kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Урок по теме "Что за прелесть эти сказки." "Три чуда" по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 4 классе. В разделе "День, полный событий" это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвязи с музыкой русских композиторов, созвучной лирическим стихотворениям и сказкам А.С.Пушкина.

     По типу урок – интегрированный (музыка, литературное чтение и изобразительное искусство). При этом учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе, которая предполагает формирование у учащихся способности воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, представления о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства, знания выразительных средств музыки и понимания изобразительности в музыке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе. »

КОУ ХМАО-Югры Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья












Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе


Тема: «Что за прелесть эти сказки…» Три чуда














Учитель: Гарафутдинова Т.В.









Сургут

Цель урока: закрепление знаний детей о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» средствами литературы, музыки, изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

личностные:

  • сформированность у обучающихся эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

метапредметные:

  • владение навыками смыслового чтения поэтических текстов;

  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

предметные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • сформированность:

- первоначальных этических представлений;

- первоначальных представлений о роли изобразительного искусства и музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- эстетического отношения к миру;

- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • владение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • наличие художественного вкуса и интереса к искусству;

  • умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Подготовительная работа:

  • чтение «Сказки о царе Салтане»;

  • просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»;

  • выучивание наизусть отрывков описания 3х чудес;

  • слушание музыки:

- Римский-Корсаков. Симфонический антракт «3 чуда» (опера «Сказка о царе Салтане», 2-я картина, 4-е действие);

  • разучивание русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Используемый художественный материал:

  • отрывки их произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

  • иллюстративный материал:

- федоскинская миниатюра «Белочка»;

- палехская роспись «33богатыря»;

- М. Врубель «Царевна-лебедь»;

  • видеоматериалы:

- 1-е чудо «Белочка» – Н.А. Римский-Корсаков, симфонический антракт «3 чуда» (опера «Сказка о царе Салтане», 2-я картина, 4-е действие);

- 2-е чудо «33 богатыря» – Н.А. Римский-Корсаков, симфонический антракт «3 чуда» (опера «Сказка о царе Салтане», 2-я картина, 4-е действие);

- 3-е чудо «Царевна-лебедь» – Н.А. Римский-Корсаков, симфонический

антракт «3 чуда» (опера «Сказка о царе Салтане», 2-я картина, 4-е действие).

Ход урока

(Звучит песня «В мире много сказок», дети входят в зал, рассаживаются)

I .Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают). Садитесь. Сегодня к нам на урок пришли педагоги школы посмотреть, как вы занимаетесь. Давайте, посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и передадим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее. Я желаю вам, чтобы вы получили сегодня не только хорошие оценки, но и ушли с урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретёнными знаниями.


II. Актуализация знаний

Учитель: А ещё, мы узнаем, что находится в этой волшебной шкатулке, ведь сегодня урок у нас необычный, у нас встреча со сказкой. А вы любите сказки? Посмотрите, чьи портреты мы видим на доске? (Ответы детей). А что общего между ними? Правильно, они оба любили сказки. Ведь недаром А.С. Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом-сказочником. Давайте вспомним, какие сказки написал А.С. Пушкин? (Ответы детей: «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»). А в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А. Римский - Корсаков. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Это оперы «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане, «Кощей Бессмертный». Николай Андреевич написал на сюжеты Пушкина две оперы: это «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». А что такое «Опера?» (Ответ детей). Опера «Сказка о царе Салтане» была написана композитором в 1899 году к 100-летию Пушкина. Сегодня мы с вами вспомним наиболее яркие сцены из этой сказки и проиллюстрируем их чтением отрывков, рисунками художников и музыкой оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова, а также узнаем, можно ли раскрасить сказку, а если можно, то кто и как это делает.


III. Основная часть

Учитель: На уроке чтения вы уже знакомились со «Сказкой о царе Салтане», а также смотрели одноимённый мультфильм. И конечно, при чтении и просмотре сказки всегда остаются в памяти картины, которые бы хотелось перенести на бумагу. Дома вы постарались изобразить то, что особенно запомнилось и поразило. И сегодня на уроке – выставка ваших лучших рисунков.

Учитель: Мы не будем пересказывать эту сказку, вы достаточно хорошо знаете её содержание. Давайте вспомним, кто в этой сказке был волшебником? (Ответ). Правильно, это Царевна-Лебедь. Давайте вспомним, какие чудеса она сотворила? (Обучающиеся предлагают свои ответы). Правильно, это 3 чуда – белочка, 33 богатыря и превращение лебеди в девушку. Пушкин изображает своих сказочных героев неповторимым певучим языком и сказочными словами.

Учитель: Сегодня мы будем работать в группах, всего их будет 3, по количеству чудес. 1 группа будет нам рассказывать о 1 чуде, 2 – о втором, и 3 – о третьем, а чья группа окажется самой дружной, мы узнаем в конце урока. Давайте послушаем, как описывает первое чудо Пушкин. Кто желает прочитать стихи о белочке? (Ученик читает стихи).

Учитель: А теперь давайте посмотрите, на иллюстрацию, которая изображает 1 чудо. Это Федоскинская миниатюра, которая появилась в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Обратите внимание, какими яркими красками написана картина.

Учитель: В начале последнего действия оперы композитор написал небольшую симфоническую картину, рассказывающую о трёх чудесах. И у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картина, которую композитор раскрасил особыми музыкальными красками: регистрами и тембрами. Давайте вспомним, что такое регистр? Каким он бывает? (Ответ детей). А что такое тембр? (Ответ детей) Правильно, это окраска звука. Ведь у каждого музыкального инструмента свой голос, своя окраска. Голос скрипки не похож на голос трубы, а фортепиано не спутаешь с флейтой.

Учитель: О каждом чуде нам будут извещать фанфары. И, сейчас, я предлагаю вам послушать музыкальную картинку – «Белочка». Определите, пожалуйста, какую знакомую вам песенную мелодию использует композитор для изображения белочки. А также, в каком регистре она исполняется и, какими инструментами. Обратите внимание, что вначале музыка рисует картину славного города Леденец, где поселился со своей матушкой князь Гвидон. (Включается видеозапись фрагмента оперы «Белочка»).

Учитель: Ребята, узнали ли вы, мелодия какой песенки рисует белочку? (Ответ детей). Правильно, это русская народная песня «Во саду ли, в огороде», которую белочка пела при всём народе. Один или много инструментов её исполняли? А как называется коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах вместе? (Ответы детей) А сейчас вопрос 1 группе. Какой характер музыки? Какие инструменты солировали? А в каком регистре и почему? Прошу выйти к доске представителя 1 группы и дать правильные ответы, поместив их напротив 1 чуда. (Ответы детей).

Учитель: А сейчас мы все вместе попробуем спеть песенку «Во саду ли, в огороде» каноном. Что такое канон? (Ответ детей). Давайте встанем и споём двумя группами. Чья группа будет петь дружнее и слаженнее? (Исполнение песни каноном, подведение итогов, у кого получилось лучше?)


Учитель: Ребята, а какое чудо было следующим? (Ответ детей). Правильно, это 33 богатыря. Кем они приходились Царевне-Лебеди? (Ответ детей). Правильно, родными братьями. Как описывает Пушкин это диво? Кто желает прочитать этот отрывок? (Ученик читает стихи).

Учитель: А вот так увидел богатырей палехский художник Александр Куркин. Первое упоминание о палехской росписи относится к 17 веку. Зародилось оно в селе Палех Ивановской области. Основные темы творчества и Федоскино и Палеха — русские сказки.

Учитель: Ребята, а кто такие богатыри? Какими они должны быть? (Ответы детей). А чем необычны богатыри из сказки? (Ответ). На фоне грозного, сначала отдалённого, потом нарастающего рокота, возникает тяжёловесная, громогласная тема шествия 33 богатырей; затем постепенно стихает. Какую картину шествия рисует музыкальный художник? Тембры каких солирующих инструментов вы услышали? Какой характер музыки этого шествия? Каким изобразил море Римский-Корсаков? На эти вопросы вы ответите, посмотрев отрывок, рисующий второе чудо. (Включается видеозапись фрагмента оперы «33 богатыря»).

Учитель: А теперь я попрошу вас ответить ребят из 2 группы на вопросы, заданные перед началом прослушивания. (Учащиеся отвечают на вопросы). Да, действительно море сначала было спокойным, но затем начался шторм – это богатыри выходят из моря, а когда они уходят в морские глубины, море опять становится спокойным. Давайте мы попытаемся изобразить волны сильные и слабые. На сильной волне будем вставать и громко произносить звук «ш-ш-ш», а на слабой приседать и тихо произносить звук «ш-ш-ш». (Упражнение «Волна»).


Учитель: Ребята, мы с вами познакомились почти со всеми чудесами из «Сказки о царе Салтане», но самое главное чудо у нас впереди. Может кто-то из вас назовёт, что это за чудо? (Ответы детей). Конечно, это превращение лебедя в царевну. Давайте вспомним, как описывает царевну Пушкин. Кто хочет прочитать стихи про третье чудо? (Чтение отрывка).

Учитель: Посмотрите, как изобразил Царевну-Лебедь на своей картине Михаил Александрович Врубель. Жена художника пела партию Царевны-Лебеди в опере, а сам он создал эскизы декораций и костюмов для постановки спектакля. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена она на фоне спускающихся с моря сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. На картине Врубеля лебедь до конца превратилась в царевну или нет? (Ответы детей) А вот так увидели царевну-лебедь ученики нашей школы. Это оригами – вид декоративно-прикладного искусства.

Учитель: Вам нравится Царевна-лебедь? Как вы думаете, как относится к ней князь? А она к нему? Почему? Можно ли любить человека только за то, что он красивый? Или ещё за что-то? (Ответы детей). Ведь царевна полюбила князя за смелость, он спас её от злого чародея, и за доброту – он с нежностью относился к отцу и матери.

Учитель: Сейчас мы послушаем музыкальный портрет Царевны-Лебеди. Её образ, плывущей по волнам – это всплески воды, которые она стряхивает с себя. А когда птица становится девушкой, мелодия становится похожей на русскую народную песню. Давайте и мы на несколько мгновений представим, что мы с вами прекрасные белые лебеди и, движениями рук, покажем, как плывём по волнам синего тёплого моря. (Включается видеозапись фрагмента оперы «Царевна-Лебедь», ученики исполняют пластический этюд).

Учитель: Понравилась ли вам музыка? Какие чувства вы испытали? А теперь вопросы 3 группе. Как вы думаете, какая музыка рисовала царевну: ласковая, нежная и плавная или злая, грубая и страшная? (Ответы детей). В каком регистре звучала музыка? Тембры каких инструментов вы услышали? (Ответы детей). Приглашаю к доске представителя 3 группы.


IV. Закрепление знаний. Подведение итогов урока.

Учитель: А сейчас мы ещё раз вспомним, про какие 3 чуда мы говорили сегодня на уроке? (Ответы детей). Кем мы сегодня были на уроке? (Ответы детей). Правильно, слушателями. А сейчас я предлагаю вам побыть в роли исполнителей. Мы исполним русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» на музыкальных инструментах. (Выступление оркестра).

Учитель: А теперь подведём итог нашего урока. Кто написал «Сказку о царе Салтане»? Какой композитор написал оперу на сюжет этой сказки? Чем отличается опера от балета? Какая музыкальная картинка вам понравилась больше всего? Почему? Какие иллюстрации произвели на вас большее впечатление? И главный вопрос – «Можно ли раскрасить сказку?» (Ответы детей). Да, каждый по-своему раскрасил сказку. Поэт чем? Словами, художник – красками, а композитор – особыми музыкальными красками: регистрами и тембрами. Можно сделать вывод, что Римский-Корсаков – музыкальный художник.


V. Рефлексия

Учитель: Молодцы, ребята, благодарю вас за отличную работу! Сегодня вы были внимательными слушателями и хорошими исполнителями. Самой дружной сегодня была группа № 2 (выставление оценок). Если вам понравился сегодняшний урок, поднимите золотую нотку, а если не понравился – белую. (Ученики поднимают соответствующую ноту). И, наконец, сейчас мы узнаем, что же находится в шкатулке. (Открываю). Это орешки. И я хочу угостить всех присутствующих на уроке вас, ребята и гостей. Желаю вам хорошего и познавательного отдыха на каникулах! Слушайте хорошую музыку!




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гарафутдинова Татьяна Владимировна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Открытый урок. Литературное чтение. 1 класс. И.З. Суриков. Зима.Способы передачи настроения."
    ["seo_title"] => string(96) "otkrytyi_urok_litieraturnoie_chtieniie_1_klass_i_z_surikov_zima_sposoby_pieriedachi_nastroieniia"
    ["file_id"] => string(6) "343476"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473701381"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Интегрированный урок:"Что за прелесть эти сказки!" "
    ["seo_title"] => string(51) "intieghrirovannyi-urok-chto-za-prieliest-eti-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "193197"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427609873"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "интегрированный урок-проект Волшебная книга зимы 1 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "intieghrirovannyi-urok-proiekt-volshiebnaia-knigha-zimy-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815675"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Интегрированный урок – проект в 1 классе  «Волшебная книга зимы». "
    ["seo_title"] => string(67) "intieghrirovannyi-urok-proiekt-v-1-klassie-volshiebnaia-knigha-zimy"
    ["file_id"] => string(6) "134811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416816372"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства