Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 6 классе "Ритмический рисунок" отвечает возрастным особенностям обучающихся и дает расширенное представление об интеграции видов искусства и взаимосвязи средств художественной выразительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учить детей наблюдать за красотой природы и ее отражением в искусстве;
Учить соблюдать в изображении ритмическое чередование;
Учить достигать соотнесение содержания музыкального произведения с духовным мироощущением учащихся.
Воспитательный аспект:
Воспитывать эстетические чувства у учащихся;
Формировать учебную деятельность через развитие интереса и решение познавательных задач;
Воспитывать правила организации и аккуратности при выполнении творческой работы.
Развивающий аспект:
Развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании;
Развивать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью изобразительного искусства и музыки.
Аудиочтение стихотворения Б.Л.Пастернака в исполнении С.Феклистова «Снег идет»;
Г.В.Свиридов, кантата «Снег идет», I часть;
С.Я.Никитин, песня-романс «Снег идет»;
П.И.Чайковский, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
О.Разумовская, песня «Снег» (для исполнения)
Материалы:
бумага белая, раскрашенная в темный цвет, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тетрадь по музыке.
Структура урока:
Организационный момент: приветствие
Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.
Основной этап урока:
Ритмический рисунок в произведениях литературы и музыки: прослушивание стихотворения, музыкальных фрагментов.
Практическая часть урока: коллективное изображение ритмического рисунка балетного фрагмента, создание образа.
Вокально-певческая и ритмопластическая работа.
Обобщение урока: проверка выполнения задания.
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент: Рассаживание учеников на группы, подготовка к уроку. Приветствие «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте, учитель!»; обращение к гостям с просьбой помочь их поприветствовать: «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте, учителя!»
Постановка познавательной задачи:
Учитель: Приветствую вас на уроке музыки и изобразительного искусства. А что же объединяет музыку и изобразительное искусство? (ответы учеников - виды искусства) Зачем человеку нужно искусство? (выражать видение мира, эмоции, чувства) Как различные виды искусства выражают видение мира, эмоции, чувства? (с помощью художественного образа) С помощью чего создается художественный образ? (с помощью средств выразительности различных видов искусств)
В начале этого учебного года мы уже обсуждали на уроках музыки и изобразительного искусства, что некоторые средства выразительности перекликаются в различных видах искусства, и не только в музыке и изобразительном искусстве, а например, еще и в литературе и других видах искусства. Давайте подумаем и назовем одно из важнейших средств выразительности, которое используется в различных видах искусства? (ритм)
Ритм, а еще на уроках музыки мы оперируем таким понятием как ритмический…(рисунок)
Запись на доске темы урока: Ритмический рисунок.
Что такое ритм? (чередование и соотношение каких-либо элементов – запись в тетради, табличка на доске) Где еще, кроме искусства, мы можем столкнуться с проявлениями ритмической соразмерности? (в природе) Внимание на экран!
Презентация «Ритм в природе», музыкальный фон (лирического характера)
Учитель: А что может быть ритмичным в организме человека? (стук сердца, пульс, дыхание) Так же и в искусстве, ритм выполняет функцию дыхания произведения, его ритмическую пульсацию. Конечно, это в большей степени относится к временным видам искусства, и это (музыка и литература)
(с л а й д №1)
Давайте обратимся к одному из самых ритмичных видов искусства, поэзии, на примере известного стихотворения, «Снег идет», написал его Б.Л.Пастернак (табличка на доске – запись в тетради). Мы с вами услышим его в исполнении известного современного артиста, актера, А.Феклистова.
(с л а й д №2)
Слушание стихотворения Б.Л.Пастернака «Снег идет»
Учитель: Какой образ создается в этом произведении? (спокойный, размеренный, и т.д.) Мы с вами уже знаем, что при соединении двух видов искусства художественный образ усиливается и взаимообогащается. Давайте послушаем, что получится, если соединить поэзию и музыку, на примере вступительной части кантаты Г.В.Свиридова «Снег идет» (табличка на доске – запись в тетради)
(с л а й д №3)
Слушание вступительной части кантаты Г.В.Свиридова
на произведение Б.Л.Пастернака «Снег идет»
Учитель: Что происходит с образом произведения, какой он? Чем отличается от образа стихотворения? (становится еще более монотонным, усыпляющим) Давайте попробуем нарисовать в тетради (в строку) ритмический рисунок этого произведения, используя следующие знаки: короткая черта (-) – короткий звук, длинная черта(---) – длинный звук. Следует учитывать также звуковысотное положение.
Слушание вступительной части кантаты Г.В.Свиридова
на произведение Б.Л.Пастернака «Снег идет»
(несколько тактов),рисование в тетради.
Учитель: Сравниваем то, что получилось у вас и у меня. Похоже? (на доску вывешивается ритмический рисунок, нарисованный учителем) Если подключить фантазию, что напоминает наш ритмический рисунок? (следы на снегу)
Вы знаете, что часто одно и то же стихотворение берут за основу своих произведений разные композиторы. Сейчас мы услышим другой вариант стихотворения Б.Л.Пастернака «Снег идет», но уже в авторстве и исполнении нашего современника, С.Я.Никитина (табличка на доске – запись в тетради). Ну, а пока вы слушаете песню-романс, вы выполняете такое же задание, т.е. создаете ритмический рисунок этого произведения.
(с л а й д №4)
Слушание песни-романса С.Я.Никитина на произведение
Б.Л.Пастернака «Снег идет», рисование в тетради.
Учитель: Отличается песня-романс С.Я.Никитина от кантаты Г.В.Свиридова по образу? Чем? Кто желает выполнить схему своего ритмического рисунка у доски? (вызывается желающий, рисует схему – обсуждение)
(с л а й д №5)
Учитель: Мы с вами погрузились в зимнюю, снежную атмосферу сегодня на уроке. А кто мне назовет самое зимнее и волшебное, сказочное, новогоднее произведение? («Щелкунчик») Кто является автором сказки? (Гофман Э.Т.А.)
(с л а й д №6)
А кто является автором знаменитого балета? (П.И.Чайковский)
(с л а й д №7)
А я предлагаю подключить к нашей беседе еще один вид искусства, безусловно ритмичный, - танец. Мы переносимся в театральный зал, для того, чтобы увидеть один из самых чарующих и снежных отрывков балета «Щелкунчик» - «Вальс снежных хлопьев» . (оформление на доске – запись в тетради)
Учитель: Какой музыкальный образ у этого фрагмента? (нежный, легкий, кружащийся и т.д.) Теперь, когда мы определили музыкальный образ, я предлагаю вам коллективно (в группах) создать рисунок, соответствующий этому образу. Для этого у вас на столах лежит лист бумаги, раскрашенный гуашью в темный цвет, а также есть кисточки, стаканы с водой, баночки с белой гуашью. Вы должны сами решить и договориться, каким будет ваш рисунок – упорядоченным или хаотичным, прозрачным или совсем снежным. На эту работу я даю вам 10 минут,а для создания соответственного настроения вновь звучит музыка П.И.Чайковского.
Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось (выставка работ, обсуждение)
(с л а й д №8)
Подведем итоги, что же интересного вы для себя открыли сегодня на уроке? Для чего нужен ритм и ритмический рисунок? (обсуждение вопросов)
А сейчас все, кто не согласен с мнением (назвать отвечающих учеников), те сложат руки на груди (показать), те, кто абсолютно их поддерживают, ставят им пятерки (показать раскрытые ладошки), а те, кто вообще ничего из урока не понял, подпирают рукой щеку (показать, дать сигнал к выполнению задания)
Учитель: И, в поддержание снежной темы, и для того, чтобы порадовать гостей, мы дружно исполняем уже знакомую нам песню Александры Арсентьевой.
Исполнение песни А.Арсентьевой «Снег»
Учитель: Я всех вас благодарю за работу на уроке, думаю, что наши гости согласятся, что все ребята заслужили самые положительные оценки, а домашнее задание будет таким: в тетради изобразить ритмический рисунок песни «Снег». Спасибо за внимание!