Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся на уроках изобразительного искусства»
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Управление дополнительного профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку
по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема: «Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся на уроках изобразительного искусства»
Выполнил(а): Амарханова Галина Николаевна ,
МБУ СОШ № 59,учитель изобразительного искусства
(подпись)
Проверила: Гущина О.М.,
Тольяттинский государственный университет ____________
(подпись)
Тольятти, 2015г.
с 27.03 .15. по 17.04.15.
Тема: «Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся на уроках изобразительного искусства»
«Использование интегрированных уроков как способ вовлечения учащихся в учебный процесс и повышения качества знаний учащихся».
Содержание
Оглавление
Введение 3
Интегрированные уроки - эффективный способ вовлечения учащихся в учебный процесс для повышения качества знаний учащихся 5
1.1. Изучить научно – теоретические основы данной проблемы, опыт ее реализации, психолого – педагогические основы интеграции 5
1.2. Организация интегрированного процесса обучения 10
1.3. Повышение познавательной и практической активности 12
1.4. Анализ результатов интегрированных уроков по изобразительному искусству и музыки 14
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.
Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М.Лотман, «современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства».
Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов, то есть объединения их в единое целое. Поэтому меня заинтересовала проблема интеграции таких учебных предметов эстетического цикла как музыка и изобразительное искусство.
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области:
1) интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых интегрированных уроков);
2) тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
3) разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов (типа курсов народоведения, эстетики).
Все это свидетельствует о необычайной актуальности самой проблемы интеграции. Актуальность данной темы также продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.
Цель: доказать возможность интеграции учебных предметов изобразительное искусство и музыка для успешного применения этих уроков в учебном процессе.
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать педагогическое обоснование условий успешного применения интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках данных эстетических дисциплин, то есть доказать возможность интеграции данных учебных предметов. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
Задачи:
1.1 Рассмотреть теоретические основы интегации уроков опыт реализации, психолого-педагогические основы интеграции
1.2.Определить что необходимо для организация интегрированного процесса обучения
1.3. Показать повышение познавательной и практической активности для уроков изо и музыки
1.4. Проанализировать результаты проведения интегрированных уроков по изобразительному искусству и музыки
Интегрированные уроки - эффективный способ вовлечения учащихся в учебный процесс для повышения качества знаний учащихся 1.1. Изучить научно – теоретические основы данной проблемы, опыт ее реализации, психолого – педагогические основы интеграции
Что такое интеграция?
Известно, что латинское слово integratio – восстановление, восполнение, а integrer – целый, принято к употреблению в двух значениях:
1) объединение в целом каких – либо частей, элементов;
2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем.
Первое значение признается книжным, второе – экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук.
Интеграция – не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри – и межпредметных связей в обучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
Единство тем является предпосылкой для более глубокого освоения школьниками учебного материала, поэтому главная цель интегрированного курса – научить их рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах.
Используя музыку на уроках изобразительного искусства, прежде всего нужно подбирать ее так, чтобы она была не просто музыкальным фоном для рисования, не только создавала приятный настрой для работы, а активно, наравне с символикой и образностью цвета работала на ассоциативную характеристику художественного образа.
Музыка – неистощимый источник вдохновения. Знание основ цветоведения и музыкальное сопровождение на уроке помогают учащимся справляться со сложными творческими задачами.
Таким образом, обнаруживается логика связей между проявлениями в разных искусствах одной и той же идеи. Эта единая логика организует художественное воздействие на духовный мир ребенка, выступает как подчинение всех проявлений искусства решению единой идейно-художественной задачи – формированию в человеке подлинно человеческого, которое бы поднимало его еще на одну ступеньку культуры.
Тенденция к интеграции просматривается в базисном учебном плане школы, где выделены не отдельные предметы, а блоки – «образовательные области». Примером могут служить уроки изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство » - «образовательная область» на основе интеграции изобразительного искусства и трудового обучения или музыки.. Фактически предлагается интегрированное построение учебного процесса. Интеграция это путь к восстановлению утраченной целостности. Сегодня многие достижения в педагогической практике связаны с педагогикой искусства, которая играет большую роль в процессе перехода от знаний, умений и навыков к педагогике развития.
Структура интегрированных уроков требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы. Задача интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе Интегрированный подход в образовании глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей. Выделяется два вида интеграции: Горизонтальная – объедение сходного материала в разных учебных предметах. Вертикальная – объединение одним преподавателем в своем предмете материала , который тематически повторяется на разном уровне сложности. Формы учебного процесса, в которых проявляются различные уровни интеграции: 1. Структуры, в которых объединяются несколько предметов. 2. Блокирование разных разделов. 3. Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов. 4. Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления. Уровни интеграции
Тематическая – два-три учебных предмета раскрывают одну тему. Характер иллюстративно-объяснительный.
Проблемная – одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.
Концептуальная – концепция рассматривается различными предметами в совокупности всех их средств и методов.
Теоретическая – философское взаимопроникновение различных теорий.
Диалектический уровень – предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий.
Реализация интегрированных связей на уроке. Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности, коммуникативных способностей.
Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Например, занятия в объединениях акробатики, ритмики интегрируются с хореографией; шахматы - с информатикой; занятия в объединениях цикла "Технология" - с различными областями искусства и т.д. Примеры интеграции программ дополнительного образования детей: Образовательная область Направленность интеграции Спортивно-техническая (ОФП, ритмика, шахматы)- Формирование здорового образа жизни, хореография, информатика. Социально- педагогическая (журналистика, школа лидера) - Музейная и выставочная деятельность, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты. Технология (вязание, моделирование одежды) - Декоративно-прикладное творчество, парикмахерское искусство, визаж, искусство (музыка, литература, живопись, театр). Искусство (театр, вокал, хореография, ИЗО) - Мировая культура, народное творчество, декоративно-прикладное творчество. Предметная (иностранные языки, информатика, цветоводство) . - Углубленное изучение предметов, подготовка к олимпиадам, искусство (музыка, литература, живопись). Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат уровня образования. Функциональная динамичность В ней на высоком уровне проявляется динамика реализации педагогических функций, обеспечивается смена реализации одних функций другими. Процессы усвоения и формирования взаимосвязаны, переходят друг в друга, взаимообуславливаются и находятся в постоянном динамическом равновесии. Любое отступление от этого принципа будет возврат к изолированному традиционному обучению. Принцип опережающей роли познавательной деятельности Вооружение учащихся теми или иными знаниями – не самоцель, а главное – подготовить человека к практическим действиям. Знания – ориентировочная основа. Без умений нет навыков. Навыки – база умений и основа их развития. Умения без знаний невозможны. «Знания непосредственно питают умения и ориентируют действия личности» - так практикует педагогика. С этим нельзя не согласиться. Человек не в состоянии выполнять те или иные действия, не приобретя ориентировочную основу в собственных действиях. Иначе, чтобы действовать, нужно знать, как действовать. Нарушение этой логики может быть допущено при создании проблемных педагогических ситуаций. В этом случае практическое действие направлено не столько на отработку умений, навыков, сколько на формирование познавательной самостоятельности через решение учебной проблемы. Во всех других познавательная деятельность опережает. Принцип возрастающей интеграции знаний, умений, навыков Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Такая логика возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Он также претерпевает
1.2. Организация интегрированного процесса обучения
Организация интегрированных уроков требует – соответствующей многогранной работы при массовом внедрении. При переходе на интегрированное обучение учебные планы и программы, которыми мы руководствуемся в работе, могут применяться в полной мере, но с дополнениями бинарного сводно-тематического плана т.е. уточняются темы программ.
Перспективно-тематическое планирование предполагает уточнение бинарных занятий, в котором устанавливается конкретная мера соотношения теории и практики. Подводя итог, необходимо отметить следующее: интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным содержит в себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности и приемов мышления. Результаты интеграции для обучающихся: 1.Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
2. Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения. 3.Расширяет тематику изучаемого материала. 4. Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием. 5.Увеличивает спектр изучаемого материала 6. Повышает роль самостоятельной работы. 7. Реализует лучшие личностные качества. Результаты интеграции для образовательного учреждения: 1. Адекватность современным требованиям образования и воспитания; 2.Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем; 3. Широкий выбор деятельности; 4.Появление новых перспектив развития; Получение качественного педагогического результата. Рекомендации:
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо: -систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю. -увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы. -вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания. -подбор технического оснащения. -систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме. 1.3. Повышение познавательной и практической активности
1.Повышение качества знаний и формирование умений, навыков. Это объясняется тем, что процесс усвоения и формирования не имеют временного разрыва. Практические действия непосредственно вплетаются в мыслительную познавательную деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными. Существенной особенностью интегрированного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит). 2. Повышение познавательной и практической активности. Активность – сознательно проявляемая потребность для достижения определенной цели. Самостоятельность – способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются. Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д. При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность. 3. Снижение числа случаев механического заучивания материалы. Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся. Более простым становится путь – глубже разобраться в новом материале через имеющиеся знания и практические действия. 4. Уменьшение у учащихся потребности в консультациях педагогов. 5. Усиление самоконтроля учащихся в процессе выполнения работы. 6. Усиление способности учащихся работать по обобщенномуалгоритму. 7. Повышение творческой активности. 8. Устраняется дублирование в теоретическом и производственном
обучении. 9. Повышается воспитательная роль обучения -формируется система значимости знаний, умений, представлений о нормах деятельности и поведении формирует дисциплину, организованность, ответственность, коллективистские качества, регулирует жизнедеятельность личности, развивает творческий потенциал.
Бинарное обучение становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности – готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования. 1.4. Анализ результатов интегрированных уроков по изобразительному искусству и музыки, по изобразительному искусству и иностранному языку
Ведь именно искусство учит ребенка главному – умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека – художника, композитора. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, - более многомерное, целостное.
Проводя интегрированный урок в девятом класс по теме:
« Игровой художественный фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме» Мы ставили следующие задачи:
1.Показать что фильм это динамическое сочетание изобразительной, звуко-музыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий.
2.Многообразие аспектов режиссерской профессии: от работы с актерами до работы со звуком.
3.Показать азы звукорежиссуры и умение создавать звукооформление видеофильма.
4.Закрепить изученный ранее на уроках музыки песенный материал.
5.Повторить ранее изученные, знания о современной музыке.
Помимо задач, поставленных на этом уроке, на каждом интегрированном уроке по музыке и изобразительному искусству преследуютсяследующие цели и задачи:
1) Ввести учащихся в мир большого музыкального (художественного) искусства;
2) Изучение музыки(изобразительного искусства) как живого искусства;
3) Воспитать в учащихся музыкальную (художественную) культуру как часть всей духовной культуры;
4) Н учащихся любить и понимать музыку (изобразительное искусство) во всем богатстве их форм, жанров;
5) Вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка (изобразительное искусство) – важная часть самой жизни в целом, а не простое развлечение и добавление;
6) Создать в обучении атмосферу творческой заинтересованности и, следовательно, процесс обучения будет процессом не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным.
Интегрированное учебное занятие по немецкому и изобразительному искусству в объединении "Русские народные промыслы России". В процессе занятия обучающиеся знакомятся с историей народных промыслов и приемами росписью, самостоятельно расписывают изделия и дерева и глины и в конечном итоге изготавливают и рассказывают об истории и изготовлении изделия на немецком языке.
Развитие системы образования действительно должно происходить путем интеграции предметов, через поиск межпредметных связей до разработки цикла интегрированных уроков, интегрированного курса.
Интеграция предметов «музыка» и «изобразительное искусство» - эффективный уровень работы с детьми, позволяющий вплотную подойти к решению проблемы междисциплинарной разобщенности методических подходов в преподавании предметов искусства в начальной школе.
Заключение
Вывод : интегрированная форма обучения совершенствует систему профессиональной подготовки учащихся и бесспорно заслуживает внимание. Развитие системы образования действительно должно происходить путем интеграции предметов, через поиск межпредметных связей до разработки цикла интегрированных уроков, интегрированного курса.
Интеграция предметов «музыка» и «изобразительное искусство» - эффективный уровень работы с детьми, позволяющий вплотную подойти к решению проблемы междисциплинарной разобщенности методических подходов в преподавании предметов искусства в начальной школе.
Данное объединение позволит решить воспитательные задачи в обучении, сформировать художественно-образное мышление детей (пусть даже для кого-то в начальной стадии), заинтересовать их и добиться активного включения учащихся в учебный процесс. Все это подтверждает выдвинутые цели и задачи данной методической разработки.
Об успешном проведении интегрированных уроков изобразительного искусства и музыки будут «говорить» рисунки детей (в основе своей всегда яркие и веселые), их эмоциональное состояние, отзывы учителей о проведенной работе (удалось ли преодолеть предметную разобщенность музыки и изобразительного искусства).
Можно порекомендовать использовать интегрированные уроки среднего и старшего звена. Они помогут решить проблему разобщенности предметов в школе, функционирования их как автономных образовательных систем.
И ведь можно не ограничиваться только разработкой серии интегрированных уроков. Нужно идти вперед, создавая интегрированные курсы. Ведь все, что мы делаем, мы делаем, прежде всего, для детей. Много зависит от нас, то, с какими знаниями выйдет ребенок из школы.
Список литературы
1. Максимова В.Л. «Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы» - М. 2012 г. с.21.
2. Перекатьева О.В. «Современные открытые уроки». Серия «Школа радости» - 2012 г.
3. Фефилова Е.П. «Разработки по курсу «Окружающий мир» - 2010 г.
4. Евладова, Е.Б. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие /Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьевой.–М.,2006.–296с. 5. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие /Под ред. О.Е.Лебедева.-М.,2000.–256с.
6.Губанова Надежда Петровна,«Как интегрированные уроки влияют на познавательную деятельность учащихся», 13.04.15. , http://muzofon.com/search/