл.

С утречка накрыл на стол.

Масленица - блиноеда

Всех накормит до обеда».


Педагог. - А вот и пятница долгожданная.

Ученик. Пятницу называли « тёщиными вечеринками».


В этот день тёщи ходили на блины к зятьям.


« Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,

Но тёщ угощают на Маслёну зятьки».


Педагог. - Суббота была не простым днём для молодых невест.

Сейчас узнаем почему.


Ученик. Суббота «золовкины посиделки».


Молодые невесты принимали у себя родных, дарили своим золовкам подарки.

Одним из главных событий было взятие снежного городка.


Педагог. Вот и наступил последний день Масленицы «прощённое воскресенье».


В этот день все просили друг у друга прощения и забывали обиды, чтобы встретить Великий пост с чистой душой и совестью.


- Сейчас я предлагаю вам ребята попросить прощения у присутствующих здесь гостей, у одноклассников за причинённые когда – то неудобства и в знак примирения подарить наше «СОЛНЫШКО» - символ добра, тепла и света, и также является символом - масленицы.


- Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные, весёлые, народные гуляния, яркие наряды, богатый стол воплощение широкой русской души. Посмотрите на эту репродукцию - сам Пётр I открывал масленичные гулянья в столице у Красных ворот и это историческая правда, а не вымысел художника. Масленица всегда в России отмечалась широко

- Считалось, что в Масленицу нужно есть столько, сколько душе угодно.

- Какое блюдо стало главным, традиционным в масленную неделю?

(Блины и их положено есть всю неделю)

- Правильно, основным блюдом Масленой недели являются «БЛИНЫ», ставшие необходимым атрибутом весеннего праздника.

- А почему именно блины? (Потому что, круглая форма, золотистый цвет, то, что блины горячие - всё это делает их похожими с Солнцем).

- А знаете ли вы, что само слово «блин» искажённое «МЛИН» или «МЕЛИН» происходит от глагола « молоть» и означает продукт из чего, что смололи, т. е. мучное блюдо.

- А с чем подают блины к столу? (с топленым маслом, со сметаной, медом, икрой красной, чёрной, с вареньем и т. д.).

- А с какими напитками? (с чаем, морсом, квасом, с чаем из трав).

Музыка «Ой, да наша масленица»


Правильно, а сейчас загадки

Не горьки они, не сладки,

Кто сейчас их разгадает,

Тот и самым умным станет.


5.Физпауза: «КОЛЕСО».

На вращающее колесо привязаны загадки и призы. За каждый правильный ответ ученик получает приз.

Из горячего колодца,

Через нос водица льётся (чайник, самовар).


Белая степенная, тепла боится.

Пока Масленицу не сожжёшь-

- никуда не уйдёт (зима).


На сковородку __ ручейком,

Со сковороды солнышком.


Всё лето стояли,

Зимы дожидали!

Дождались поры,

Помчались с горы (санки).


Ящик на коленях пляшет.

То поёт, то горько плачет (гармонь).


Без рук рисует, без зубов кусает (мороз).


Сидит кошка на окошке, хвост как у кошки, а вовсе не кошка (кот).


Первый комом говорят,

Я поверить был бы рад.

Только знаю, что у мамы

Первый …. красивый самый.


С ушами, а не слышит?


(пищалка, петарда, дурацкий колпак, калач, пряник, шарик воздушный, бублик, дудочка ,снежок, соломенное чучело ).


Педагог. - А сейчас вернёмся к нашему Солнышку.

- Что вы узнали нового о празднике, Масленица?

(устраивают кулачные бои, строят снежные городки и т. д.)

- Всё правильно, перед вами лучики, дополните ими наше Солнышко, чтобы оно засветило как можно ярче.

(катаются на тройках, строят снежные городки, устраивают кулачные бои, катаются с ледяных гор, жгут чучело, ходят в гости, угощают блинами ).


Педагог. - А теперь пришла пора прощаться с нашей дорогой масленицей..

МУЗЫКА «сударушка»

Ученик. Прощай Масленица,

Прощай Голубушка!

Пересмешница!

Прощай, Дунюшка!

Хором (Масленица прощай на тот год опять приезжай)

6. Сообщение технологических сведений о приготовление теста:

__ А сейчас давайте поговорим о том, что нам нужно для приготовления блинов? (продукты).

__ Какие продукты? Ответ: молоко, яйца, мука, сахар, соль, сода, масло.

__ Какие инструменты и оборудование необходимы для приготовления блинов? (миска, венчик, кастрюля, разливная ложка, сковорода, лопатка кулинарная, прихватка, электроплита).

___ Знаете ли, вы какие лучше использовать сковороды и ложки?

Ответ: Блины лучше выпекать на чугунных сковородах, небольших размеров и использовать деревянные ложки.

_ Назовите основной компонент теста для блинов? ( МУКА).

__ Что обязательно нужно сделать с мукой перед замешиванием теста и почему? МУКУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПРОСЕЯТЬ ЧЕРЕЗ СИТО, ЧТОБЫ УДАЛИТЬ КОМОЧКИ И СЛУЧАЙНЫЕ ПРИМЕСИ, А МУКА ПРИ ЭТОМ ОБОГАЩАЕТСЯ ВОЗДУХОМ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ТЕСТО БУДЕТ ЛЕГЧЕ ЗАМЕШИВАТЬСЯ И ЛУЧШЕ ПОДНИМАТЬСЯ.

- А какие продукты мы должны использовать для приготовления теста?

( Мы должны использовать продукты качественные, чтобы сроки хранения не были просрочены).

_ А сейчас вспомним технологию приготовления теста для скороспелых блинов.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРИГОТОВЛЕНИЯ СКОРОСПЕЛЫХ БЛИНОВ.

1. Яичные желтки растереть с солью и сахаром.

  1. Добавить муку и половину порции молока.

  2. Всё хорошо перемешать и разбавить оставшейся жидкостью.

  3. Добавить разрыхлитель (соду).

  4. Затем влить взбитые белки и масло.

  5. Всё тщательно перемешать до однородной консистенции.


Тесто для блинов должно легко стекать с ложки.

Разогреть с маслом сковороду. Слегка наклоняя её, распределить тесто по дну тонким слоем.

Когда блин зарумянится с нижней стороны, а с верхней, покроется дырочками его следует, лопаткой, перевернуть.

Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом, и прикрывают чем - либо, чтобы они не остыли.

А какие вы знаете виды блинов?

  1. Блины скороспелые.

  2. Блины их дрожжевого теста.

  3. Блины из гречневой муки.

  4. Блины фаршированные.

  5. Блины с припёком и т. д.


7.Практическая часть занятия:

Перед тем как приступить к приготовлению блинов повторим правила ТБ при работе с электроплитой, с горячими инструментами и приспособлениями, а также вспомним санитарно – гигиенические требования при приготовление пищи.

- Что вы можете сказать о правилах техники безопасности при работе с электроплитой (включать в сеть и выключать сухими руками, следить за целостностью шнура, по окончанию работы плиту отключить).

- А знаете ли вы, что нужно использовать при работе с горячими инструментами и приспособлениями?

- Перечислите санитарно – гигиенические требования при приготовлении пищи (использовать спецодежду, подобрать волосы, ногти должны быть коротко стрижены, рукава засучены, перед началом работы тщательно вымыть руки с мылом, использовать в приготовлении пищи только чистую посуду).

- Порядок выполнения практической работы, будет такой, двое ребят идут к плите и пекут по два блина, остальные начинают сервировать стол. Затем меняются.

- И помните, что любое блюдо, в том числе и блины нужно готовить с желанием и хорошим настроением, и тогда ваши блины будут самыми лучшими.

- Ну, вот у нас и всё готово.


8. Дегустация:

Ученик. - А чтоб гости не грустили,

Мы столы уже накрыли –

На блины вас приглашаем.

Пир горою начинаем.

Музыку «Барыня»

- Угощайтесь гости, дорогие,

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!


9. Подведение итога занятия:

- Ребята понравилось ли вам наше занятие, если да то чем?

- Назовите главный символ масленицы (блин)

- Сможете ли вы теперь самостоятельно приготовить тесто для блинов и выпечь?

- Как вы думаете, качество используемых продуктов при замешивание теста для блинов, может ли повлиять на вкусовые качества готового блина?

- Где вы сможете применить полученные знания и умения?


10. Заключение:

Педагог:

- Вы сегодня продемонстрировали свои знания и умения не только по приготовлению блинов, но и по знаниям русских народных традиций, знания и умения по сервировке стола. Я вас благодарю за добросовестную подготовку к занятию, за дружную, сплочённую работу на занятии.








Список литературы

  1. Похлёбки В. В. Национальные кухни наших народов. – М: Цетрполиграф, 1997.

  2. Преданья старины глубокой ( Под ред. Ю.К. Филлипова), - Ростов- на Дону: Феникс, 1994.

  3. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М: Эксмо, 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по СБО 8 класс : "Широкая масленица".

Автор: Савченко Елена Васильевна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353961


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства