урок музыки в 5 классе
Тема года: Музыка и другие виды искусства.
Тема урока: Искусства различны – тема едина.
Цели урока: Развивать эстетические вкусы учащихся; приобщать их к «Золотому фонду» русского искусства; прививать любовь и интерес к музыке; показать, что существует связь между музыкой и другими видами искусства через знакомство с образцами русской музыки, литературы, живописи; научить слушать и слышать музыку.
Оборудование урока:
1.Муз.проигрыватель
2.Мультимедиапроектор
3.Экран.
4. Обучающая и развивающая программа
«Музыка и живопись для детей» Alisa Group
5. Мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005
6. «Богатырская симфония» А.П.Бородина (фрагмент записи)
Оформление урока:
1.Таблички «Музыка», «Литература», «Живопись», «Архитектура» (на доске).
2.Портреты А.П.Бородина и М.П.Мусоргского (на доске).
3.План анализа музыкального произведения (на каждой парте).
4.Таблица эмоциональных состояний (на каждой парте).
5.Кроссворд «Симфонический оркестр» (на каждой парте).
План урока:
1.Сообщение о цели и задаче урока.
2.Слушание музыки.
3.Закрепление пройденного материала.
4.Домашнее задание.
5.Новый материал.
6. Закрепление.
7. Итоги урока.
Ход урока:
1.Сообщение о цели и задаче урока:
- На сегодняшнем уроке мы вместе постараемся ответить на вопрос: «Существует ли связь между музыкой и другими видами искусства?». Для начала вспомним, какие виды искусства нам знакомы.
(Дети перечисляют: музыка, литература, живопись, театр, архитектура, кино…)
2.Слушание музыки:
- Разрешите вам представить, образец музыкального искусства.
(Прикрепить на доску табличку «Музыка».)
- Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение замечательного русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
(Обратить внимание учащихся на портрет композитора на доске.)
- А.П.Бородин родился в Петербурге в 1833 году. С детства полюбил музыку и к 13 годам играл на фортепиано, флейте, виолончели, знал наизусть все симфонии Бетховена и Гайдна. К сочинению музыки Бородин относился с большой серьёзностью и требовательностью. Долго и тщательно он работал над своими произведениями. В частности симфонию, фрагмент которой мы сейчас прослушаем, он писал в течении двух лет. А назвал он эту симфонию «Богатырская».
(Звучит фрагмент «Богатырской симфонии» А.П.Бородина)
- Что мы можем сказать о симфонии? Давайте охарактеризуем его при помощи «Таблицы эмоциональных состояний» (см. приложение). Как звучало это произведение?
(Ответы детей)
- Вместе проанализируем «Богатырскую симфонию». Для этого воспользуемся планом анализа музыкального произведения (см. приложение). В каком темпе звучит симфония? В каком музыкальном ладу? Определим тип музыки. А какова динамика произведения?
(Работа в тетрадях)
3.Закрепление пройденного материала:
- А кто исполняет «Богатырскую симфонию»? (симфонический оркестр)
- Я думаю, что вы уже многое знаете о симфоническом оркестре и сможете что-нибудь о нём рассказать.
(В процессе беседы выяснить значение слова «симфонический», состав оркестра, какие произведения были уже прослушаны в исполнении симфонического оркестра.)
- Давайте попробуем разгадать кроссворд (см. приложение). Снизу написаны названия музыкальных инструментов. Нужно их вписать соответственно ключевому слову «Симфонический». А пока вы работаете, прослушаем «Богатырскую симфонию» ещё раз.
(Самостоятельная работа учащихся.)
- А теперь вместе проверим, что у вас получилось, и попробуем изобразить, как музыканты играют на этих инструментах.
(Физкультминутка).
4. Домашнее задание:
- Наш кроссворд оказался неполным. Где-то потерялось слово «оркестр». Давайте, исправим положение и, к следующему уроку вы подготовите подобный кроссворд в тетрадях с ключевым словом «оркестр».
5.Новый материал:
- А теперь вернёмся к симфонии Бородина. Как вы думаете, почему композитор назвал её «Богатырской»?
(Выслушать ответы детей.)
- Основная тема этого произведения «Богатыри». Богатырская тема встречается не только в музыке, но и в литературе.
(Прикрепить на доску табличку «Литература».)
- Ребята, а как называется жанр в литературе, где воспевается мужество, храбрость богатырей? (Былины) Я предлагаю вам прослушать фрагмент из Былины.
(Звучит фрагмент из мультимедиа-энциклопедии Кирилла и Мефодия 2005.)
-О ком эта былина, о каком богатыре, как его имя? (Илья Муромец.)
- А на какой картине мы с вами видели Илью Муромца? Как имя художника написавшего её? («Богатыри» В.Васнецов.) Тема Богатырей звучит не только в музыке и литературе. Богатырей мы можем увидеть на полотнах замечательных художников.
(Прикрепить на доску табличку «Живопись».)
- Давайте отправимся ненадолго в мультимедийный музей, где сможем посмотреть ряд образцов живописи, где изображены Богатыри.
(Фрагмент из мультимедиа-энциклопедии Кирилла и Мефодия 2005.)
6.Закрепление пройденного материала:
-Ребята, а какое произведение мы слушали совсем недавно, в котором тоже звучит Богатырская тема? Подскажу, что это произведение из сюиты «Картинки с выставки» русского композитора…(Мусоргского!)
(Обратить внимание на портрет композитора.)
-А кто может нам напомнить, почему композитор назвал сюиту «Картинки с выставки»? (Потому, что она была написана под впечатлением от выставки картин друга композитора, художника и архитектора Гартмана.) Значит, существует связь между музыкой и архитектурой.
(Прикрепить на доску табличку «Архитектура».)
- Я с удовольствием приглашаю вас посмотреть небольшой сюжет о «Картинках с выставки» Мусоргского, где мы сможем угадать по звучанию музыкальные фрагменты из сюиты.
(Обучающая и развивающая программа «музыка и живопись для детей».)
7.Итоги урока:
-Сегодня на уроке мы познакомились с образцами различных видов искусств. Напомните мне их. (Ответы детей.)
- Что общего между ними? (Ответы детей.)
- Значит, у различных видов искусства может быть единой ТЕМА.
Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Таблица эмоциональных состояний
радостно торжественно нежно энергично
празднично величественно ласково мужественно
бодро ликующе радушно решительно
игриво восторженно благородно смело
задорно воинственно застенчиво гордо
напористо сурово поэтично могущественно
безмятежно яростно мечтательно сердито
добродушно стремительно заворожено тоскливо
таинственно зловеще изящно тревожно
2. План анализа музыкального произведения
1.Название музыкального произведения.
2.Имя композитора.
3.Исполнитель.
4.Тип музыкального произведения (песенный, танцевальный, маршевый).
5.Лад музыкального произведения (мажор, минор, переменный).
6.Темп исполнения (быстро, медленно, умеренно).
7.Динамик звучания (громко, тихо, переменно).
8.Характер музыкального произведения
(пользуясь таблицей эмоциональных состояний).
Музыкальный кроссворд
Впишите по горизонтали названия музыкальных инструментов,
входящих в состав симфонического оркестра. Используйте данные ниже слова.
КОНТРАБАС АРФА ТАРЕЛКИ ФЛЕЙТА СКРИПКА
КЛАРНЕТ ЛИТАВРЫ КОЛОКОЛЬЧИКИ
КСИЛОФОН ВИОЛОНЧЕЛЬ ГОБОЙ ТРОМБОН ЧЕЛЕСТА