Конспект урока по музыке в 3 классе
по УМК «Школа России»
Тема: «Утро»
Тип урока: изучение нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с произведением «Утренняя молитва» П. Чайковского (2 уровень); познакомить учащихся с произведением Э. Грига «Утро» (2 уровень); показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига (1 уровень).
Регулятивные: умение ставить цели и задачи на усвоение новых знаний и действий (2 уровень); оценивать результаты своей деятельности (2 уровень).
Познавательные: видеть проблему (2 уровень); уметь структурировать полученные знания (2 уровень);
Коммуникативные: Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции (1 уровень); эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль (2 уровень).
Личностные: умение формулировать свою точку зрения (2 уровень); умение адекватно оценивать себя и свои достижения (2 уровень).
Оборудование: фортепиано, нотный материал, компьютер, колонки, презентация – слайды.
Учебник: «Музыка» 3 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Ход урока.
1.Мотивационно - целевой этап
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята» , «Здавствуйте».
Музыкальная распевка
- Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И выучить все ноты хорошо!
- Я буду играть на пианино, а вы постепенно подниматься все выше и выше.
До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до
- А теперь обратно!
До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до
- Молодцы!
- Как у вас настроение? Выспались сегодня?
- Послушайте несколько стихотворений и догадайтесь, какая тема нашего урока.
1. Дышит утро в окошко твое, " (Александр Александрович Блок)
Дышит утро в окошко твое,
Вдохновенное сердце мое,
Пролетают забытые сны,
Воскресают виденья весны,
И на розовом облаке грез
В вышине чью-то душу пронес
Молодой, народившийся бог...
Покидай же тлетворный чертог,
Улетай в бесконечную высь,
За крылатым виденьем гонись.
Утро знает стремленье твое,
Вдохновенное сердце мое!
2. Предутреннее (Владимир Иванович Нарбут)
Свежает. В побледневшем небе
Еще стоит одна звезда.
Она четка, как яркий жребий,
Красна, как медная руда.
Но и она жива минутой,
Но и она потухнет вдруг!
Каймой широкой и согнутой
Ушел в туманы росный луг.
И на пригорке посизевшем
Заметны знаки уж утра:
Обдаст лицо теплом осевшим
И дымом позднего костра.
3. С добрым утром! (Сергей Александрович Есенин)
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Утро)
- Молодцы!
2. Ориентировочный этап
- Какие задачи на урок поставим? (предположения)
- Хорошо, я предлагаю поставить следующие задачи:
1. Познакомиться с произведениями П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».
2. Разобраться в понятиях crescendo и diminuendo.
3. Подвести итог урока.
3. Поисково - исследовательский этап
- Я знаю, что в прошлом году вы ездили в Воткинск. Что вы знаете о Чайковском? (высказываются)
- Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей. Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная. Прологом и эпилогом ко всему этому ряду разнохарактерных музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая его пьеса «В церкви», которой композитор «словно замыкает день с его пёстрыми впечатлениями».
- Итак, «Утренняя молитва» П. Чайковского… Давайте уже наконец – то послушаем это произведение и ответим на вопрос о чем же можно молиться утром?
Слушают П. Чайковский «Утренняя молитва».
- Отвечаем на вопрос (предположения)
- Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно.
- Послушаем еще раз данное произведение и определим лад (мажор или минор), штрих (legato или staccato), сила звука (форте или пиано).
Повторное прослушивание П. Чайковский «Утренняя молитва».
- Какой лад? (мажор)
- Штрих (staccato)
- Сила звука (от тихого к громкому)
- Да, вы сказали правильно. Переход в музыке может быть от тихого к громкому – это crescendo.
- Послушайте произведение Э. Грига «Утро» и скажите какое настроение передает это произведение.
Слушают Э. Григ «Утро»
- Ваше настроение? (высказываются)
-Послушайте еще раз и определите лад (мажор или минор), штрих (legato или staccato), сила звука (форте или пиано).
Повторное прослушивание Э. Григ «Утро».
- Какой лад? (мажор)
- Штрих (legato)
- Сила звука (от тихого к громкому)
- Когда от тихого к громкому поднимается звук как это называется? (crescendo)
- Молодцы! А как вы думаете, есть в музыке переход от громкого к тихому? (предположения)
- Конечно, есть! Такой переход называется diminuendo. Но об этом мы поговорим попозже.
- Вы прослушали два произведения, в чем они похожи и в чем разница? (похожи: тема, Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием; разные: штрих, музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней).
- Молодцы!
Физкультминутка
Задумчив и тих осенний лес.
Представьте, что вы осенние листья (встаньте).
Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)
Ветер качает вас (наклоны в стороны).
Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)
4. Практический этап
- Откройте учебник на странице 24 и прочитайте информацию.
- На странице 25 рассмотрите портрет Э. Грига и прочитайте его знаменитое высказывание.
Игра на музыкальных инструментах.
- А сейчас ко мне подходит один ученик и запоминает, как сыграть crescendo. (играет)
- Подходит другой ученик и учится играть diminuendo.
- Все ли поняли что такое crescendo и diminuendo? (да)
Музыкальная игра
- Давайте поиграем! Я буду включать отрывки из произведений, а вы понять diminuendo или crescendo.
Разучивание песни
- И сейчас, я предлагаю вам послушать песню ДДТ «Что такое осень» и сказать, в каком же жанре она написана? Какой у нее характер?
- Разучим эту песню? (да)
1. Разминка мышц лица «Уточка. Трубочка. Крокодил»
2. Отдельная проработка наиболее сложных мест, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому. Работа над фразой и чистотой интонации.
3. Работа над текстом. Беззвучное проговаривание. Простукивание мелодии по ладони пальцами (пульсация) для вхождения в темп и внутреннего движения.
- Споём песенку еще раз.
5. Рефлексивно- оценочный этап
- Что нового узнали на уроке? Подведите итог урока. (Высказываются)
- Продолжите фразу:
- Спасибо за урок!