kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока литературного  чтения. 4 класс. Система Л. В. Занкова

Тема: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана  «Щелкунчик и мышиный король»

Цель урока: Познакомить учащихся с главой  «Чудеса» (отрывок) из произведения Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Задачи:

1. Образовательная – формировать основу правильного типа читательской деятельности;

2. Развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. Воспитывающая – воспитывать читательский интерес к произведению Э.Т.А. Гофмана; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать умение самоопределения – осознавать значение учебной деятельности,

Метапредметные:  

регулятивные – формировать умение отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать язык музыкального произведения, выполнять задание в соответствии с целью.

познавательные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда ;искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на вопросы, полученные на уроке; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

коммуникативные – формировать умение работать в группах; формировать умение формулировать и объяснять задание; формирование умений слушать и понимать речь других.

Предметные: научиться читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Оборудование: Учебник для 4класса « Литературное чтение». Автор: В.Ю.Свиридова; П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Нашествие мышей» - аудиозапись; презентация; компьютер.
 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»»

Конспект урока литературного чтения. 4 класс. Система Л. В. Занкова

Тема: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»


Цель урока: Познакомить учащихся с главой «Чудеса» (отрывок) из произведения Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Задачи:

1. Образовательная – формировать основу правильного типа читательской деятельности;

2. Развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. Воспитывающая – воспитывать читательский интерес к произведению Э.Т.А. Гофмана; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.


Планируемые результаты:

Личностные: формировать умение самоопределения – осознавать значение учебной деятельности,

Метапредметные:

регулятивные – формировать умение отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать язык музыкального произведения, выполнять задание в соответствии с целью.

познавательные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда ;искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на вопросы, полученные на уроке; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

коммуникативные – формировать умение работать в группах; формировать умение формулировать и объяснять задание; формирование умений слушать и понимать речь других.

Предметные: научиться читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Оборудование: Учебник для 4класса « Литературное чтение». Автор: В.Ю.Свиридова; П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Нашествие мышей» - аудиозапись; презентация; компьютер.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Орг.момент


























2.Актуализация знаний








































































Проверка домашнего задания





































3.Практическая работа



































































4.Физкультминутка












5.Продолжение работы

























































































6.Итог работы


















































7.Рефлексия













8.Домашнее задание

- Здравствуйте ребята!


- Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.


Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,

То в волшебную страну нас всех с собою уведет...


- Назовите одну-две волшебные сказки.



- А какие это сказки: авторские или народные?


- Сейчас мы совершим путешествие в волшебный мир сказки и в этом нам поможет прекрасная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского, который однажды услышал эту волшебную историю и пересказал ее на язык музыки. Ее сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко…в мир сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.


ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776–1822) -немецкий писатель, композитор и художник. Он родился в Кёнигсберге, прожил всего 46 лет, умер в Берлине. Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. В 19 лет он начал писать свои первые романы и сказки, которые позже и принесли ему всемирную известность. Сюжет сказки про Щелкунчика родился у него в общении с детьми его друга. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман мастерил для своих маленьких друзей искусные игрушки. В сказке он сохранил имена этих детей. Настоящая Мари прожила недолго, а вот ее Брат Фриц вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств.




- Где же писатели находят сюжеты для своих сказок?



- Чему учат сказки?










-Дома вы прочитали главы «Чудеса» Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном .


-С чего мы начнем наше исследование?



-Значит, нам нужно вспомнить:

а) основные черты авторской и народной сказок;

б) особенности волшебных сказок;

в) и сравнить волшебный мир авторской и народной сказок.


-Мы составили план нашей работы. Работать будем в группах. Каждая группа – это исследовательская лаборатория. У вас на столах лежит лист самооценки. Каждый пункт плана – это этап нашего исследования. Вы будете оценивать работу своей группы в конце каждого этапа, а в конце урока мы подведем итог.



-У вас на столах карточки для работы по 1 пункту плана, нужно найти и собрать основные черты авторской и народной сказки. Группа, закончившая работу первой - начинает ответ, остальные – дополняют и оценивают ответ.


- Оцените ответ. Кто согласен с оценкой?






















-2 пункт нашего плана – основные особенности волшебных сказок.

Возьмите на столе карточку 2. Она разделена на 2 части. Найдите часть, где записан этот пункт нашего плана. Это 1 столбик, там мы и будем сейчас записывать особенности волшебных сказок, которые мы с вами знаем.





























-3 пункт нашего плана - особенности волшебного мира сказки Гофмана. Обратимся к авторскому тексту. Откройте учебник на странице 121 и найдите отрывок, в котором начинаются чудеса.


-С каких слов начинается этот отрывок?


-Прочитайте отрывок про себя и поищите в нем приметы волшебных сказок.







-Группа, закончившая работу первой отвечает, доказывая ответ ссылкой на текст.






-Продолжим наше исследование. Сейчас вопрос для очень внимательных слушателей.


-Прослушайте музыкальный отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и определите, к какому эпизоду отрывка он соответствует?


- Расскажите, как вы догадались?



- Композитору удалось музыкальными средствами создать образ, который вы узнали, через музыку показать страшное нашествие мышей.

-А как это делает Гофман? Найдите отрывок, прочитайте.



















-Какие еще средства использует автор?







-Вывод: Гофман прибегает к разным средствам:

- создает слуховой образ ( топоток, перешептывание, попискивание и пр.)

- оживают игрушки

- светится шкаф (световой эффект)

- разговаривают часы, куклы, Щелкунчик.



-Давайте подведем итог нашей работы. Каковы же особенности волшебного мира в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик или Мышиный Король»?














-Подведем итог работы по группам (самооценка детей). -Оцените свою работу. Кто был в вашей группе самым активным, инициативным, кому бы вы поставили сегодня за работу 5?

Отметки за урок:


- Молодцы, работали хорошо, всем спасибо.




-На елку мы повесим шары, которые соответствуют нашему настроению: Желтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение

Зеленый цвет - спокойное, уравновешенное

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое


Прочитать главу «Битва», нарисовать рис. по уроку, написать какие чувства у вас вызвало чтение этой главы.


- Здравствуйте!


















Дети называют сказки.




Дети называют и доказывают.





























































- Часто сюжеты подсказывает сама жизнь



- Не мириться со злом, стремиться наказать его, торжествовать должно только добро; не надо гоняться за счастьем, сумей рассмотреть его – оно рядом, даже в самом обычном.


Ребята делятся впечатлениями.





-С составления плана














































Самооценка.

Ответы детей.

Авторская сказка

Народная сказка

1.Автор известен;

2.Время написания известно;

3.Повторы;

4.Сюжет неизменный;


1.Автор неизвестен;

2.Время написания неизвестно;

3.Зачин;

4.В сюжет могут вносится изменения;

5.Повторы.

6.Устойчивые выражения.








Дети заполняют 1 столбик карточки и отвечают.

Особенности волшебных сказок

Особенности волшебного мира Гофмана

1.Двоемирие ;

2. Волшебный помощник;

3.Волшебный предмет;

4.Магические числа;

5.Повторы;
















Дети под музыку делают движения и произносят:

Пробили часы и хрипло, и глухо

12 ударов бим - бом

Мы стали на цыпочки. Тихо!

Мы в сказку тихонько идем.















(Она заперла шкаф и…)














Дети по ходу чтения находят приметы, обсуждают, записывают на листах:

-волшебный предмет;

-волшебный помощник;

-магические числа;

-двоемирие.


Ответы детей
















Дети слушают, совещаются, отвечают.




Ответы детей






Дети читают отрывок вслух, по группам (1-2 человека).

- тихое шушуканье ;

- перешептывание;

- шуршание;

- часы зашипели, захрипели;

- хихиканье;

- топоток;

- шипение;

- попискивание;

- оживают игрушки;

- тысяча крошечных огоньков глянули сквозь щели в полу;

- светится шкаф;

- разговаривают часы, куклы, Щелкунчик.



Ответы детей:

-создает слуховой образ;

- оживают игрушки;

- светится шкаф и т.д


















Ответы детей: волшебный мир сказки Гофмана имеет свои особенности: множество волшебных превращений, оживают куклы, предметы приобретают несвойственные им признаки, автор использует слуховой образ, световые эффекты.








Дети оценивают групповую работу


































Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», на Э.К. ярко светится елка.(1

слайд)













Звучит музыкальная тема «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»















(на доске портрет

Э.Т.А. Гофмана)

















































(на доске выставка рисунков)









(Включается план-2 слайд)









































(Включается 3 слайд - основные черты авторской и народной сказок)


















(Включается 4 слайд - особенности волшебных сказок)

























(Включается 5 слайд - муз. пауза).






























(После ответов детей, появляется слайд 6)


















(Включается слайд 7. Включается музыка « Нашествие мышей )














































(Включается 8 слайд. Вывод.)

























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Недосекова Кристина Дмитриевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264659

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства