Тема урока Кино и музыка
Тема урока: МУЗЫКА И КИНО.
Цели урока:
· Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и кино на практике;
· Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
· Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры через просмотр к/ф.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература.
Методы:
· Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
· Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответственных тем в 6, 7, 8 классах.
Музыкальный материал:
· Е.Крылатов “До чего дошел прогресс” из к/ф “Приключение Электроника”;
· А. Рыбников “Буратино” из к/ф “Приключения Буратино”;
· “Порадуемся” из к/ф “Три мушкетера”;
· “Генералы песчаных карьер” из одноименного к/ф;
· “Не вешать нос” из к/ф “Вперед, Гардемарины”;
· “Юность в сапогах” из к/ф “Солдаты”;
· М.Минков “Сюрприз” из к/ф “Незнайка с нашего двора”.
Наглядный материал:
· Вырезанные из цветной бумаги ноты и скрипичный ключ;
· “Хлопушка”, используемая для съёмок к/ф;
· Фотографии с российскими актерами-певцами;
· Фрагменты фраз из песен, звучащих в российских к/ф;
· Информация об истории кинематографа, музыкальных к/ф;
· Задания для учащихся.
· Информационный материал:
· История российского кинематографа, музыкальных к/ф.
Хронометраж времени данного урока:
I.этап - 4 минуты;
- Как Вы уже отметили самые первые к/ф были без всякого звука, а кинопроектор работал очень шумно. Догадайтесь, что делал киномеханик, чтобы заглушить шум проектора и шум, который не специально, но все же создавали сами зрители?
- Только ли шум устраняла музыка или она выполняла ещё какие-то функции?
- Следовательно, обязательным ли элементом кино была музыка?
- В наши дни используется ли музыка в к/ф?
III.
Давайте вспомним российские к/ф, песни, актеров-певцов, которые запомнились Вам благодаря музыке, звучащей в к/ф ?
Задание учащимся в классе (работа по рядам и по группам внутри ряда).
1 ряд – Вспомнить и записать русские к/ф, в которых присутствует больше 1 песни.
2 ряд – Вспомнить и записать название песен из русских к/ф.
3 ряд – Вспомнить и записать русских актеров – певцов.
Время на выполнения задания – 3 минуты, в момент работы звучит песня “Буратино” из к/ф “Приключения Буратино”, учащиеся самостоятельно обращают внимание на наглядности на учебной доске, которые служат своего рода подсказками в выполнение данного задания.
Вместе учитель и учащиеся проверяют правильно ли выполнено задание, следует заметить, что ребята с другими вариантами задания также участвуют в этой проверке, т.е. идет взаимопроверка.
IV.
- Всегда ли музыка, звучащая в к/ф, соответствует сюжету самого фильма?
- А по каким признакам это можно определить?
Учитель предлагает провести эксперимент: На одной половинке доски даны фразы песен, которые звучат в к/ф, на другой части доски – название к/ф. Задание: правильно соотнести песню и к/ф (каждый ученик работает в своей тетради самостоятельно + два ученика работают у доски). Проверяем, слушаем и исполняем. (после каждого соотношения нужно получить ответ на вопрос: о чем песня? соответствует содержание песни сюжету к/ф?):
1. “Здесь не то, что на гражданке, на какой-нибудь гражданке жизнь снаружи и с изнанки, сам попробуй изучи” (слушаем фрагмент песни “Юность в сапогах” из к/ф “Солдаты” и подпеваем хорошо известные слова, т.к. специально данная песня не была нами разучена).
2. “Пока, пока, покачивая перьями на шляпах,судьбе не раз шепнем: “Мерси боку”” (слушаем фрагмент песни “Порадуемся” из к/ф “Три мушкетера” и подпеваем хорошо известные слова).
3. “Откройте двери, люди, я Ваш брат, ведь я ни в чем, ни в чем не виноват (Исполняем песню “Генералы песчаных карьер” из одноименного к/ф, т.к. была разучена на предыдущих уроках музыки).