- развитие навыков самостоятельной работы с информацией, умения корректно выражать свою точку зрения;
- формирование умения анализировать информацию творчески (посредством музыкальных средств) интерпретировать;
- через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее авторе.
Жанр урока: тематический;
Тип урока: закрепление нового материала;
Методы и приемы музыкальной деятельности учащихся - практические упражнения, анализ конкретной ситуации, показ слайдов, беседа, объяснение, слушание;
Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска.
Музыкальный материал: Г. Свиридов. «Поет зима».
Из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Ход урока
Стадия вызова
Вступительное слово учителя.
На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о взаимодействии литературы и музыки. И уже знаем множество жанров вокальной музыки. Давайте, их перечислим. Ученики вспоминают и называют жанры вокальной музыки.
-Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о хоровой музыке. Слайд № 1. Вспомните, пожалуйста, то о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Попробуйте, используя кластер, самостоятельно составить небольшой рассказ об этом жанре. Дети придумывают и записывают рассказ о хоровой музыке, используя кластер.
-Прочитайте в группах свои рассказы и выберите один для презентации. Выступают представители от групп.
Стадия содержания
Слайды № 2, 3,4,5,6,7. С течением времени хоровая музыка приобретала, все более самостоятельную роль. Слайд № 8,9,10,11,12,13,14. Композиторы открывали новые возможности хоровой выразительности, связанные не только с церковной службой, как в духовной музыке, и не только с развитием сюжета и характеристикой образов, как в опере. Выразительные возможности хоровой музыки стали изобразительными.
Каковы эти возможности?- (звуковое пространство; иногда к хору присоединяется орган или оркестр; распевание текста; синхронное и несинхронное…). Прочитайте текст из учебника (В. Алеев, Т. Науменко, с.102-106) и найдите в нем ответ на этот вопрос. Обсуждение.
Давайте послушаем, как характер хоровой музыки отражает содержание текста. Стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает» легло в основу 2 –ой части кантаты (Слайд № 15) Г. Свиридова «Поэма памяти С. Есенина». Как вы думаете, какой вид хора будет звучать и почему? (смешанный). Какой образ отражен в этом стихотворении? (образ зимы).
Слайд № 16,17,18. Давайте послушаем и выявим, с помощью, каких средств музыки достигается суровый образ зимы. Учащиеся анализируют самостоятельно, затем обсуждают в группах. Выступление одного из группы.
Слова учителя – слушая музыку поэмы, мы убедились, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчетливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишенный малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передается непрерывное движение, кружение зимней метели!
Стадия рефлексии
Подведение итогов. Запишите, пожалуйста, синквейн на тему «Хоровая музыка». Прочитайте в группах и выберите 1 -2 синквейна для чтения в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развитие навыков самостоятельной работы с информацией, умения корректно выражать свою точку зрения;
- формирование умения анализировать информацию творчески (посредством музыкальных средств) интерпретировать;
- через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее авторе.
Жанр урока: тематический;
Тип урока: закрепление нового материала;
Методы и приемы музыкальной деятельности учащихся - практические упражнения, анализ конкретной ситуации, показ слайдов, беседа, объяснение, слушание;
Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска.
Музыкальный материал: Г. Свиридов. «Поет зима».
Из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Ход урока
Стадия вызова
Вступительное слово учителя.
На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о взаимодействии литературы и музыки. И уже знаем множество жанров вокальной музыки. Давайте, их перечислим. Ученики вспоминают и называют жанры вокальной музыки.
-Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о хоровой музыке. Слайд № 1. Вспомните, пожалуйста, то о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Попробуйте, используя кластер , самостоятельно составить небольшой рассказ об этом жанре . Дети придумывают и записывают рассказ о хоровой музыке, используя кластер.
-Прочитайте в группах свои рассказы и выберите один для презентации. Выступают представители от групп.
Стадия содержания
Слайды № 2, 3,4,5,6,7. С течением времени хоровая музыка приобретала, все более самостоятельную роль. Слайд № 8,9,10,11,12,13,14. Композиторы открывали новые возможности хоровой выразительности, связанные не только с церковной службой, как в духовной музыке, и не только с развитием сюжета и характеристикой образов, как в опере. Выразительные возможности хоровой музыки стали изобразительными.
Каковы эти возможности?- (звуковое пространство; иногда к хору присоединяется орган или оркестр; распевание текста; синхронное и несинхронное…). Прочитайте текст из учебника (В. Алеев, Т. Науменко, с.102-106) и найдите в нем ответ на этот вопрос. Обсуждение.
Давайте послушаем, как характер хоровой музыки отражает содержание текста. Стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает» легло в основу 2 –ой части кантаты (Слайд № 15) Г. Свиридова «Поэма памяти С. Есенина». Как вы думаете, какой вид хора будет звучать и почему? (смешанный). Какой образ отражен в этом стихотворении? (образ зимы).
Слайд № 16,17,18. Давайте послушаем и выявим, с помощью, каких средств музыки достигается суровый образ зимы. Учащиеся анализируют самостоятельно, затем обсуждают в группах. Выступление одного из группы.
Слова учителя – слушая музыку поэмы, мы убедились, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчетливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишенный малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передается непрерывное движение, кружение зимней метели!
Стадия рефлексии
Подведение итогов. Запишите, пожалуйста, синквейн на тему «Хоровая музыка». Прочитайте в группах и выберите 1 -2 синквейна для чтения в классе.