Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе.
Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе.
Урок по теме "Что за прелесть эти сказки." "Три чуда" по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 4 классе. В разделе "День, полный событий" это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвязи с музыкой русских композиторов, созвучной лирическим стихотворениям и сказкам А.С.Пушкина.
По типу урок – интегрированный (музыка, литературное чтение и изобразительное искусство). При этом учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе, которая предполагает формирование у учащихся способности воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, представления о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства, знания выразительных средств музыки и понимания изобразительности в музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе. »
КОУ ХМАО-Югры Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе
Тема: «Что за прелесть эти сказки…» Три чуда
Учитель:Гарафутдинова Т.В.
Сургут
Цель урока: закрепление знаний детей о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» средствами литературы, музыки, изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
личностные:
сформированность у обучающихся эстетических потребностей, ценностей и чувств;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
метапредметные:
владение навыками смыслового чтения поэтических текстов;
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
предметные:
осознание значимости чтения для личного развития;
сформированность:
- первоначальных этических представлений;
- первоначальных представлений о роли изобразительного искусства и музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- эстетического отношения к миру;
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
владение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
наличие художественного вкуса и интереса к искусству;
умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
(Звучит песня «В мире много сказок», дети входят в зал, рассаживаются)
I .Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают). Садитесь.Сегодня к нам на урок пришли педагоги школы посмотреть, как вы занимаетесь. Давайте, посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и передадим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее. Я желаю вам, чтобы вы получили сегодня не только хорошие оценки, но и ушли с урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретёнными знаниями.
II. Актуализация знаний
Учитель: А ещё, мы узнаем, что находится в этой волшебной шкатулке, ведь сегодня урок у нас необычный, у нас встреча со сказкой. А вы любите сказки? Посмотрите, чьи портреты мы видим на доске?(Ответы детей).А что общего между ними? Правильно, они оба любили сказки. Ведь недаром А.С. Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом-сказочником. Давайте вспомним, какие сказки написал А.С. Пушкин?(Ответы детей:«Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»). А в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А. Римский - Корсаков. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Это оперы «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане, «Кощей Бессмертный». Николай Андреевич написал на сюжеты Пушкина две оперы: это «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». А что такое «Опера?»(Ответ детей). Опера «Сказка о царе Салтане» была написана композитором в 1899 году к 100-летию Пушкина. Сегодня мы с вами вспомним наиболее яркие сцены из этой сказки и проиллюстрируем их чтением отрывков, рисунками художников и музыкой оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова, а также узнаем, можно ли раскрасить сказку, а если можно, то кто и как это делает.
III. Основная часть
Учитель: На уроке чтения вы уже знакомились со «Сказкой о царе Салтане», а также смотрели одноимённый мультфильм. И конечно, при чтении и просмотре сказки всегда остаются в памяти картины, которые бы хотелось перенести на бумагу. Дома вы постарались изобразить то, что особенно запомнилось и поразило. И сегодня на уроке – выставка ваших лучших рисунков.
Учитель: Мы не будем пересказывать эту сказку, вы достаточно хорошо знаете её содержание. Давайте вспомним, кто в этой сказке был волшебником?(Ответ). Правильно, это Царевна-Лебедь. Давайте вспомним, какие чудеса она сотворила?(Обучающиеся предлагают свои ответы). Правильно, это 3 чуда – белочка, 33 богатыря и превращение лебеди в девушку. Пушкин изображает своих сказочных героев неповторимым певучим языком и сказочными словами.
Учитель: Сегодня мы будем работать в группах, всего их будет 3, по количеству чудес. 1 группа будет нам рассказывать о 1 чуде, 2 – о втором, и 3 – о третьем, а чья группа окажется самой дружной, мы узнаем в конце урока. Давайте послушаем, как описывает первое чудо Пушкин. Кто желает прочитать стихи о белочке?(Ученик читает стихи).
Учитель: А теперьдавайте посмотрите, на иллюстрацию, которая изображает 1 чудо. Это Федоскинская миниатюра, которая появилась в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Обратите внимание, какими яркими красками написана картина.
Учитель: В начале последнего действия оперы композитор написал небольшую симфоническую картину, рассказывающую о трёх чудесах. И у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картина, которую композитор раскрасил особыми музыкальными красками: регистрами и тембрами. Давайте вспомним, что такое регистр? Каким он бывает?(Ответ детей).А что такое тембр? (Ответ детей) Правильно, это окраска звука. Ведь у каждого музыкального инструмента свой голос, своя окраска. Голос скрипки не похож на голос трубы, а фортепиано не спутаешь с флейтой.
Учитель: О каждом чуде нам будут извещать фанфары. И, сейчас, я предлагаю вам послушать музыкальную картинку – «Белочка». Определите, пожалуйста, какую знакомую вам песенную мелодию использует композитор для изображения белочки. А также, в каком регистре она исполняется и, какими инструментами. Обратите внимание, что вначале музыка рисует картину славного города Леденец, где поселился со своей матушкой князь Гвидон. (Включается видеозапись фрагмента оперы «Белочка»).
Учитель: Ребята, узнали ли вы, мелодия какой песенки рисует белочку?(Ответ детей). Правильно, это русская народная песня «Во саду ли, в огороде», которую белочка пела при всём народе. Один или много инструментов её исполняли?А как называется коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах вместе? (Ответы детей)А сейчас вопрос 1 группе. Какой характер музыки?Какие инструменты солировали? А в каком регистре и почему? Прошу выйти к доске представителя 1 группы и дать правильные ответы, поместив их напротив 1 чуда. (Ответы детей).
Учитель: А сейчас мы все вместе попробуем спеть песенку «Во саду ли, в огороде» каноном. Что такое канон?(Ответ детей). Давайте встанем и споём двумя группами. Чья группа будет петь дружнее и слаженнее?(Исполнение песни каноном, подведение итогов, у кого получилось лучше?)
Учитель: Ребята, а какое чудо было следующим?(Ответ детей). Правильно, это 33 богатыря. Кем они приходились Царевне-Лебеди?(Ответ детей). Правильно, родными братьями. Как описывает Пушкин это диво? Кто желает прочитать этот отрывок? (Ученик читает стихи).
Учитель: А вот так увидел богатырей палехский художник Александр Куркин. Первое упоминание о палехской росписи относится к 17 веку. Зародилось оно в селе Палех Ивановской области. Основные темы творчества и Федоскино и Палеха — русские сказки.
Учитель: Ребята, а кто такие богатыри? Какими они должны быть? (Ответы детей).А чем необычны богатыри из сказки?(Ответ).На фоне грозного, сначала отдалённого, потом нарастающего рокота, возникает тяжёловесная, громогласная тема шествия 33 богатырей; затем постепенно стихает. Какую картину шествия рисует музыкальный художник? Тембры каких солирующих инструментов вы услышали? Какой характер музыки этого шествия? Каким изобразил море Римский-Корсаков? На эти вопросы вы ответите, посмотрев отрывок, рисующий второе чудо. (Включается видеозапись фрагмента оперы «33 богатыря»).
Учитель: А теперь я попрошу вас ответить ребят из 2 группы на вопросы, заданные перед началом прослушивания. (Учащиеся отвечают на вопросы). Да, действительно море сначала было спокойным, но затем начался шторм – это богатыри выходят из моря, а когда они уходят в морские глубины, море опять становится спокойным. Давайте мы попытаемся изобразить волны сильные и слабые. На сильной волне будем вставать и громко произносить звук «ш-ш-ш», а на слабой приседать и тихо произносить звук «ш-ш-ш». (Упражнение «Волна»).
Учитель: Ребята, мы с вами познакомились почти со всеми чудесами из «Сказки о царе Салтане», но самое главное чудо у нас впереди. Может кто-то из вас назовёт, что это за чудо? (Ответы детей). Конечно, это превращение лебедя в царевну. Давайте вспомним, как описывает царевну Пушкин. Кто хочет прочитать стихи про третье чудо?(Чтение отрывка).
Учитель: Посмотрите, как изобразил Царевну-Лебедь на своей картине Михаил Александрович Врубель. Жена художника пела партию Царевны-Лебеди в опере, а сам он создал эскизы декораций и костюмов для постановки спектакля. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена она на фоне спускающихся с моря сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. На картине Врубеля лебедь до конца превратилась в царевну или нет? (Ответы детей)А вот так увидели царевну-лебедь ученики нашей школы. Это оригами – вид декоративно-прикладного искусства.
Учитель: Вам нравится Царевна-лебедь? Как вы думаете, как относится к ней князь? А она к нему? Почему? Можно ли любить человека только за то, что он красивый? Или ещё за что-то?(Ответы детей). Ведь царевна полюбила князя за смелость, он спас её от злого чародея, и за доброту – он с нежностью относился к отцу и матери.
Учитель: Сейчас мы послушаем музыкальный портрет Царевны-Лебеди. Её образ, плывущей по волнам – это всплески воды, которые она стряхивает с себя. А когда птица становится девушкой, мелодия становится похожей на русскую народную песню. Давайте и мы на несколько мгновений представим, что мы с вами прекрасные белые лебеди и, движениями рук, покажем, как плывём по волнам синего тёплого моря. (Включается видеозапись фрагмента оперы «Царевна-Лебедь», ученики исполняют пластический этюд).
Учитель: Понравилась ли вам музыка? Какие чувства вы испытали? А теперь вопросы 3 группе. Как вы думаете, какая музыка рисовала царевну: ласковая, нежная и плавная или злая, грубая и страшная?(Ответы детей).В каком регистре звучала музыка? Тембры каких инструментов вы услышали? (Ответы детей). Приглашаю к доске представителя 3 группы.
IV. Закрепление знаний. Подведение итогов урока.
Учитель: А сейчас мы ещё раз вспомним, про какие 3 чуда мы говорили сегодня на уроке? (Ответы детей).Кем мы сегодня были на уроке? (Ответы детей). Правильно, слушателями. А сейчас я предлагаю вам побыть в роли исполнителей. Мы исполним русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» на музыкальных инструментах. (Выступление оркестра).
Учитель: А теперь подведём итог нашего урока. Кто написал «Сказку о царе Салтане»? Какой композитор написал оперу на сюжет этой сказки? Чем отличается опера от балета? Какая музыкальная картинка вам понравилась больше всего? Почему?Какие иллюстрации произвели на вас большее впечатление?И главный вопрос – «Можно ли раскрасить сказку?» (Ответы детей). Да, каждый по-своему раскрасил сказку. Поэт чем? Словами, художник – красками, а композитор – особыми музыкальными красками: регистрами и тембрами. Можно сделать вывод, что Римский-Корсаков – музыкальный художник.
V. Рефлексия
Учитель: Молодцы, ребята, благодарю вас за отличную работу! Сегодня вы были внимательными слушателями и хорошими исполнителями. Самой дружной сегодня была группа № 2 (выставление оценок). Если вам понравился сегодняшний урок, поднимите золотую нотку, а если не понравился – белую. (Ученики поднимают соответствующую ноту). И, наконец, сейчас мы узнаем, что же находится в шкатулке. (Открываю). Это орешки. И я хочу угостить всех присутствующих на уроке вас, ребята и гостей. Желаю вам хорошего и познавательного отдыха на каникулах! Слушайте хорошую музыку!