Просмотр содержимого документа
«"Когда музыка не нуждается в словах »»
УРОК МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ
«Когда музыка не нуждается в словах »
7 класс
Подготовила и провела: учитель музыки Шайнурова З.Р
Тема. Когда музыка не нуждается в словах.
Цель: формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу.
Задачи:
- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять -главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Форма обучения: фронтальная.
Структура урока:
организационный момент;
подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
сообщение темы и цели урока;
ознакомление с новым материалом;
осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
подведение итогов урока;
постановка задания на дом.
Музыкальный материал: «Шехеразада» Н.Римский –Корсаков(фрагмент), Симфония № 9 Л.Бетховен, песня «Наши судьбы» муз. В.Михайлова . сл.Т.Мухаметшиной
Оборудование: мультимедиапроэктор, проигрыватель, грамзаписи, CD – записи.
Ход урока
Организационный момент. Со звонком дети входят в класс под музыку.
На экране проектора приветствие (слайд №1)
(слайд № 2)
-Ребята, нет, наверное, более точного высказывания об очаровании музыки, чем эти стихи Новеллы Матвеевой. Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос, Когда музыка не нуждается в словах?
(слайд №3)
- Вы знаете, что любое музыкальное произведение имеет свое содержание. Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далекое историческое прошлое и дарит мечту о будущем, оно заново создает характеры героев – даже тех. Что уже известны нам по произведениям литературы. Такое содержание воплощается в музыкальных произведениях и называется программностью.
Давайте проследим. Как проявляет себя содержание в произведениях программной музыки и послушаем произведение, обладающее более конкретным программным содержанием. Это – симфоническая сюита по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь». Свое сочинение автор предваряет небольшим программным вступлением.( пересказ вступления) Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Н.Римского – Корсакова.
Слушание фрагмента
слайд №4
слайд №5
слайд №6
Обсуждение.
-Что вы почувствовали ребята?
-Какая по характеру музыка? (ответы учеников)
Вывод. Мы погрузились в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными изгибами, с инструментальными тембрами, создающих сказочный, почти фантастический колорит. В этом произведении есть замысел – литературный первоисточник.
Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, никакой программы не содержащих. А ведь их в музыке великое множество: почти все симфонии. Концерты, пьесы, сонаты. Несмотря на отсутствие литературной программы. Такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание , чем произведения с программной музыкой.
Вслушайтесь в звучание симфонии №9 Л.Бетховена.
Слушание.
(слайд № 7)
Обсуждение. Что вы почувствовали, услышав это произведение? Каков характер музыки? (ответы детей)
Вывод. №9 симфония – итог всей жизни Л.Бетховена Мелодия «радости». Воздействие симфонии таково, что программность здесь пожалуй, была бы излишней.( подвожу детей к выводу) Произведения , подобные 9 симфонии Бетховена обнаруживают одно очень важное свойство музыки: говорить с человеком о нем самом, минуя слова.
(слайд № 8)
Итак, что вы понимаете под выражением «программное произведение»?
Всегда ли нам необходимо знать программное содержание в музыке?