Слово балет в пепреводе с иальянского языка означает -танец. Вот уже более трех столетий балетом называют музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматическое действие и изобразительное искусство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Мир балета"»
Развёрнутый план открытого урока.
Тема урока:Мир балета.
5 класс.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель: -познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна;
-показать, какую роль играет литературный источник в жанре балета.
Задачи:
познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
закрепить жанровые понятия музыки;
развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение; развивать вокально-хоровые навыки.
Тип урока: Комбинированный урок.
Виды деятельности: -беседа;
-слушание музыки;
-вокальная работа;
-выполнение творческих заданий;
- просмотр слайдовой презентации;
Оборудование: -компьютер, проектор, экран.
- музыкальный центр; баян
- рабочая доска
В ходе урока учащиеся:
научатся различать жанр балет;
закрепят умение различать жанры музыки (песня, романс, опера, кантата, балет);
получат положительные эмоции от общения с прекрасной музыкой К.С.Хачатуряна,
поймут, что балет – это очень интересное и красочное действие.
приобретут навыки правильного исполнения мелодию песни, продолжат учиться петь в ансамбле
Хронометраж времени данного урока:
Организационный момент: 5 мин.
Музыкальное приветствие.
Вокальная работа.
а) гамма, правила пения
б) исполнение песни «Музыка осени».
II. Основная часть: 32 мин.
Повторение и закрепление пройденного материала. /3 мин/
Раскрытие темы урока на примере балета К.Хачатуряна «Чиполлино». /25 мин/
-Постановка цели урока. Знакомство эпиграфом урока. (2 мин)
-Объяснение нового материала. (20 мин)
а) компьютерная презентация
б) слушание и анализ музыкального произведения
в) физкультминутка
- Закрепление нового материала (3 мин.)
III. Итог урока: 7 мин.
-Творческое задание по карточкам. 4 (мин)
-Выводы детей. (1 мин)
- Исполнение песни «Живёт повсюду красота» под презентацию (2 мин)
-оценка и домашнее задание. (1 мин)
IV. Рефлексия: 1 мин.
I. Организационный момент: 5 мин.
Ход урока:
I. Оргмомент. (вход в класс под музыку «Сеча при Керженце»)
Ребята, у нас на уроке гости, посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте их и, конечно же, улыбнитесь. А так как у нас урок музыки, то приветствие будет музыкальным. Итак, приготовились.
Музыкальное приветствие:
Учитель: Добрый день!
Дети: Добрый день!
Учитель: Встретились мы снова.
Учитель: Слушать музыку и петь мы всегда готовы.
Учитель: Распевание. Правила пения под баян.
Учитель:Как нужно петь правильно? О чём мы сейчас только что спели?
ПРАВИЛА ПЕНИЯ
Начинай и кончай пение по знаку учителя.
Во время пения стой или сиди прямо.
Перед началом пения возьми дыхание.
Когда берешь дыхание, не поднимай плечи.
Не бери дыхание посередине слова.
При пении правильно открывай рот.
Произноси ясно все слова песни.
Учитель: А сейчасдавайте вспомним песню об осени. Итак, «Музыка осени».
(Исполнение песни «Музыка осени»).
Учитель: Из чего состоит песня? (из музыки и стихов).
Учитель: Если мы уберём слова , то что будет с песней?
Дети: Тогда мы бы никогда не узнали о чём эта песня.
Учитель: Ребята, появилась бы эта песня, если бы не было литературы? /Ответы/
Учитель: Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они идут рядом друг с другом. Нередко спорят, нередко приходят к взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры.
Учитель: Ребята, о каких жанрах музыкального искусства мы с вами уже говорили на уроках? Перечислите, какие это жанры?
Учитель: - Что лежит в основе оперного спектакля? (Либретто)
Учитель: А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы.
II. Основная часть: 32 мин.
Слайд: №1 /Тема урока/
Учитель: Сегодня мы продолжим наши исследования в области взаимоотношения музыки и литературы. Итак, тема сегодняшнего урока: « Мир балета».
Слайд: №2 /Цель урока/
Учитель: Целью урока является: знакомство с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна.
Учитель: Эпиграф сегодняшнего урока:
… Слово и действие становятся высоко значительными,
когда музыка берёт их на свои крылья.
Луначарский А. В.
Слайд: №3 (Балет—это.. )
Учитель: Балет – музыкальный спектакль, где все герои танцуют, то есть в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.
Учитель: С какими балетами мы уже встречались в младших классах?
Дети: Щелкунчик, Лебединое озеро, Золушка.
Учитель: В основе балета, как и в опере, лежит либретто.
Учитель: Что такое либретто?
Дети: Либретто – сюжет для балета, то есть словесное изложение содержания балета или оперы.
Учитель: Итак, главные части балета – музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы.
Учитель: А чем костюм балерины отличается от костюма оперного певца?
Дети: Лёгкое платье , гладко уложенные волосы, ничего лишнего.
Учитель: А как вы думаете, почему.
Дети: - Чтобы не мешать движениям героев.
Слайд: №4 (костюм балерины и оперного певца)
Учитель: Посмотрите на иллюстрации (показ). Это балерина. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты».
Учитель: Составной частью балета является пантомима. Что это такое?
Дети: Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживания героев, передают смысл происходящих событий. То есть пантомима – это представление без слов, с помощью мимики и жестов.
Учитель: А вы хотите себя попробовать в роли балетных актеров?
Дети: Сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать под эту мелодию пантомиму—мне жмут ботинки, я потерял ключи от машины. Итак, кто желает? Пофантазируйте и изобразите движениями и мимикой. Я вам даю на это задание 1 минуту.
(Пантомима под музыку )
Слайд: № 5 (Па-де-де)
Учитель: Каждая форма танца имеет определенное название в балете. Например, па-де-де, то есть танец вдвоем.
Слайд: № 6 (Кордебалет).
Учитель: Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Кордебалет исполняет роль, аналогичную хору в опере.
Слайд: № 7 (Вариация)
Учитель: Сольный танец героя называется вариациями.
Слайд № 8 (Портрет К.Хачатуряна)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с балетом Карена Суреновича Хачатуряна «Чиполлино» на сюжет сказки Джанни Родари «Чиполлино». С этим композитором вы еще не встречались. Его музыка не звучала на уроках. Но вы её слышали в мультфильмах «Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета».
Слайд №9 (Иллюстрация балета «Чиполлино»)
Учитель: Кто помнит, о чём эта сказка?
Дети: «Чиполлино» – это комедийно-детективная история со счастливым финалом о том, как сын спас несправедливо осужденного отца.
Учитель: Либретто к балету написал Геннадий Рыхлов.
Учитель: Поскольку балет писался для детей, Хачатурян не боялся обратиться к простым выразительным средствам музыки, среди которых основную роль играет броские хорошо запоминающиеся мелодии. Такова, например тема-характеристика главного героя.
Слайд: 10 (Портрет Чиполлино )
Учитель: Итак, Чиполлино –это «мальчик с весёлым и смышлёным лицом». Истинный дитя улиц, любимец народа, а впоследствии и его бесстрашный защитник Какой характер темы-характеристики главного героя? Давайте послушаем и ответим на этот вопрос. (Звучит тема).
Слушание Выход и танец Чиполлино.
Учитель: Кому понравился фрагмент балета?
Учитель: Музыка песенная или танцевальная?
Учитель: Расскажите, а словарь эмоциональных терминов поможет найти нужные слова, ведь музыка – это язык чувств, которые иногда так сложно передать словами.
/ Показать карточки эмоциональных терминов/.
Учитель: Итак, на первом плане Чиполлино, а другие персонажи раскрываются в номерах-портретах, танцах-действиях. Например, тема-характеристика Редиски. Редиска – «девочка лет десяти. Волосы у неё заплетены в косичку, которая похожа на хвостик редиски».
Слайд: 11 (Редиска )
Учитель: Каким создал образ Редиски композитор? Давайте послушаем.
Учитель: Музыка помогла нам увидеть образ Редиски?
Дети: Образ кокетливой, доброй, грациозной, нежной девочки.
Учитель: А сейчас мы тоже попробуем сделать такие же легкие движения как в музыке Редиски. (Физкультминутка)
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Хлопки перед собой, руки вверх—потянуться
Всех друзей. Всех подруг
В дружный хоровод. Хлопки.
Руки на пояс
Поставим в начале,
Руки на пояс.
Влево и вправо
Качнём мы плечами.
Наклоны влево и вправо
Ногу на пятку
Поставим вперёд.
По очереди правую. Левую ноги на пятку вперёд.
Сделаем дружно
Мы поворот.
Поворот на 360* градусов переступанием на носках
Ну а теперь глубоко
Все вздохнём,
Глубокий вдох
Дружно присядем
И песню споём.
Выдох—полуприсед
Шире круг. Шире круг
Музыка зовёт
Хлопки перед собой, руки вверх—потянуться
Всех друзей. Всех подруг
В дружный хоровод. Хлопки.
Слайд: 12 (Принц Лимон)
Учитель: Итак, пока вы услышали характеристику положительных героев. Но в сказке ещё есть и отрицательные герои, например, надменный принц Лимон. Если вы внимательно читали сказку, то, несомненно, заметили что литературный портрет сказочного владыки и его свиты, включал своеобразную характеристику, которая не осталась незамеченной композитором.
«На окраине прибыл сам правитель со свитой Лимонов, Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с головы до ног, а на желтой шапочке побрякивал у него золотой колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряными, а у солдат Лимончиков – бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная музыка». Сейчас я на баяне сыграю тему-характеристики принца Лимона.
Тема принца Лимона наиграть на баяне.
Эту тему принца Лимона вы должны услышать в фрагменте, который мы сейчас будем слушать. Также вы должны услышать звон колокольчиков. Кто первым услышит, сразу поднимите руку. Итак, слушаем Танец полицейских и Выход принца Лимона.
Слушание. «Танец полицейских» и «Выход принца Лимона».
Учитель: Какой была музыка по характеру. Маршевая, песенная или танцевальная?
(Стертые интонации чопорный марш-шествие).
Учитель: Каким охарактеризовал К.Хачатурян принца Лимона?
Дети: Важным, злобным, крикливый принц Лимон.
Учитель: Вы услышали звон колокольчиков? В каком месте это было. Вначале, в середине или в конце?
Дети: В конце.
Учитель: А есть ли ещё другие персонажи в этой сказке. Назовите других персонажей .
Учитель: Появился бы балет «Чиполлино» если бы не было сказки Джанни Родари?
Учитель: - А где мы можем увидеть балет. Конечно же, в театре оперы и балета. Давайте представим, что мы с вами находимся в таком театре на преставлении балета «Чиполлино» К.Хачатуряна.
( Прослушивание фрагмента из балета «Чиполлино»).
Слайд: 13 (Звёзды мировой величины)
Учитель: В заключении я хочу вас познакомить с звёздами звёзды мирового балета. Это Майя Плисецкая, Анна Павлова, Галина Уланова, Николай Цискаридзе, Анастасия Волочкова .
Учитель: Может ли музыка обойтись литературы?
Дети:
Учитель: Чтобы закрепить наши знания о жанрах музыки мы с вами поработаем по карточкам. Вы должны заполнить таблицу: назвать музыкальное произведение, автора и определить жанр это произведения. На выполнение работы 3 минуты.
№ п/п
ФИО композитора
Название музыкального произведения
Жанр
1
К.Хачатурян
«Чиполлино»
2
«Сеча при Керженце»
Симфоническая картина
3
М. Глинка
романс
4
«Поэма памяти С. Есенина»
кантата
5
Н.А.Римский-Корсаков
«Садко»
Колыбельная Волховы
Оценки за урок….
Учитель: Сегодня на уроке вы с большим удовольствием работали, и самым активным я ставлю оценки отлично.
VI. Рефлексия.
Учитель: У вас на столах три нотки, подберите подходящую нотку к вашему настроению. Если вам на уроке было интересно, и вы поняли урок, и у вас хорошее, радостное настроение, то возьмите красную нотку.
Если вам на уроке что-то было непонятно, то возьмите зеленую нотку.
Если урок вам не понравился, и у вас плохое настроение, то возьмите синею нотку.
Учитель: Если у кого- то плохое настроение на свете немало песен, которые помогут вам. И это понятно ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Давайте споем песню «Живёт на свете красота» и улучшим себе настроение.
Исполнение песни «Живёт на свете красота». Слайд-шоу.
Учитель: Большое вам спасибо за работу, урок. До свиданья! Урок окончен.