Просмотр содержимого документа
«Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»»
Камиль Сен-Санс
«Карнавал животных»
«Карнавал животных» Сен-Санса
«Карнавал животных» - комическая сюита всемирно известного композитора К. Сен-Санса, которая была написана для камерного ансамбля. Неповторимое музыкальное произведение, которое покорило весь мир, но было осуждено своим же автором! Сен-Санс лично поставил запрет на издательство "Карнавала животных", чтобы не "прославиться автором глупых музыкальных произведений". Но судьба приготовила для этого шедевра композитора вечное бессмертие.
Изначальной идеей этой композиции являлся подарок в виде музыкальной шутки, которую композитор подготовил для концерта Ш. Лебуке. Именно на этом концерте и прозвучало первое исполнение всемирно известной сюиты в марте 1886 года. Автор лично исполнял одну из партий для фортепиано. "Карнавал животных" мгновенно принес ему всемирную славу, не только как исполнителю, но и композитору. Произведение мгновенно вошло во многие концертные репертуары, его переложили на все возможные инструменты и многократно обрабатывали.
Партитура
Уже более ста лет "Карнавал животных" не перестаёт удивлять слушателей своей оригинальностью и неповторимостью!
Сюита состоит из четырнадцати фрагментов, каждый из которых имеет собственное название. Оно безусловно подсказывает кто из животных представлен в произведении и начинает этот карнавал царь зверей – Лев, который мастерски показан в пьесе «Львиный Марш». Далее, один за другим сменяют друг друга вереницы животных. Это и суетливые «Куры и петухи», стремительные «Антилопы» и «Кенгуру», медлительные «Черепахи». Есть и спокойные, завораживающие композиции «Аквариум» и «Лебедь», которые полюбились слушателям благодаря удивительной певучести и потрясающей по красоте музыки.
Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 года (время смерти композитора), проходили в частных домах и салонах.
Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов. «Лебедь» получил блистательную судьбу, он быстро выделился из «Карнавала животных» и зажил своей собственной жизнью. На эту музыку хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. В этом номере «Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты. Сен-Санс видел его и был удивлён трактовкой (ведь в пьесе композитора лебедь не умирает), но он не возражал против неё.
Анна Павлова
В завещании композитор запретил публикацию всех своих неизданных сочинений за исключением «Карнавала». После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар.
«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру: в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде стилизаций и даже точных цитат), высмеиваются человеческие пороки. Велико также значение звукоизобразитель-ности (имитируются голоса животных и течение воды).
В оригинале «Карнавал» инструментован для 11 исполнителей: флейта (в финале также флейта-пикколо), кларнет, стеклянная гармоника (партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте), ксилофон, два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас.
Флейта
Флейта - пикколо
Кларнет
Колокольчики
Челеста
Ксилофон
Фортепиано - два
Скрипка - две Альт
Виолончель
Контрабас
«Зоологическую фантазию» нередко играют в оркестровой версии, не меняя оригинальной инструментовки Сен-Санса (увеличивается лишь количество струнных инструментов). Существуют также многочисленные переложения отдельных её частей (чаще других, части «Лебедь») для различных инструментов.
Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей. В концертах и аудиозаписях для детской аудитории инструментальная музыка перемежается небольшими текстами-вставками просветительской направленности.
По форме «Карнавал животных» является сюитой из четырнадцати миниатюр.
Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла
Вступление и Королевский марш льва
Куры и петухи
Антилопы (быстрые животные)
Черепахи
Слон
Кенгуру
Аквариум
Персонажи с длинными ушами
Кукушка в глубине леса
10. Птичник
11.Пианисты
12.Ископаемые
13. Лебедь
14. Финал
Рано, рано мы встаём,
В зоопарк с утра идём:
Много у ворот людей –
Они пришли смотреть зверей!
Вот вошли мы в зоосад -
Клетки там стоят все в ряд,
У вольеров ходят люди,
На зверей они глядят.
А теперь о каждой пьесе расскажем подробно
№ 1 «Вступление и Королевский марш льва» состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные, словно с трудом раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся настоящие раскаты львиного рыка.
Исполнители: струнный квартет, фортепиано.
Устрашающе красив,
Он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост –
С кисточкою длинный хвост.
Лапы сильны и могучи,
Рык несётся выше тучи.
Ведь не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей
№ 2 «Куры и петухи» строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.
Исполнители: струнное трио, фортепиано.
Ах, какой же он горластый!
По утрам кричит всем «Здравствуй»!
На ногах его сапожки
На ушах висят серёжки
На головке гребешок .
Кто же это? - Петушок.
Ну, а Петины подружки
И хохлатки, и пеструшки –
Шумно крыльями махали,
Громко клювами стучали:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко Нам зерно клевать легко.
В № 3 предстают «Антилопы (быстрые животные)». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).
Исполнители: два фортепиано
Легко, грациозно и быстро
По скалам, как ветер, несутся
А после спокойно и тихо
В долине зелёной пасутся
Тонконоги и красивы
Осторожны, боязливы
Шерсть короткая, рогаты,
Как же их зовут ребята?
№ 4 «Черепахи» контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».
Исполнители: виолончель, фортепиано
Медленно они шагают,
Домик свой с собой таскают
Они могут и кусаться Но не надо их бояться
Это - мирные друзья Но трогать всё же их нельзя!
№ 5 «Слон» использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» —контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.
Исполнители: контрабас, фортепиано
Белеют бивни, словно снег,
Животного сильнее нет.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво,
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой.
Он весит очень много тонн
Друзья, конечно, это слон
В № 6 «Кенгуру» прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.
Исполнители: два фортепиано
О ком загадка эта?
Коричневого цвета,
На двух ногах не тужит,
Ей хвост опорой служит.
Скачками побежит от льва.
Еда – листочки и трава.
На животе в кармане
Прижались дети к маме
В тёплой сумке детвору
Носит только кенгуру.
№ 7 «Аквариум» рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.
Исполнители: два фортепиано, флейта, челеста,струнные.
Целый день снуют, толкутся
Эти крошки за стеклом:
То гурьбою соберуться,
То плыву в воде гуськом.
Водоросли, как аллеи,
Дно песчаное светло.
Вот одна, других резвее,
Бьётся боком о стекло.
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнута дугой.
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой
№ 8 «Персонаж с длинными ушами» почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.
Исполнители: струнный квартет
Ослик наш наверно самый
Средь сородичей упрямый
Встанет он столбом в пути -
Седоку пешком идти.
У него большие уши.
Он хозяину послушен.
И хотя он не велик,
Он везёт как грузовик
№ 9 «Кукушка в глубине леса» вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.
Исполнители: кларнет, два фортепиано.
На дереве высоком
Сижу я на суку,
И слышно издалёка
Моё «ку-ку, ку-ку»
Белые полоски на груди
Ты меня послушать приходи!
Всем одно и тоже я твержу
Время беззаботно провожу
В № 10 «Птичник» солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается со звонкими трелями двух фортепиано.
Исполнители: флейта, два фортепиано, струнный ансамбль
К дому птиц мы подошли,
Кого там только не нашли:
Тут и утки и цесарки,
Соловьи, скворцы, казарки.
Увидали мы фазана,
Птицу гордую – орлана,
Посмотрели мы павлина,
Эта птица - просто диво!
№ 11 «Пианисты» представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.
Исполнители: два фортепиано
Долго про зверей играли
И поэтому устали.
Сделаем мы здесь зарядку -
Сыграем гаммы по порядку!
№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини — кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.
Исполнители: все инструменты,
соло – ксилофон
№ 13 «Лебедь» единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.
Исполнители: виолончель, фортепиано.
Горделивый, белокрылый,
Он белее белых лилий.
Скользит бесшумно над водой.
Шея выгнута дугой.
Им любуются всегда
Все на берегу пруда
Майя Плисецкая
№ 14 развернутый «Финал» использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.
Исполнители: все инструменты.
Мы в зоопарке побывали
Там осла и льва видали.
Мы постояли у слона
Огромный он, вот это да!
Мы птичек разных увидали
У клетки с кенгуру стояли,
Много разных там зверей
Мы пробыли целый день
Завтра снова мы пойдем
Новых мы зверей найдём
Цикл «Карнавал животных» является прекрасным примером программной музыки. Программными называются все произведения, имеющие названия, эпиграфы или развернутую литературную программу. А если музыка что-то или кого-то изображает, она называется программно-изобразительной.
Дар изображать в музыке движения людей, животных, птиц дается далеко не каждому композитору. Камилю Сен-Сансу это удалось в полной мере. Используя звукоизобразительные возможности музыкальных инструментов, Сен-Санс рисует животных настолько точно, что в музыке «Карнавала» можно услышать рычание льва, кудахтанье кур, тяжелую поступь слона и прыжки кенгуру.