kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Мир балета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово балет в пепреводе с иальянского языка означает -танец. Вот уже более трех столетий балетом называют музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматическое действие и изобразительное искусство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Мир балета"»

Развёрнутый план открытого урока.


Тема урока: Мир балета.

5 класс.

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель: -познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна;

-показать, какую роль играет литературный источник в жанре балета.

Задачи:

  • познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

  • закрепить жанровые понятия музыки;

  • развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение; развивать вокально-хоровые навыки.

Тип урока: Комбинированный урок.

Виды деятельности: -беседа;

-слушание музыки;

-вокальная работа;

-выполнение творческих заданий;

- просмотр слайдовой презентации;

Оборудование: -компьютер, проектор, экран.

- музыкальный центр; баян

- рабочая доска

В ходе урока учащиеся:

  • научатся различать жанр балет;

  • закрепят умение различать жанры музыки (песня, романс, опера, кантата, балет);

  • получат положительные эмоции от общения с прекрасной музыкой К.С.Хачатуряна,

  • поймут, что балет – это очень интересное и красочное действие.

  • приобретут навыки правильного исполнения мелодию песни, продолжат учиться петь в ансамбле

Хронометраж времени данного урока:

  1. Организационный момент: 5 мин.

    1. Музыкальное приветствие.

    2. Вокальная работа.

а) гамма, правила пения

б) исполнение песни «Музыка осени».

II. Основная часть: 32 мин.

  1. Повторение и закрепление пройденного материала. /3 мин/

  2. Раскрытие темы урока на примере балета К.Хачатуряна «Чиполлино». /25 мин/

-Постановка цели урока. Знакомство эпиграфом урока. (2 мин)

-Объяснение нового материала. (20 мин)

а) компьютерная презентация

б) слушание и анализ музыкального произведения

в) физкультминутка

- Закрепление нового материала (3 мин.)

III. Итог урока: 7 мин.

-Творческое задание по карточкам. 4 (мин)

-Выводы детей. (1 мин)

- Исполнение песни «Живёт повсюду красота» под презентацию (2 мин)

-оценка и домашнее задание. (1 мин)

IV. Рефлексия: 1 мин.

I. Организационный момент: 5 мин.


Ход урока:

I. Оргмомент. (вход в класс под музыку «Сеча при Керженце»)

Ребята, у нас на уроке гости, посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте их и, конечно же, улыбнитесь. А так как у нас урок музыки, то приветствие будет музыкальным. Итак, приготовились.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Добрый день!

Дети: Добрый день!

Учитель: Встретились мы снова.

Учитель: Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

Учитель: Распевание. Правила пения под баян.

Учитель: Как нужно петь правильно? О чём мы сейчас только что спели?

ПРАВИЛА ПЕНИЯ

  • Начинай и кончай пение по знаку учителя.

  • Во время пения стой или сиди прямо.

  • Перед началом пения возьми дыхание.

  • Когда берешь дыхание, не поднимай плечи.

  • Не бери дыхание посередине слова.

  • При пении правильно открывай рот.

  • Произноси ясно все слова песни.


Учитель: А сейчас давайте вспомним песню об осени. Итак, «Музыка осени».

(Исполнение песни «Музыка осени»).

Учитель: Из чего состоит песня? (из музыки и стихов).

Учитель: Если мы уберём слова , то что будет с песней?

Дети: Тогда мы бы никогда не узнали о чём эта песня.

Учитель: Ребята, появилась бы эта песня, если бы не было литературы? /Ответы/


Учитель: Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они идут рядом друг с другом. Нередко спорят, нередко приходят к взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры.

Учитель: Ребята, о каких жанрах музыкального искусства мы с вами уже говорили на уроках? Перечислите, какие это жанры?

Дети: Это—песня, романс, кантата, опера, симфония.

Учитель: - Что такое опера?

Дети:

Учитель: - Что лежит в основе оперного спектакля? (Либретто)

Учитель: А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы.


II. Основная часть: 32 мин.


Слайд: №1 /Тема урока/

Учитель: Сегодня мы продолжим наши исследования в области взаимоотношения музыки и литературы. Итак, тема сегодняшнего урока: « Мир балета».

Слайд: №2 /Цель урока/

Учитель: Целью урока является: знакомство с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна.

Учитель: Эпиграф сегодняшнего урока:

… Слово и действие становятся высоко значительными,

когда музыка берёт их на свои крылья.

Луначарский А. В.

Слайд: №3 (Балет—это.. )

Учитель: Балет – музыкальный спектакль, где все герои танцуют, то есть в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.

Учитель: С какими балетами мы уже встречались в младших классах?

Дети: Щелкунчик, Лебединое озеро, Золушка.

Учитель: В основе балета, как и в опере, лежит либретто.

Учитель: Что такое либретто?

Дети: Либретто – сюжет для балета, то есть словесное изложение содержания балета или оперы.

Учитель: Итак, главные части балета – музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы.

Учитель: А чем костюм балерины отличается от костюма оперного певца?

Дети: Лёгкое платье , гладко уложенные волосы, ничего лишнего.

Учитель: А как вы думаете, почему.

Дети: - Чтобы не мешать движениям героев.


Слайд: №4 (костюм балерины и оперного певца)

Учитель: Посмотрите на иллюстрации (показ). Это балерина. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты».

Учитель: Составной частью балета является пантомима. Что это такое?

Дети: Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживания героев, передают смысл происходящих событий. То есть пантомима – это представление без слов, с помощью мимики и жестов.

Учитель: А вы хотите себя попробовать в роли балетных актеров?

Дети: Сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать под эту мелодию пантомиму—мне жмут ботинки, я потерял ключи от машины. Итак, кто желает? Пофантазируйте и изобразите движениями и мимикой. Я вам даю на это задание 1 минуту.

(Пантомима под музыку )

Слайд: № 5 (Па-де-де)

Учитель: Каждая форма танца имеет определенное название в балете. Например, па-де-де, то есть танец вдвоем.

Слайд: № 6 (Кордебалет).

Учитель: Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Кордебалет исполняет роль, аналогичную хору в опере.

Слайд: № 7 (Вариация)

Учитель: Сольный танец героя называется вариациями.

Слайд № 8 (Портрет К.Хачатуряна)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с балетом Карена Суреновича Хачатуряна «Чиполлино» на сюжет сказки Джанни Родари «Чиполлино». С этим композитором вы еще не встречались. Его музыка не звучала на уроках. Но вы её слышали в мультфильмах «Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета».

Слайд №9 (Иллюстрация балета «Чиполлино»)

Учитель: Кто помнит, о чём эта сказка?

Дети: «Чиполлино» – это комедийно-детективная история со счастливым финалом о том, как сын спас несправедливо осужденного отца.

Учитель: Либретто к балету написал Геннадий Рыхлов.

Учитель: Поскольку балет писался для детей, Хачатурян не боялся обратиться к простым выразительным средствам музыки, среди которых основную роль играет броские хорошо запоминающиеся мелодии. Такова, например тема-характеристика главного героя.

Слайд: 10 (Портрет Чиполлино )

Учитель: Итак, Чиполлино –это «мальчик с весёлым и смышлёным лицом». Истинный дитя улиц, любимец народа, а впоследствии и его бесстрашный защитник Какой характер темы-характеристики главного героя? Давайте послушаем и ответим на этот вопрос. (Звучит тема).

Слушание Выход и танец Чиполлино.

Учитель: Кому понравился фрагмент балета?

Учитель: Музыка песенная или танцевальная?

Учитель: Расскажите, а словарь эмоциональных терминов поможет найти нужные слова, ведь музыка – это язык чувств, которые иногда так сложно передать словами.

/ Показать карточки эмоциональных терминов/.

Учитель: Итак, на первом плане Чиполлино, а другие персонажи раскрываются в номерах-портретах, танцах-действиях. Например, тема-характеристика Редиски. Редиска – «девочка лет десяти. Волосы у неё заплетены в косичку, которая похожа на хвостик редиски».

Слайд: 11 (Редиска )

Учитель: Каким создал образ Редиски композитор? Давайте послушаем.

Слушание Вариация Редиски.

Учитель: Кокетливая подружка Чиполлино характеризуется мелодией, близкой детским песенкам. (Звучит тема).

Учитель: Какое настроение подарила музыка?

Дети: Светлое, праздничное.

Учитель: Музыка помогла нам увидеть образ Редиски?

Дети: Образ кокетливой, доброй, грациозной, нежной девочки.

Учитель: А сейчас мы тоже попробуем сделать такие же легкие движения как в музыке Редиски. (Физкультминутка)

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Хлопки перед собой, руки вверх—потянуться

Всех друзей. Всех подруг

В дружный хоровод. Хлопки.

Руки на пояс

Поставим в начале,

Руки на пояс.

Влево и вправо

Качнём мы плечами.

Наклоны влево и вправо

Ногу на пятку

Поставим вперёд.

По очереди правую. Левую ноги на пятку вперёд.

Сделаем дружно

Мы поворот.

Поворот на 360* градусов переступанием на носках

Ну а теперь глубоко

Все вздохнём,

Глубокий вдох

Дружно присядем

И песню споём.

Выдох—полуприсед

Шире круг. Шире круг

Музыка зовёт

Хлопки перед собой, руки вверх—потянуться

Всех друзей. Всех подруг

В дружный хоровод. Хлопки.

Слайд: 12 (Принц Лимон)

Учитель: Итак, пока вы услышали характеристику положительных героев. Но в сказке ещё есть и отрицательные герои, например, надменный принц Лимон. Если вы внимательно читали сказку, то, несомненно, заметили что литературный портрет сказочного владыки и его свиты, включал своеобразную характеристику, которая не осталась незамеченной композитором.

«На окраине прибыл сам правитель со свитой Лимонов, Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с головы до ног, а на желтой шапочке побрякивал у него золотой колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряными, а у солдат Лимончиков – бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная музыка». Сейчас я на баяне сыграю тему-характеристики принца Лимона.

Тема принца Лимона наиграть на баяне.

Эту тему принца Лимона вы должны услышать в фрагменте, который мы сейчас будем слушать. Также вы должны услышать звон колокольчиков. Кто первым услышит, сразу поднимите руку. Итак, слушаем Танец полицейских и Выход принца Лимона.

Слушание. «Танец полицейских» и «Выход принца Лимона».


Учитель: Какой была музыка по характеру. Маршевая, песенная или танцевальная?

(Стертые интонации чопорный марш-шествие).


Учитель: Каким охарактеризовал К.Хачатурян принца Лимона?

Дети: Важным, злобным, крикливый принц Лимон.

Учитель: Вы услышали звон колокольчиков? В каком месте это было. Вначале, в середине или в конце?

Дети: В конце.

Учитель: А есть ли ещё другие персонажи в этой сказке. Назовите других персонажей .

Дети: Тыква. Редиска. Петрушка, Помидор, Лимон, Вишенка

Учитель: Дома вы должны были нарисовать персонажей из этой сказки. Покажите, что у вас получилось.

(Дети показывают свои рисунки по сказке Д. Родари «Чиполлино»)


III. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с новым жанром музыки. Это балет.

Обратимся к эпиграфу урока:


… Слово и действие становятся

высоко значительными, когда

музыка берёт их на свои крылья. (Луначарский А. В.)


Итак, благодаря музыке К.С.Хачатуряна сказка Джанни Родари зазвучала, обрела новую долгую жизнь.

Учитель: Итак, что придает смысл балету?

Дети: музыка, слово, движение?

Учитель: – Как называют человека, который ставит танцы?

Дети: Хореограф или БАЛЕТМЕЙСТЕР.

Учитель: С какими новыми терминами мы встретились на уроке?

Дети: Па-де-де—это... Вариация—это …, кордебалет—это …., балет—это .

Учитель: Появился бы балет «Чиполлино» если бы не было сказки Джанни Родари?

Учитель: - А где мы можем увидеть балет. Конечно же, в театре оперы и балета. Давайте представим, что мы с вами находимся в таком театре на преставлении балета «Чиполлино» К.Хачатуряна.

( Прослушивание фрагмента из балета «Чиполлино»).



Слайд: 13 (Звёзды мировой величины)

Учитель: В заключении я хочу вас познакомить с звёздами звёзды мирового балета. Это Майя Плисецкая, Анна Павлова, Галина Уланова, Николай Цискаридзе, Анастасия Волочкова .

Учитель: Может ли музыка обойтись литературы?

Дети:

Учитель: Чтобы закрепить наши знания о жанрах музыки мы с вами поработаем по карточкам. Вы должны заполнить таблицу: назвать музыкальное произведение, автора и определить жанр это произведения. На выполнение работы 3 минуты.


№ п/п

ФИО композитора

Название музыкального произведения

Жанр

1

К.Хачатурян

«Чиполлино»



2


«Сеча при Керженце»

Симфоническая картина

3

М. Глинка



романс

4


«Поэма памяти С. Есенина»

кантата

5

Н.А.Римский-Корсаков

«Садко»

Колыбельная Волховы


Оценки за урок….

Учитель: Сегодня на уроке вы с большим удовольствием работали, и самым активным я ставлю оценки отлично.


VI. Рефлексия.

Учитель: У вас на столах три нотки, подберите подходящую нотку к вашему настроению. Если вам на уроке было интересно, и вы поняли урок, и у вас хорошее, радостное настроение, то возьмите красную нотку.

Если вам на уроке что-то было непонятно, то возьмите зеленую нотку.

Если урок вам не понравился, и у вас плохое настроение, то возьмите синею нотку.

Учитель: Если у кого- то плохое настроение на свете немало песен, которые помогут вам. И это понятно ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Давайте споем песню «Живёт на свете красота» и улучшим себе настроение.

Исполнение песни «Живёт на свете красота». Слайд-шоу.

Учитель: Большое вам спасибо за работу, урок. До свиданья! Урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Мир балета"

Автор: Яковлева Ирина Арсентьевна

Дата: 10.10.2020

Номер свидетельства: 559569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока "Опера самый значительный жанр вокальной музыки" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-opiera-samyi-znachitiel-nyi-zhanr-vokal-noi-muzyki-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "236586"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444121443"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "169057"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423333653"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока на тему "Мир балета""
    ["seo_title"] => string(35) "konspekt_uroka_na_temu_mir_baleta_1"
    ["file_id"] => string(6) "559570"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602334511"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект  урока  по литературному  чтению.  Тема: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана  «Щелкунчик и мышиный король»"
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiutiemaosobiennostivolshiebnoghomiravavtorskoiskazkieetagofmanashchielkunchikimyshinyikorol"
    ["file_id"] => string(6) "264659"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449756907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства