kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 6 классе "Ритмический рисунок" отвечает возрастным особенностям обучающихся и дает расширенное представление об интеграции видов искусства и взаимосвязи средств художественной выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства.

Подготовила и провела: учитель музыки и изобразительного искусства Диониз Ю.С.

Тема урока: “Ритмический рисунок”.

Вид: урок формирования умений и навыков.

Тип: интегрированный урок-творчество

(ведущая дисциплина – музыка, вспомогательное – изобразительное искусство)

Цели урока:

Обучающий аспект урока:

  1. Учить детей наблюдать за красотой природы и ее отражением в искусстве;

  2. Учить соблюдать в изображении ритмическое чередование;

  3. Учить достигать соотнесение содержания музыкального произведения с духовным мироощущением учащихся.

Воспитательный аспект:

  1. Воспитывать эстетические чувства у учащихся;

  2. Формировать учебную деятельность через развитие интереса и решение познавательных задач;

  3. Воспитывать правила организации и аккуратности при выполнении творческой работы.

Развивающий аспект:

  1. Развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании;

  2. Развивать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью изобразительного искусства и музыки.

Оборудование и материалы:

Зрительный ряд:

  • Презентация «Образы природы»;

  • Портреты(презентация): Б.Л.Пастернак, Г.В.Свиридов, С.Я.Никитин, Э.Т.А.Гофман, П.И.Чайковский;

  • Видеофрагмент балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев»

Музыкальный ряд:

  • Аудиочтение стихотворения Б.Л.Пастернака в исполнении С.Феклистова «Снег идет»;

  • Г.В.Свиридов, кантата «Снег идет», I часть;

  • С.Я.Никитин, песня-романс «Снег идет»;

  • П.И.Чайковский, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;

  • О.Разумовская, песня «Снег» (для исполнения)

Материалы:

бумага белая, раскрашенная в темный цвет, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тетрадь по музыке.

Структура урока:

  1. Организационный момент: приветствие

  2. Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.

  3. Основной этап урока:

  • Ритмический рисунок в произведениях литературы и музыки: прослушивание стихотворения, музыкальных фрагментов.

  • Практическая часть урока: коллективное изображение ритмического рисунка балетного фрагмента, создание образа.

  • Вокально-певческая и ритмопластическая работа.

  1. Обобщение урока: проверка выполнения задания.

  2. Рефлексия

  3. Домашнее задание





Ход урока

Организационный момент: Рассаживание учеников на группы, подготовка к уроку. Приветствие «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте, учитель!»; обращение к гостям с просьбой помочь их поприветствовать: «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте, учителя!»

Постановка познавательной задачи:

Учитель: Приветствую вас на уроке музыки и изобразительного искусства. А что же объединяет музыку и изобразительное искусство? (ответы учеников - виды искусства) Зачем человеку нужно искусство? (выражать видение мира, эмоции, чувства) Как различные виды искусства выражают видение мира, эмоции, чувства? (с помощью художественного образа) С помощью чего создается художественный образ? (с помощью средств выразительности различных видов искусств)

В начале этого учебного года мы уже обсуждали на уроках музыки и изобразительного искусства, что некоторые средства выразительности перекликаются в различных видах искусства, и не только в музыке и изобразительном искусстве, а например, еще и в литературе и других видах искусства. Давайте подумаем и назовем одно из важнейших средств выразительности, которое используется в различных видах искусства? (ритм)

Ритм, а еще на уроках музыки мы оперируем таким понятием как ритмический…(рисунок)

Запись на доске темы урока: Ритмический рисунок.

Что такое ритм? (чередование и соотношение каких-либо элементов – запись в тетради, табличка на доске) Где еще, кроме искусства, мы можем столкнуться с проявлениями ритмической соразмерности? (в природе) Внимание на экран!

Презентация «Ритм в природе», музыкальный фон (лирического характера)

Учитель: А что может быть ритмичным в организме человека? (стук сердца, пульс, дыхание) Так же и в искусстве, ритм выполняет функцию дыхания произведения, его ритмическую пульсацию. Конечно, это в большей степени относится к временным видам искусства, и это (музыка и литература)

(с л а й д №1)

Давайте обратимся к одному из самых ритмичных видов искусства, поэзии, на примере известного стихотворения, «Снег идет», написал его Б.Л.Пастернак (табличка на доске – запись в тетради). Мы с вами услышим его в исполнении известного современного артиста, актера, А.Феклистова.

(с л а й д №2)

Слушание стихотворения Б.Л.Пастернака «Снег идет»

Учитель: Какой образ создается в этом произведении? (спокойный, размеренный, и т.д.) Мы с вами уже знаем, что при соединении двух видов искусства художественный образ усиливается и взаимообогащается. Давайте послушаем, что получится, если соединить поэзию и музыку, на примере вступительной части кантаты Г.В.Свиридова «Снег идет» (табличка на доске – запись в тетради)

(с л а й д №3)

Слушание вступительной части кантаты Г.В.Свиридова

на произведение Б.Л.Пастернака «Снег идет»

Учитель: Что происходит с образом произведения, какой он? Чем отличается от образа стихотворения? (становится еще более монотонным, усыпляющим) Давайте попробуем нарисовать в тетради (в строку) ритмический рисунок этого произведения, используя следующие знаки: короткая черта (-) – короткий звук, длинная черта(---) – длинный звук. Следует учитывать также звуковысотное положение.

Слушание вступительной части кантаты Г.В.Свиридова

на произведение Б.Л.Пастернака «Снег идет»

(несколько тактов),рисование в тетради.

Учитель: Сравниваем то, что получилось у вас и у меня. Похоже? (на доску вывешивается ритмический рисунок, нарисованный учителем) Если подключить фантазию, что напоминает наш ритмический рисунок? (следы на снегу)

Вы знаете, что часто одно и то же стихотворение берут за основу своих произведений разные композиторы. Сейчас мы услышим другой вариант стихотворения Б.Л.Пастернака «Снег идет», но уже в авторстве и исполнении нашего современника, С.Я.Никитина (табличка на доске – запись в тетради). Ну, а пока вы слушаете песню-романс, вы выполняете такое же задание, т.е. создаете ритмический рисунок этого произведения.

(с л а й д №4)


Слушание песни-романса С.Я.Никитина на произведение

Б.Л.Пастернака «Снег идет», рисование в тетради.

Учитель: Отличается песня-романс С.Я.Никитина от кантаты Г.В.Свиридова по образу? Чем? Кто желает выполнить схему своего ритмического рисунка у доски? (вызывается желающий, рисует схему – обсуждение)

(с л а й д №5)

Учитель: Мы с вами погрузились в зимнюю, снежную атмосферу сегодня на уроке. А кто мне назовет самое зимнее и волшебное, сказочное, новогоднее произведение? («Щелкунчик») Кто является автором сказки? (Гофман Э.Т.А.)

(с л а й д №6)

А кто является автором знаменитого балета? (П.И.Чайковский)

(с л а й д №7)

А я предлагаю подключить к нашей беседе еще один вид искусства, безусловно ритмичный, - танец. Мы переносимся в театральный зал, для того, чтобы увидеть один из самых чарующих и снежных отрывков балета «Щелкунчик» - «Вальс снежных хлопьев» . (оформление на доске – запись в тетради)

Показ видеофрагмента балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

«Вальс снежных хлопьев»


Учитель: Какой музыкальный образ у этого фрагмента? (нежный, легкий, кружащийся и т.д.) Теперь, когда мы определили музыкальный образ, я предлагаю вам коллективно (в группах) создать рисунок, соответствующий этому образу. Для этого у вас на столах лежит лист бумаги, раскрашенный гуашью в темный цвет, а также есть кисточки, стаканы с водой, баночки с белой гуашью. Вы должны сами решить и договориться, каким будет ваш рисунок – упорядоченным или хаотичным, прозрачным или совсем снежным. На эту работу я даю вам 10 минут,а для создания соответственного настроения вновь звучит музыка П.И.Чайковского.

(с л а й д №8)

Слушание отрывка балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

«Вальс снежных хлопьев», выполнение работы

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось (выставка работ, обсуждение)

(с л а й д №8)

Подведем итоги, что же интересного вы для себя открыли сегодня на уроке? Для чего нужен ритм и ритмический рисунок? (обсуждение вопросов)

А сейчас все, кто не согласен с мнением (назвать отвечающих учеников), те сложат руки на груди (показать), те, кто абсолютно их поддерживают, ставят им пятерки (показать раскрытые ладошки), а те, кто вообще ничего из урока не понял, подпирают рукой щеку (показать, дать сигнал к выполнению задания)

Учитель: И, в поддержание снежной темы, и для того, чтобы порадовать гостей, мы дружно исполняем уже знакомую нам песню Александры Арсентьевой.

Исполнение песни А.Арсентьевой «Снег»

Учитель: Я всех вас благодарю за работу на уроке, думаю, что наши гости согласятся, что все ребята заслужили самые положительные оценки, а домашнее задание будет таким: в тетради изобразить ритмический рисунок песни «Снег». Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок

Автор: Диониз Юлия Сергеевна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ  ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ  ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  УРОКОВ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiie-poznavatiel-nogo-intieriesa-uchashchikhsia-siel-skoi-shkoly-chieriez-proviedieniie-intiegrirovannykh-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "239519"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444813795"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методические рекомендации по проведению интегрированных уроков"
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskiieriekomiendatsiipoproviedieniiuintieghrirovannykhurokov"
    ["file_id"] => string(6) "336930"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467650042"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интегрированные уроки как средство формирования уважительного отношения к природе у школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyie_uroki_kak_sriedstvo_formirovaniia_uvazhitiel_nogho_otnoshie_1"
    ["file_id"] => string(6) "392454"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487232009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства