Проблема: ТЕМА УРОКА: Какими бывают музыкальные интонации?
ХОД УРОКА
СЛАЙД 1 (открытый урок)
Здравствуйте, ребята. Я начну наш с вами урок несколько необычно, со стихотворения Светланы Цыганковой. Послушайте:
(учитель читает без интонации, скудно и монотонно) Пришёл к нам в село музыкант старичок. В руках музыканта волшебный смычок. Ударил по струнам, сбежался народ Танцует, играет, смеётся, поёт. Шёл мимо богач, услыхал скрипача и вспыхнула зависть в душе богача. Продай свою скрипку, ты беден и стар, Я дам за неё тебе хлеба амбар. Я скрипку свою, не продам никому, Нужна эта скрипка не мне одному, Под звуки её веселится народ, Танцует, играет, смеётся, поёт.
- Что то, ребята, в этом стихотворении было не так. Скажите ,о чем оно рассказывает? Кто главные герои? (ответ). Значит текст понятен. Но что же было не так? (если дети теряются с ответом, подвести наводящими вопросами). Конечно же дело в моей интонации. Я прочла его монотонно, скучно, без интонации. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Интонация в человеческом голосе.»
Давайте приведем пример из жизни различных интонаций в голосе? (когда кто-то ругает –крик, жалеет –ласковый голос, спешит –темп в голосе меняется ,и тд). Что интонация передает в голосе? (настроение)
Вы наверное замечали как настроение влияет на выражение нашего лица, на мимику.
Посмотрите на слайд.
СЛАЙД МИМИКА
– Большое значение в разговорной речи, в изобразительном искусстве и в музыке играет тон. Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» А также похвальные слова, например: «Меня тронул твой тон», «ты нашла верный тон». Действительно, тон, каким вы что-то сказали, нередко бывает важнее самих слов. Что же такое тон,,,? Это окраска. Художник играет тонами, рисуя картины, мы в обыденной жизни меняем наш тон в зависимости от ситуации. А вот в музыке существуют высокие и низкие тона. Они тоже определенным образом украшают музыкальное произведение.
СЛАЙД кувшин
Посмотрите, из старинного волшебного кувшинчика появилась ИНТОНАЦИЯ…Но за ней многоточие. Значит мы не все узнали об этом слове. Наша цель достать из кувшина все, что там спрятано по этому вопросу. А так как наш урок музыкальный, то и искать мы будем ответы в музыке.
Итак, начнем.
Давайте вспомним, кто пишет музыку? (композитор). Композитор – это человек, такой же , как мы с вами, с его чувствами, переживаниями, настроением. А еще композитор – это художник, который рисует образы, но только не с помощью кисти, а с помощью музыки. Попробуем рассмотреть некоторые музыкальные образы.
СЛАЙД КАБАЛЕВСКИЙ
Дмитрий Кабалевский русский композитор советского периода написал много замечательной музыки для детей, среди них пьески-миниатюры, которые изображают трех совершенно разных девочек. Произведение так и называется «Три подружки».
Прослушивание.
Давайте охарактеризуем эти образы.(дети дают характиристики образам)
Как композитор изобразил плаксу? Какая мелодия по настроению? Какой инструмент изобразил плаксу?
Как изображена резвушка? Какая мелодия по настроению? Какой инструмент изображает ее?
Какая музыка у злюки? Мелодичная ли музыка?
А теперь посмотрите, как изображены наши подружки в мультипликации. Мультфильм помогает нам увидеть то, что изображала музыка без картинки.
СЛАЙД ВИДЕО
Задание №1:У вас на столе лежат листочки с кружком. Давайте попробуем изобразить наших подружек. Вам нужно превратить кружочек в личико.
Прослушав произведения Кабалевского можно прийти к 1 выводу, что музыка может изобразить образ человека через его настроение.
СЛАЙД БЕТХОВЕН
Венский классик Л.в.Бетховен написал произведение «Весело-Грусто» (прослушивание, характеристика). Ответьте на вопрос: «Что изобразил Бетховен в этом произведении?».
Делаем Вывод: музыка может изобразить эмоции и настроение человека.
СЛАЙД БАРТО
– В литературе существует своеобразный приём произнесения– скороговорки, чаще всего они носят шуточный характер. «Болтает», «тараторит», «трещит», – так говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку. – Послушайте отрывок стихотворение А.Л. Барто «Болтунья» и подумайте, почему оно так называется? – Лида болтает без умолку, ей везде хочется успеть, она постоянно торопится…
А сможет ли композитор передать болтливость человека? Сможет. Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Ярким примером этому может послужить
песня С.С. Прокофьева «Болтунья». Скажите, как удалось композитору передать характер Лиды? Чтобы передать её болтливость, композитор использовал быстрый темп, Особенностью этой песни является чередование скороговорки с размеренно – убедительными фразами. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер.
Вывод: Лида всячески старается показаться рассудительной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.
Вывод: темп влияет на интонацию
– Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение обычно вырастают из одного, двух или нескольких интонацией.
Мы с вами разобрались в том, что интонации зависят от настроения и в музыке и в речи.
Давайте разделим интонации на две половины и заполним таблицу.
(задание на листочках)
Интонации радости или печали мы встречаем и на уроках пения, когда исполняем песни. Сейчас мы это проверим. (дети поют 2 разнохарактерные песни) (оценить пение хором).
Итог: Подводя итог нашего урока, давайте вернемся к кувшинчику и уберем многоточие. Что мы нового узнали об интонации. (что она присутствует не в человеческой речи, но и в музыке, что может передавать настроения и чувства людей.
А теперь подумайте, как может звучать наша тема урока?
– Интонация – основа музыки, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной людям и без слов.
Рефлексия: Ребята, чтобы я поняла какое у вас осталось настроение в конце урока, выберите и поднимите один из образов девочек, с которыми мы сегодня познакомились ?