Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 3 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАСИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспект по музыке 3 класс
«Песни рождённые Войной»
Выполнил: учитель музыки
Иванова Наталья Алексеевна
Конспект урока по музыке 3 класс
«Песни рождённые Войной»
Цели урока: Познакомить учащихся с историями написания самых известных военных песен. Воспитать чувство гордости и уважения к подвигу защитников своей Родины. Изготовить поздравительную открытку к 9 мая.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с музыкальными произведениями, посвященными теме войны.
2. Развивать способность слушать и рассуждать о музыке. Понимать смысловую значимость музыкального произведения и умение анализировать музыкальные произведения, рассуждать о средствах музыкальной выразительности в них.
3 Воспитывать патриотические чувства, уважение к истории России.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся слушать, анализировать, петь песни Великой Отечественной войны; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп) в музыкальных произведениях; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Метапредметные:
Регулятивные:
определяют критерии оценки, анализируют и оценивают по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
определяют цель и ставят учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения (под руководством учителя);
планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы;
для получения необходимой информации используют дополнительную литературу;
сопоставляют различные образцы военных песен;
анализируют и делают выводы, строя рассуждения.
сравнивают музыкальные произведения по заданным критериям.
Коммуникативные:
осваивают диалоговую форму общения;
рассуждают о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Личностные:
понимают музыкальную культуру как часть человеческой жизни и отражение в ней исторических событий.
оценивают результаты деятельности.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экран, аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен; образец поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой. Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.
Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»
II.Мотивация. Постановка учебной задачи
– Сегодня у нас необычный урок: музыка и посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая.
- Какой это праздник? (День Победы, 9 мая)
– 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только спустя 4 года 9 мая 1945. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни, созданные в годы войны и посвященные празднику победы. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.
III. Введение.
- Ничто так не вдохновляет нас так, как хорошие стихи и красивая музыка. А если их объединить вместе и появляется песня – тогда мы способны на многое. Особенно большое влияние на жизнь людей нашей страны оказали военные песни.
- Как вы считаете – нужны ли были эти песни на войне? Согласны ли вы с выражением, что когда говорят пушки – музы молчат?
- Песни военных лет… сколько их, прекрасных и незабываемых. Есть в них и горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим близким, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков, пехотинцев, летчиков, танкистов.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся.
Я начну свой рассказ, пожалуй, об одной из самых знаменитых песен тех времен.
IV. «Синий платочек»
Известная советская вальсовая песня. Её авторы – польский композитор, оказавшийся в 1939 году в СССР, Ежи Петербургский и автор стихов Яков Галицкий. Песня была очень популярна. А в первые же дни войны поэт Борис Ковынёв на ее мотив сложил следующие строки:
22 июня ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война…
Кончилось мирное время!
Нам расставаться пора…
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе до конца!
И ты смотри,
С чувством моим не шути!
Выйди, подруга, к поезду друга!
Друга на фронт проводи!
Но всё-таки самым известным и любимым вариантом песни «Синий платочек» стала версия в исполнении Клавдии Шульженко. В 1942 году во время концерта на фронте она первая спела куплет со словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек.» Автором этих строк был молодой лейтенант Михаил Максимов, и, как это бывает, прозвучав однажды в концерте, бойцы стали переписывать ее слова. Через неделю песню знал весь Волховский фронт, через 2 месяца – вся передовая, а через полгода – вся страна!
Слушанье песни «Синий платочек». Обсуждение с классом.
V. «Прощание славянки»
Сейчас «прощание славянки» - один из самых узнаваемых музыкальных символов России, а до этого марш считали символом Советского Союза и даже Российской Империи, ведь родился он в 1912 году! Мелодия пережила и Революцию 1917 года, и несколько войн, в том числе Великую Отечественную, но по-прежнему остается популярной. Автором этого произведения стал военный дирижер, штабс-трубач Седьмого запасного кавалерийского полка, Василий Агапкин. В истории он так и останется автором одного произведения. И на параде на Красной Площади 7 ноября 1941 года, когда бойцы прямо с фронта уходили на фронт, враг был уже под Москвой, именно этот марш звучал им на прощание…. Командовал этим парадом Василий Агапкин. Много текстов было написано к этой мелодии. В 1970 году родилась такая версия:
(Звучит песня «Прощание славянки» варианта 1970 года в исполнении учеников 3 класса ( караоке) )
Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Припев:
И если в поход страна позовет
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!
Шумят в полях хлеба!
Шагает отчизна моя
К высотам счастья
Сквозь все ненастья
Дорогой мира и труда!
Он Москву отстоял в 41-ом!
В 45-ом шагал на Берлин!
Он с солдатом прошел до победы!
По дорогам нелегких годин!
VI. "День Победы"
Как вы считаете, какая самая знаменитая песня победы?
Конечно, это песня «День победы!»
Главная песня Победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса Владимир. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской».
Был и второй «минус» — в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.
Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире.
Слушанье песни «День победы»
На концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.
VII. Физкультминутка
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира. (Дети маршируют на месте)
Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
VIII. «Несовместимы дети и война».
Ребята, хочется пожелать всем вам мирного, ясного неба над головой и пусть вам никогда не придется пережить ужасы войны. Ведь дети и война не совместимы.
Исполнение песни «Несовместимы дети и война». Сл. М. Садовского, муз. О. Хромушкина. (Дети исполняют песню караоке).
IХ. Рисование поздравительной открытки
В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь. Сегодня на уроке мы сделаем поздравительные открытки. Каждую открытку мы адресуем ветеранам войны и труженикам тыла с пожеланиями мирного неба над головой и долгих лет жизни. Затем вместе с Тимуровским отрядом школы, мы с вами доставим открытки до адресатов.
Изготовление открыток по образцу. Образец представлен на экране с помощью презентации. Пошаговый показ.
Х. Подведение итогов урока
– С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке? Какие песни понравились и запомнились больше всего? Какие чувства они у вас вызвали? Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.
Мы очень надеемся на то, что вам стал ближе праздник Великой Победы. И встретив в эти праздничные дни на улице ветерана, вы подойдете к нему, поздравите и скажете такое простое и важное слово: «Спасибо!»
На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам георгиевские ленточки, символ благодарности и гордости за тех, кто подарил нам мир.
XI. Домашнее задание
– Дорисовать и подписать поздравительную открытку.