Искусства
различны
тема едина
Проверка домашнее здание
- В тетрадь запиши стихотворение о музыке.
- Какие чувства оно вызывает в тебе?
«Маленький принц»
Прочитайте эпиграф:
- «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». (Н.А. Римский - Корсаков)
Как вы его понимаете?
- Тема нашего урока сегодня: искусства различны, тема едина.
- Мы будем учиться искать взаимосвязь между музыкой, литературой и изобразительным искусством.
Я вам прочитаю несколько абзацев из учебника.
ХРАМЫ ИСКУССТВА
- Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями. Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными. Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами — и в конце концов постигают лишь одно-единственное искусство.
- А сейчас мы увидим несколько изображений - храмов.
- О каких искусствах они говорят?
- К каким видам искусства относятся данные храмы?
Государственная Третьяковская галерея
Храм живописи, где живут замечательные
шедевры известных художников
Большой театр
Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки.
Большой зал Московской консерватории
В консерватории учатся будущие
композиторы и музыканты.
Как вы думаете, у слов КОНСЕРВАТОРИЯ и КОНСЕРВЫ есть что – то общее?
У слов консерватория и консервы одинаковый корень итальянского глагола «conservare» – что означает беречь, сохранять.
Что такое консервы?
А что же сохраняет консерватория?
- В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.
- Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.
- Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуются некоторые наши качества.
Какие качества нужны для обучения в консерватории?
- чуткость и внимание, воображение и наблюдательность
- Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.
Начнём с музыки и прослушивания музыкального произведения П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»: Октябрь. «Осенняя песнь». Эпиграфом к «Осенней песне» являются строчки из стихотворения Алексея Толстого: Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят..."
- Какое настроение создаёт эпиграф (стихи Толстого)? …(ответы)
- Почему композитор выбрал эти строки?
- О чём хотел рассказать Чайковский своей музыкой?
- Какие искусства взаимодействуют в этом примере?
П.И.Чайковский
«Осенняя песнь»
Роберта Шумана «Первая утрата» из фортепианного цикла «Альбом юношества»
Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания.
- Сколько настроений?
- О чём расскажет произведение?
- Сравните «Первую утрату» с «Осенней песней».
- (3 части, 1 и 3 спокойные, 2 часть – взволнованная, жалобна, безысходность.)
- (Настроение – похоже с Осенней песней.)
А сейчас рассмотрим на картины.
И.Левитан «Осенний день»
И. Бродский «Опавшие листья»
- Что видите на картине №1?
- Что изображено на №2?
- Что общего вы видите на этих двух картинах?
- Что общего между всеми этими произведениями: музыкальными, изобразительными и литературным (эпиграфом)?
- Как можно ещё сказать, что все эти произведения объединяет?
- Их объединяет общая тема – осень. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.
- Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.
Какую песню мы знаем, которая вписывается в наш урок?
Город этот выдумал один художник, Люди там не знали, что такое дождик, Просто не слыхали что такое дождик, Вот такие люди жили в городе том. Город этот выдумал один художник, Люди там не знали, что такое дождик, Лишь чудак какой-то в белый плащ одетый, Продавал там зонтики зимой и летом.
Припев: Господа-пода, купите зонтик, Белый зонтик, желтый зонтик, Синий зонтик, красный зонтик, Может пригодится вам.
Домики там были все из пластилина, Из пустых коробочек автомобили. И не опасаясь никакой ангины, Маленькие люди жили в городе том. Маленькие были у людей заботы — Шли они в театр и в кино с работы, Вечером в подъезде целовался кто-то. Все шутили и смеялись в городе том.
Припев: Господа-пода, купите зонтик, Белый зонтик, желтый зонтик, Синий зонтик, красный зонтик, Может пригодится вам.
Маленькое небо как-то раз промокло, В маленьких домишках задрожали стекла, И огромный дождик застучал по окнам, Все схватили насморк сразу в городе том. Вспомнили тут люди о торговце странном, Бросились искать его по всем базарам, Hо исчез торговец со своим товаром, Только эта песенка осталась о нем.
Припев: Господа-пода, купите зонтик, Белый зонтик, желтый зонтик, Синий зонтик, красный зонтик, Может пригодится вам.
Итог урока:
- Что такое тема произведения?
- Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства?
- Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок?
- Как ты думаешь, в чем он выражается?
Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Осень»