Конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет".
Конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет".
Конспект урока музыки в 5 классе составлен в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.Раздел учебного курса: "Музыка и литература". Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". Цель урока: расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". »
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: ««Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».
Цель: расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Задачи урока:
сформировать представление детей о новом музыкально-театральном жанре; на примере жанра балета показать связь музыки с другими видами искусства;
активизировать интерес детей к музыке Чайковского, продолжить обогащение музыкально-познавательного опыта.
Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Знать авторов сказки, балета «Щелкунчик» (Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, Петр Ильич Чайковский), сюжет балета. Уметь давать характеристику музыкальным фрагментам, понимать взаимосвязь музыки с различными видами искусства;
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский.
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока.
- С каким жанром мы знакомились?
- Опера.
- Что такое опера?
- ОПЕРА от итал. opera – труд, произведение, сочинение – это драматический музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.
- Что лежит в основе оперы?
- В основе лежит литературное произведение.
- Что такое либретто?
- Либретто – краткое изложение сюжета оперы.
- С какой оперой мы познакомились?
- «Садко» Римского-Корсакова.
2. Формулирование темы урока.(Слайд 4)
- Вспомните, как называется спектакль, где все герои танцуют?
- Балет.
- Правильно. Слово БАЛЕТ на латинском языке означает – танцую.
Откройте учебник на странице 58 и прочтите тему урока.
- «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».
- Определите цель нашего урока.
Ответы уч-ся: продолжить знакомство с музыкальным спектаклем – БАЛЕТ.
Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним удивительным музыкально-театральным жанром – балетом! Вспомните, о каких балетах уже шла речь на наших уроках?
- Рассмотрите развороты в учебнике на стр. 58 по 63 и составьте план работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
углубление знаний о балете;
вспомнить названия и композиторов знакомых балетов;
прослушивание фрагментов из балета «Щелкунчик» П. Чайковского;
анализирование музыкальных фрагментов из балета П. Чайковского.
III. Работа над новым материалом.
Задание 1. углубление знаний о балете;
- Уже более трех столетий балетом называют музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматическое действие и изобразительное искусство. Возник балет, как и опера в Италии. В Россию он пришел в XVIII веке и был прославлен русскими композиторами и артистами. Ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета.
(Слайд 6) Основой балетного спектакля, как и в опере, является либретто.
(Слайд 7) В балете участвуют танцоры-солисты, кордебалет, балетмейстер, режиссёр, симфонический оркестр, дирижер, художники по костюмам, декораторы. Балет появляется благодаря творческому союзу музыки, хореографии, литературы, драматического и изобразительного искусства.
(Слайд 8) Всему миру известны лучшие отечественные танцоры и хореографы Г. Уланова, М. Плисецкая, В. Васильев, Ю. Григорович, Е. Максимова.
Музыка балета передает характер героев через танец, пластику движения и жеста. Танец служит средством выражения чувств героев.
(Слайд 9) П. Чайковский стал новатором в жанре балета. Музыка его трех гениальных балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» - настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио, телевидению.
Сегодня мы остановимся на балете П. Чайковского «Щелкунчик». В основу балета положен сюжет сказки Э. Гофмана. (Слайд 10)
(Слайд 11) Хореограф Мариус Петип и композитор П.Чайковский на сцене Петербургского Мариинского театра создали балет, который уже более ста лет радует своих зрителей. На странице 62 прочтите краткое содержание. (Читают).
(Слайд 12)
Слушание и анализ фрагмента «Бой с мышиным королем»
Ответы уч-ся:
А сейчас послушаем и проанализируем два вальса из этого балета: «Вальс снежных хлопьев», и «Вальс цветов». Послушайте и сравните характер и настроение вальсов. Чем они отличаются друг от друга?
(Слайд 13, 14)
Слушание фрагментов «Вальс снежных хлопьев», и «Вальс цветов».
Ответы уч-ся:
(Слайд 15)
Мари и Принца в сказочной стране встречает фея Драже. Давайте послушаем и проанализируем «Танец феи Драже».
Слушание «Танец феи Драже».
Ответы уч-ся:
Сегодня мы еще раз поговорили о таком жанре как балет. Балет - музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматическое действие и изобразительное искусство.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 16)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).