Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мелодия - душа музыки"»
Панова Ирина Александровна – учитель музыки.
Открытый урок по музыке 1 класс
ТЕМА: «Мелодия - душа музыки».
Цель занятия: Развивать художественно-музыкальное восприятие детей. Способствовать развитию воображения, фантазии через осмысление таких средств музыкальной выразительности, как ритм, интонация. Формировать музыкально-эстетическое сознание. Расширять объём исторических знаний о музыке. Ввести новые понятия: мелодия, ритм, аккомпанемент, соло.
Музыкальное оборудование: музыкальный центр, фортепиано, фонограммы детских песен, портреты композиторов.
Ход занятия:
1.- Ребята, знаете ли вы что это за знак? ( Учитель держит в руках скрипичный ключ). Правильно - это скрипичный ключ, главный музыкальный знак! С его помощью мы откроем дверь в страну мелодий
( Слушаем музыку).
Вы узнали прозвучавшую мелодию? (Ответы детей). Верно - это песня «Антошка». Услышали вы какие-либо музыкальные инструменты? Нет? Мы услышали, как детский голос напевал мелодию песни «Антошка» со словами. А что такое мелодия знаете? В переводе с греческого «мелос»- мелодия- это песня, напев.
2. Немного окунёмся в историю. Давным - давно, в глубокой древности, когда не было городов и машин, а люди прикрывали своё тело шкурами убитых животных, песен не было. Люди общались друг с другом не только с помощью речи. Но и с помощью ритма. Под ритмичные отстукивания они танцевали, и эти танцы рассказывали о каких- то событиях: как люди ходили на охоту, прятались от врагов. Вы помните, что такое «ритм»? Ритм- это чередование сильных и слабых долей в такте (длинных и коротких звуков). Давайте сделаем ритмические упражнения: учитель хлопает ритм, весь класс повторяет ( 1……………………; 2……………..; 3………………………).
На большие расстояния наши предки передавали сигналы о том, что скоро приедут гости, предупреждали о приближении врага. Как они это делали? При помощи палочек, которыми ударяли по деревянному брусу, пню или по высушенным плодам некоторых растений. Затем люди научились натягивать на пустотелый пенёк сухую кожу животных, и звук получался громким, гулким, раскатистым. Постепенно люди научились объединять ритм с напевом. Так зародились первые мелодии.
3. Давайте и мы объединим ритм и мелодию.
Творческое задание для учащихся: Узнайте песню по ритму ( учитель хлопает ритм песни «Жили у бабуси»).
Узнали? Нет? А если я спою мелодию песенки без слов? (учитель поёт мелодию). Конечно это песенка «Жили у бабуси». Исполним эту песню все вместе: я буду играть аккомпанемент, а вы петь мелодию со словами и хлопать ритм.
4.Так, что же такое мелодия?
Мелодия - это движение музыкальных звуков.
Бывает, что мелодия вверх спешит, Бывает, что мелодия вниз летит. Весёлая мелодия через звуки скачет, А грустная мелодия по ступенькам плачет. (Е.Никитина)
Обратите внимание на особенности мелодии песни «Жили у бабуси» (показ рукой- движение мелодии). В свободной беседе с детьми выясняется, что в начале песенки мелодия движется по ступенькам вниз, а потом скачет по ступенькам. Какое настроение выражает мелодия? (Светлое, радостное). Постарайтесь ещё раз спеть песню чисто, выразительно, а рукой показать движение мелодии.
Прежде чем мы продолжим путешествие по стране мелодий, я хочу прочесть стихотворение:
Льётся музыка рекой, Вьётся нотною строкой, Снова звуков половодье, Захлестнуло всё вокруг, И кораблики мелодий Выплывают из под рук.
Я приглашаю вас на кораблики мелодий. Послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского( показ портрета).Звучит «Сентиментальный вальс»
( дети свободно танцуют под музыку, как сами хотят).
Какой инструмент вы услышали?(скрипка). А ещё какие? Не услышали? Мелодию пела скрипка- она солировала.
Мелодия- это наиболее выразительная, запоминающая часть музыкального произведения.
5. Мы пели песни все вместе- хором. А сегодня я предлагаю спеть с солисткой. Знаете, кто такой солист? (ответы детей). Катя будет исполнять запев песни- соло. А вы припев- хором( дети исполняют песню «По секрету всему свету»).
ИТОГ: На этом заканчивается наше путешествие в страну мелодий.
Какой могучей сказочною силой Порой бывает музыка полна, Что кажется, как солнце, негасимой, Как океан, безбрежною она… Тот каждый день с волненьем будем ждать, Когда мы вместе дверь в страну мелодий Ключом скрипичным отомкнём… (К.Ибряев)