Просмотр содержимого документа
««Свет Рождественской звезды» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.»
Тема урока: «Свет Рождественской звезды»
Тип урока: интегрированный урок.
Предметы: музыка, изобразительное искусство.
Цели урока:
познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»;
продолжить формирование понимания символического языка иконы;
обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения;
прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
Задачи урока:
Воспитательные: затронуть душевные струны учащихся, проникнуть их атмосферой светлой материнской любви, через образ Богородицы побудить их к совершению добрых поступков;
Образовательные: познакомить учащихся с некоторыми фрагментами жизни Богородицы, со знаменитыми чудотворными иконами Божьей Матери, показать связь образа Богородицы с различными видами искусства: живописью, иконописью, литературой и фольклором;
Развивающие: способствовать развитию у учащихся монологической речи и творческих способностей.
Ход урока
Организационный момент:
Учитель музыки:
Богом нам дана душа – это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?
Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,
Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!
Сегодня у нас необычный урок, у нас хорошее настроение, говорить мы будем о Рождестве Христове – церковном зимнем празднике.
Учитель ИЗО: Рождество в России праздновали радостно и весело. Накануне праздника украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику. Это предвещало праздничное настроение. И у нас сегодня праздник – Рождество Христово. На уроке вы будете певцами–исполнителями, художниками–оформителями и поэтами – чтецами.
Учитель музыки: Действительно, 7 января на каникулах в тёплой домашней обстановке каждый из вас встретит самый светлый, красивый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Учитель ИЗО: Рождественский пост начинался самым голодным. С утра никто ничего не ел, даже за стол не садился. Все готовились к Рождеству: пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами. Поэтому день перед Рождеством назвали сочельником или сочевником. На Рождество любили дети рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом. Существует очень много пословиц о Рождестве. В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы «согреть новорожденного Иисуса Христа». Учитель музыки:Люди ходили по городу и стучали в те дома, где в окнах были зажжены свечи. Они шутили, плясали и устраивали представления, пели рождественские песни, славили Христа. Самое веселье – это святки. Они наступают после Рождества и длятся до крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который ба не был связан с интересными событиями, обрядами. А чтобы вы подарили Иисусу Христу? Познакомимся с песней (фрагмент рождественской песни) текст песни у учащихся на столах.
Учитель ИЗО: Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку.День рождения Христа празднуют во всём мире.
Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.
Актуализация знаний
Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад.
Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.
В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус.
Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.
(рассматривание иконы)
Учитель музыки:
Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.
Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.
Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.
Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.
Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес. (Исполнение песни Рождество Христово)
Учитель ИЗО: Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.
Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вифлеемская, указала волхвам путь до самой пещеры.
Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: золото, как царю, в виде дани. Ладан (ароматная смола), как богу, при богослужении. Смирну ( масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.
Ученики:
В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.
Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,
На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.
А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.
Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.
Присмиренный белый козлик на чело его дышал.
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
– «Посмотреть бы на Ребёнка хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко–звонко в предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки. Прошептал: «Смотри скорей!»
Практическая часть
Учитель ИЗО: Намс вами предстоитвыполнить композицию Рождество Христово материал исполнения свободный, работать будем в парах. Выполняем рельефную композицию из пластилина, вырезанки из бумаги, витраж. Помним ТБ при работе с ножницами, канцелярским ножом. (Звучит песня «Аве Мария» в исполнении Робертино Лоретти).
Итоги урока
Выставка работ. (приложение 12)
Учитель ИЗО:
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли
И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.
А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.
Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.
И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.
Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена»
Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.
И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.
И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!
Рефлексия
Учитель музыки: У вас на партах лежат восьмиконечные звёздочки, Рождественские звезды. Напишите на каждом лучике звезды впечатление от сегодняшнего урока.