Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства
Моя работа представляет собой интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. Тема урока: "Можем ли мы увидеть музыку".Музыкальный материал урока-фрагменты оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" Мусоргского, фрагмент "Симфонии №2" Бородина, песня Зацепина "Ты слышишь море?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства »
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки в интергативных связях с изобразительным искусством и литературой. Показать связь музыки с другими видами искусства, развивать творческие способности, прививать любовь к природе, развивать воображение.
Задачи: Развитие музыкально-художественного мышления, развитие слушательской культуры.
Получилась бы песня, если бы не было стихов Пляцковского?
Обратить внимание учащихся на иллюстрацию моря.
Вопросы:
Как называется морской пейзаж?
Кто автор данной марины?
Напомнить учащимся о теме урока «Связь музыки и изобразительного искусства».
Все дело в том, что сегодня необычный урок. Сегодня нам предстоит разобраться - что же общего у этих двух предметов музыки и ИЗО? Все дело в том, что они как братья. Они оба относятся к искусству. Они взаимосвязаны.
А бывает ли так: композитор, побывав на выставке картин, пишет музыку?
Ответ: Да, композитор М.Мусоргский, побывав на выставке работ художника Гартмана, написал сюиту «Картинки с выставки»
Вопрос: Что такое «сюита»?
Ответ: Сюита-это цикл пьес объединенных одной сюжетной линией.
Да! Вы, в свою очередь, послушав сюиту, тоже нарисовали «Картинки с выставки»
Обратить внимание на выставку работ учащихся.
А какая пьеса вам понравилась больше всех?
Ответы: «Гном», «Баба Яга», «Балет не вылупившихся птенцов» и др.
Слушаем пьесу «Баба Яга» фрагмент.
А бывает наоборот: художник, послушав музыку, пишет картину? (На доске репродукция картины Васнецова «Три богатыря»)
Вопрос: кто автор картины? Какое произведение послужило поводом к написанию картины?
Ответы: Васнецов, прослушав «Симфонию №2» А.Бородина написал эту картину
Слушаем фрагмент «Богатырской симфонии» Бородина.
Сегодня у нас на уроке опера Римского-Корсакова «Снегурочка».
Вопрос: что такое опера?
Ответы учащихся.
Я предлагаю вам с карточками - откройте конверты и разместите ответы напротив вопросов. Проверка выполнения задания, почти все справились с заданием.
Содержание начала оперы - Снегурочка просит отца и мать разрешить ей пожить у людей. На предыдущем уроке мы слушали арию Снегурочки.
Вопрос: что такое «ария»?
Ответы: это сольный номер в опере.
Получив разрешение, Снегурочка попадает на праздник - проводы зимы.
Вопрос: как называется этот праздник? Символ этого праздника?
Ответы: «Масленица», символ - блины в форме солнца.
Смотрим фрагмент видео, звучит хор «Прощай масленица». Затем показ иллюстраций: репродукции картин Кустодиева «Ярмарка», «Народные гулянья», «Взятие снежного городка», несколько слов о празднике.
Далее кратко содержание оперы. Снегурочка живет среди людей, приближается лето. Невозможно изменить законы природы, зиму сменяет весна, за весной приходит лето. Холодная и хрупкая Снегурочка не может войти в жаркую пору лета и погибает, познав чудо любви к человеку. Очень трогательна ее ария, в которой она прощается с подругами, любимым. В заключение оперы звучит хор и песня Леля, приветствуя солнце- источник тепла, света и жизни на земле.
Фрагмент видео.
Обобщение: Более 100 лет миллионы людей слушают эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен и человеческих чувств. Чуткий художник и музыкант умеет увидеть красоту.
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрации по теме - «Снегурочка», «Море».
Заключение: Скажите - сумели ли вы «увидеть» музыку? Почувствовали ли связь
между музыкой и изобразительным искусством? Сегодня я хотела помочь вам понять истину: искусство- литература, музыка, изобразительное искусство тесно связаны между собой.
Выход из класса под музыку из оперы - «Слетались птицы» или «Масленица».
Предметы «ИЗО» и «музыка», глубоко интегрированные. Проводя такие уроки, учителя помогают понять учащимся, что все предметы общеобразовательного цикла связаны между собой. Эта связь представляет одну из конкретных форм общего методологического принципа системности.