1.2. | Актуализация знаний и целеполагание | Обеспечивает мотивацию к принятию обучающимися цели занятий, актуализирует имеющиеся знания и навыки. Показ фрагмента оперы: «Руслан и Людмила». Сколько на свете сюжетов, Столько должно быть и самостоятельных оперных форм. Н. Римский – Корсаков - Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры. - Какие жанры музыки вы знаете? - А как вы думаете, какой из этих жанров больше всего связан с литературой? Действительно благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке. - Назовите, пожалуйста, оперы, которые написаны на литературные произведения? - Так если опера вносит такой огромный вклад в другие виды искусства (давая им «Вторую жизнь»). Как можем назвать этот жанр вокальной музыки? - И тема нашего урока «Опера. Самый значительный жанр вокальный музыки» | Настройка на работу. Сегодня на уроке мы будем говорить об опере, о сюжетах оперы, об оперных формах. Балет, оратория, опера Опера «Руслан и Людмила» - А. С. Пушкин, «Золотой петушок» - А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» и др. Великим, очень важным, значительным… | К; Л; П; Р |
| | Что же нам необходимо чтобы создать оперу, взяв музыку и литературу, сможем ли мы создать оперу? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам обратиться к тексту учебника § 15 стр. 92-93. Как и когда же появился жанр оперы, нам расскажет (ученик, который заранее готовил данный вопрос). Учитель благодарит ученика за подготовку материала. - Итак, какие основные моменты вы узнали? - Литературной основой оперы является – либретто – определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы, (либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия, так как в литературном произведении слово произносится, а в музыкальном - распевается). Я предлагаю вновь обратиться к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», как же композитор работал над либретто? §15 стр. 95-97 Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием! Я предлагаю вашему вниманию: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент Так что же такое опера? Как вы думаете исходя из сегодняшнего урока? | Дети читаю текст учебника, и отвечают на вопрос: используя только музыку и литературу оперу не создать, для постановки оперы необходимо декоративное оформление (грим, костюмы и др.), хорошие певцы и артисты. Один из учащихся рассказывает кратко историю создания оперы (подкрепляя свой рассказ иллюстрациями на слайдах презентации) Первое представление оперы состоялось в 1600 году в Италии, изначально этот жанр называли – «музыкальная повесть» или «сказание в музыке» и др. Дети зачитывают фрагменты вступления к «Руслану и Людмиле», встречаются с новым термином «увертюра» и т.д. Ученики слушают музыкальный фрагмент и дают устный анализ произведения (темп, динамика, регистр, лад, тембр, исполнитель, характер музыки). Опера – это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. | Л, К, Р, П |
| | Итак, в заключение нашего урока я предлагаю вам, заполнить кластеры. Учитель предлагает на доске готовый вариант с ответами для окончательно проверки. Я предлагаю закончить наш урок «» Учитель напоминает основные требования, которые необходимо соблюдать при пении. | Дети заполняют листы - кластеры индивидуально, а затем проверяют (сравнивают), дорабатывают в парах. Далее ученики высказывают свои мнения о том, как они сегодня справлялись с заданиями, что получилось, а что нет; что из данного материала было наиболее сложным, а что показалось простым и знакомым. Дети исполняют песню в настроении, соблюдая певческую установку, на крепком дыхании, с чётким произношением согласных и мягкими «тянущимися» гласными звуками. | П, Л, К |