Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: Раскрыть характерные особенности казахских народных музыкальных инструментов, выявить значение и сущность инструментального искусства в казахской музыкальной культуре.
Задачи образовательные:
- Сформировать представление о казахских народных инструментах;
- Закрепить понятие «кюй», «канон», «унисон», дать понятие «струнные», «духовые», «ударные» казахские музыкальные инструменты.
- Познакомить с оркестром казахских народных инструментов.
- Закрепить пройденные вокальные произведения.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать интерес к казахским музыкальным инструментам.
- Воспитывать эстетический интерес к казахской музыке в жанре - кюя.
Задачи развивающие:
- Развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки.
Репертуар:
- Кюй «Сарыарка» Курмангазы.
- Кюй «Адай» Курмангазы.
- Песня Л.Мельниковой «Казахстан – моя Отчизна».
- Песня «Двадцать первый век» А.Петрова.
Виды детской музыкальной деятельности:
- Восприятие музыки.
- Музыкально-познавательная деятельность.
Оборудование:
- Музыкальные инструменты (домбра, кобыз, фортепиано).
- Синтезатор.
- Фонохрестоматия.
- Интерактивная доска.
- Слайды.
Ход урока
Орг. момент: Звучит музыка, дети входят в класс под музыку кюя «Сарыарка» Курмангазы.
Приветствие с ритмическим рисунком: «Здравствуйте, ребята!», «Здравствуйте учитель».
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся и поприветствуем наших гостей!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Песни, звуки инструментов –
Всё для Вас!
Пожелаем всем удачи»
За работу!
В добрый час!
Целеполагание:
Учитель: Ребята! Вы вошли в класс под музыку казахского кюя «Сарыарка» Курмангазы, и это не случайно! Ведь сегодня на уроке мы познакомимся с казахскими народными инструментами, вспомним музыкальные инструменты, с которыми мы уже знакомы, закрепим вокальные произведения. Но сначала мы приведём свои голоса в порядок – начнём распеваться!
Распевка: Звукоряд – C – dur вверх и вниз с ручными знаками в унисон.
Канон: Деление на партии, исполнение канона « Одни начнут внимательно…».
Исполнение песни – настрой в мажоре. Звучит песня «Казахстан – моя Отчизна» Л.Мельниковой.
Слайды «Моя Родина Казахстан».
Повторение ранее изученного.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие музыкальные инструменты нам уже знакомы?
Задание на интерактивной доске «Узнай название музыкального инструмента». Дети подписывают ранее изученные музыкальные инструменты (рояль, арфа, кларнет, саксофон) на интерактивной доске.
Физминутка. Танцевальная разминка. Девочки выполняют движения казахского танца, а мальчики имитируют игру на домбре под музыку кюя «Сарыарка» Курмангазы.
Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите внимательно на доску! Там мы видим инструменты. Это казахские музыкальные инструменты. Давайте внимательно их рассмотрим, запомним, и послушаем их звучание.
Программа на интерактивной доске. «Казахские музыкальные инструменты».
Ребята знакомятся с 9-ю казахскими музыкальными инструментами: домбра, прима-кобыз, шыл-кобыз, жетыген, дауылпаз, муыз сырнай, саз сырнай, Учитель рассказывает о происхождении и устройстве этих инструментов. Ребята слушают звучание казахских народных инструментов.
Слушание музыки: Видео на интерактивной доске. Звучит кюй «Адай» Курмангазы в исполнении Оркестра казахских народных инструментов.
Закрепление нового материала.
Задание на интерактивной доске «Узнай казахский народный инструмент». Ребята выполняют задание.
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием! Вы сегодня очень хорошо поработали! Сегодня на уроке мы узнали какие есть музыкальные инструменты у нас в Казахстане. Ещё раз назовите их.
Дети называют.
Учитель: Играя на этих инструментах, исполняя произведения, казахский народ передавал различные чувства и горя, и радости, и счастья! Так пусть же у народа Казахстана будет только счастье, мир и процветание!
В заключении давайте исполним мажорную песню « Двадцать первый век».Ведь вы – дети 21 века! И будущее нашей страны в ваших руках! Так пусть будущее Казахстана будет прекрасным!
Исполнение песни «Двадцать первый век».