kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классика и современность

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока разработан в соответствии с требованиями программы  Г.П. Сергеевой Е.Д. Критской.

Общение с классической музыкой обогащает мировосприятие подростков, расширяет его спектр, привлекает внимание к тем сторонам человеческой деятельности, о которых они могут только догадываться, позволяет прожить иную жизнь, выраженную в художественных образах, сделать ее своей и тем самым начать глубже чувствовать и понимать реальную жизнь. На уроке учащиеся смогут узнать о том, что называют классикой, какие произведения считают классическими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классика и современность »

Предмет: Музыка

Класс: 7

Урок: №1

Тема урока: Классика и современность.

Цель: Проявлять интерес учащихся к музыке, как ценности национальной и

мировой культуры.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка

  2. развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение

  3. воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов.


Тип урока: вводный


Словарь: Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль


Проблема урока: Как научиться разбираться во всем многообразии музыки?


Оборудование и материал для урока: для учителя: диски СD, учебник, синтезатор;

для ученика: тетрадь для записей.


Зрительный ряд: портреты композиторов (М. Мусоргский, С. Прокофьев,

Э. Уэббер, Л. Бетховен), фотография группы «Битлз».


Музыкальный ряд:

Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского

Симфония № 9 «Ода к радости» Л.Бетховена

Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера 

Вальс Ф.Шопена до-диез минор

Песня группы «Битлз»



Ход урока



I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!. (знакомство и требования для подготовки к урокам).

II. Объявление темы и целей урока.

 Подготовка к основному этапу урока: 

У: Сегодня мы побеседуем о музыке. Музыка – это искусство, которое идет через человека, через его чувства, через его мысли, через его движения. Откуда берётся музыка? Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя. Всё это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родной земли. Музыка рождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. Мы чувствуем, что окружающие нас звучания не похожи друг на друга, что все они очень разные.

Музыка становится интереснее тем, чем больше о музыке знаешь. Когда знаешь как музыка построена, что хотел композитор выразить в этой музыке, становится интереснее её слушать.

Музыку можно изучать по-разному. Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом создается даже самая лёгкая и весёлая музыка. Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри. Всё – это разные пути приобщения к музыке.

Сегодня, в наш стремительно развивающий век, век информационных технологий, мы слышим музыку со всех сторон: радио, телевидение, интернет, кинофильмах, компьютерных играх и даже рекламе. Мы слышим музыку дома, на улице. И каждый раз отмечаем для себя невероятное многообразие музыки. Такого многообразия музыкальная культура не знала никогда. Музыку можно различать по жанрам и стилям , по эпохам, по направлениям.

Музыка разная, каждому нравится своя.

У: Какую музыку вы слушаете? Чем она вам нравится?

Р: (Высказывания уч-ся).

У: А какая музыка вечная? (Ответы уч-ся)

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей.

Такая музыка называется классической.

Усвоение новых знаний и способов действий:  означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в прошлом, и современные сочинения.

Слушание:

У: Послушаем одно из произведений композитора Модеста Петровича Мусоргского - основную тему вступления в симфонической картине «Рассвет на Москва-реке», написанную к музыкальной драме «Хованщина».

Это произведение можно назвать живописной картиной.

Раннее утро, темным силуэтом высятся башни церкви Кремля, в небе за Москвой-рекой ещё брезжит алая полоска зари. Она разгорается всё ярче, первые лучи солнца озаряют сначала маковки колоколен и верхушки теремов, а потом ослепительный свет заливает весь пробудившийся город.

Это произведение о России, о русской природе. Мусоргский воплотил в нем образ рассвета, зари, как символ светлого будущего.

У: Послушайте это произведение и скажите какой оркестр играет, какие инструменты вы услышите.?

(Ответы детей)

Это играет симфонический оркестр. Почему оркестр называется «симфоническим», потому что он играет симфоническую музыку, а почему музыка симфоническая, потому что ее играет симфонический оркестр. Вот заколдованный круг. Поэтому мы обратимся к слову СИМФОНИЯ

Слово «симфонический» произошло от слова «симфония» - означает созвучие, согласованное звучание.

Писатели пишут романы, конечно же и повести, но в романах более всего жизнь со всех сторон показывается. Симфонии похожи на романы и пишут их композиторы. Симфония как жизнь, серьезна, сложна и интересна. Что в жизни главное? Одни доказывают одно – другие другое. А композиторы решили так, раз симфония – это сочинение о жизни, пусть в ней все взгляды будут. Обычно это 4 части. Первая часть нам говорит – как будто это столкновение, борьба. Вторая часть нам говорит, что жизнь это размышление. Третья часть напоминает нам – не забудьте ещё одну сторону жизни - развлечение, шутку. Четвертая часть зовется – Финал, т.е. последняя часть. Она говорит нам – жизнь – это радость, это праздник, чтобы не было там позади.

Послушайте симфонию № 9 Финал «Ода к радости» Л. В. Бетховена.

У: Какое настроение передает эта музыка?

(Ответы ) Оттенков радости, праздничных настроений великое множество. Это и торжество, и буря восторга и веселье взахлеб.

У: Любят музыкальные инструменты собираться в обществе друг друга. Самое большое собрание музыкальных инструментов называется – симфонический оркестр. Но есть и маленькие коллективы, от 1 до 12 музыкантов.

Произведения, написанные для небольшого состава исполнителей – называется камерная музыка.

Камерная музыка (от лат. сamera – комната) это инструментальная или вокальная музыка, написанная для небольшого состава исполнителей.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные произведения. Это и сонаты Моцарта, квартеты, песни Шуберта, этюды, прелюдии, ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского, романсы М.Глинки и многое другое.

Послушайте вальс Ф.Шопена до-диез минор

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера не воспринималось или воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причастно к классике. Примером тому служит музыка Баха, Прокофьева, Шнитке.



Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приёмов, способов и особенностей творчества.

Стиль эпохи, стиль национальный, стиль индивидуальный (стиль композитора и исполнителя)

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз» и сейчас она является популяроной. «Битлз» - это классика рок-музыки.

Слушание:

Мелодии известных песен, так же как и мелодии из мюзиклов и рок-опер, которые завоевали популярность слушателей, стали называться хитами.

Песня группы «Битлз»

Чтобы понимать музыку, нужно её прочувствовать, понять о чем в ней поется.

Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера 

У: Ребята, эти произведения написаны современными композиторами. ?

Первичная проверка понимания: Ребята, вспомните современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?

(ответы уч-ся) 

Если эта музыка не обладает высоким художественным достоинством, то её популярность оказывается недолгой.

Обобщение и систематизация знаний: Ребята, сегодня мы с вами о многом разговаривали.

У: К чему нас приводит знакомство с музыкой разных стилей,

(ответы уч -ся)

Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступить в диалог и со своими современниками и с людьми далекого прошлого, как бы побывать в разных временах, в разных странах.

какая музыка живет веками в душах людей?

(ответы уч-ся)

Подведение итогов занятия: 

  1. Что означает слово классика?

    2. Какие произведения называют классическими?

     3. Объясните понятие "классика жанра"?

  1. Что такое стиль?

  2. Что такое симфония?

  3. В чем различие симфонической музыки и камерной?



Рефлексия: Понравилось вам размышлять о музыке? Давайте с вами продолжим учиться внимательно вслушиваться в музыку.




III. Новая песня – знакомство, разучивание.

У: И я думаю, очень кстати будет исполнение вами песни «Дорога добра»

Дыхательные упражнения, распевание.
Исполнение песни.

При разучивании песни учителю обратить внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-выдерживать половинные длительности;

-правильно брать дыхание и только во время пауз;

-ритм;

-фразировка;

-дикция.



Выставление оценок.

У: Дома попрошу вас выучить новые понятия и слушать классическую музыку.



Список использованной литературы


1. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. Учебник Музыка. 7 класс, М.: Просвещение, 2011.

  1. Э. Финкельштейн. Занимательное чтение с картинками от А до Я.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Классика и современность

Автор: Кудрявцева Ольга Ивановна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Классика и современность" "
    ["seo_title"] => string(27) "klassika-i-sovriemiennost-1"
    ["file_id"] => string(6) "109863"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405158935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Музыка в современном мире" "
    ["seo_title"] => string(28) "muzyka-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "245295"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446111551"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Сценарий конкурса "Живая классика""
    ["seo_title"] => string(36) "stsienarii-konkursa-zhivaia-klassika"
    ["file_id"] => string(6) "275708"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452611671"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Классика в современной обработке"
    ["seo_title"] => string(35) "klassika_v_sovriemiennoi_obrabotkie"
    ["file_id"] => string(6) "410158"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492541919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект  урока: Русская  классическая  литература  и  современность. Введение. "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkaia-klassichieskaia-litieratura-i-sovriemiennost-vviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125539"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415008983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства