План-конспект урока по музыке для 5 класса образовательных школ по теме №Импрессионизм в музыке и живописи" по апрограмме Сергеевой, Критской. урок соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту/
Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Задачи: раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.
Вид урока: интегрированный, урок открытия нового знания.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, картонная коробка, смесь для рисования, у детей: тетрадь, стаканчики со смесью, краски и кисти.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм, метод «пластического интонирования».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Импрессионизм в музыке и живописи »
План-конспект урока музыки в 5 классе.
Тема урока:«Импрессионизм в музыке и живописи».
Учитель музыки МБОУ-СОШ№2 города Аркадака Богданова Евгения Владимировна
Цель урока:познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Задачи: раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.
Вид урока: интегрированный, урок открытия нового знания.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, картонная коробка, смесь для рисования, у детей: тетрадь, стаканчики со смесью, краски и кисти.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм, метод «пластического интонирования».
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности: (1мин)Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира. (Слайд1)
Актуализация знаний и фиксированного индивидуального затруднения в пробном действии (7мин) Посмотрите, пожалуйста, на свои столы. Вам предлагается разгадать кроссворд. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. Работа в парах.
у
Д
а
р
н
ы
е
И
с
к
Р
и
п
к
а
ф
о
р
т
е
п
И
а
н
о
Ж
Е
т
Р
у
б
а
Какое слово у вас вышло посередине? ДИРИЖЕР.(Слайд2) Молодцы! Теперь давайте поиграем в дирижеров. Первый ряд у нас будут хлопать в ладоши, второй стучать карандашами. Желающий выходит дирижировать.
Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки? (Посещать концерты, музеи, или путешествовать!) А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза… (СЛАЙД 3) Открывайте. Где же мы с вами оказались? Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.
Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?
Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. (СЛАЙД4) Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в разных залах? Может быть, есть что-то, что объединяет каждую группу и отличает одну от другой? (СЛАЙД5)
- В какой группе картины проработаны более детально?
- На какой из них изображена импрессия, впечатление?
Этап выявления места и причины затруднения (5минут)Во втором зале картины отличаются тем, что на них художники старались изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными. Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression .
Как бы вы сформулировали тему урока?
СЛАЙД 6 с темой урока
Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи». Открываем свои тетради и записываем тему урока.
(СЛАЙД 7)Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке Давайте запишем новое определение в тетрадь.
Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин) Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?.. Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов. Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении?
Этап реализации построенного проекта. Знакомство с музыкой в стиле «Импрессионизм» (8 Минут)
С сообщениями о композиторах выходят ученики.
Композиторы – импрессионисты – К. Дебюсси и М. Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью. Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.
Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию. (слайд8)
Равель создал фортепианный цикл Игра воды, который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Давайте запишем в тетрадь название произведения.
Давайте обратимся к пьесе М. Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки? (Слушание)
У: И так, какие же звуки вы услышали?
Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.
У: Верно, а какую картину вы представили?
Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.
У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». Давайте из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения.(Слушание музыки с просмотром рисунков на слайде 9 и выбор одного из них).
Другой композитор - Клод Дебюсси (слайд 10) – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции. Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.
А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?
Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака». (СЛАЙД 11)
Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи. (2мин)
У: Как же звучала эта пьеса?
Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).
У: - Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?
Д: - Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.
У: - Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке? (Слайд11)
Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.
Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились? Ответы детей
Физ.минутка. Исполнение песни «У оленя дом большой» с движениями (2 минуты)(Слайд12)
Этап включения в систему знаний и повторение (4-5 минут).
Итак, посмотрите, пожалуйста на экран, (СЛАЙД13) на нем приведены примеры названий музыкальных произведений. Какие из них вы бы отнесли к импрессионизму? Ответы детей
Молодцы!
Ребята, сегодня на уроке мне очень важна ваша импрессия, то есть впечатление от услышанной музыки.
(СЛАЙД 14) Сейчас я ещё раз включу эту музыку, а вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вам, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение. (Технология приготовления раствора «Волшебные краски». Для приготовления раствора необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны). Данный раствор замешивается до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученик должен иметься набор гуашевых красок и палочка для перемешивания краски. Во время выполнения импровизации учитель предлагает ученикам в приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка. Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с низкими краями (например, коробка из-под конфет) и предлагает вылить получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень красивая, созданная коллективно, картина.)
Мы с вами оказались на месте художников. У нас получилась картина. Совместно творчество. Но эта картина также мимолетна и сиюминутна, как и первое впечатление.
Мы с вами написали картину в стиле «Импрессионизм».
Какую музыку вы бы написали к нашей картине?
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Разучивание песни «Мы рисуем». (Слайд 15,16,17)(7-8 минут) Теперь мы с вами немного распоемся. Внимание на экран.
А сейчас мы с вами продолжим разучивание новой песни. Она называется «Мы рисуем». В этой песне поется о первых шагах в живописи каждого ребенка, ведь из таких художников получаются настоящие мастера, такие как художники и композиторы импрессионисты.
Исполнение песни под руководством учителя
Рефлексия учебной деятельности. (5 минут)(Слайд18)
Я сегодня на уроке узнал…
Самое интересное на уроке было…
Мне было легко….
Итак, с каким стилем в живописи и музыки мы с вами сегодня познакомились? Что такое импрессионизм? Какие произведения прослушали? О каких композиторах узнали?
Итак, подводим итог нашего урока. (Выставление отметок за работу) (3-4 минуты)
Домашнее задание: СЛАЙД 19
Сообщение о композиторе на выбор
Нарисовать свое впечатление о прослушанном произведении
Надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции останется в вашем сердце и памяти.
Кроссворд
1
1
2
4
По горизонтали:
Группа инструментов в симфоническом оркестре
Музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных
Музыкальный инструмент со смешанным способом извлечения звука, относящийся к 4 группе (смешанные)
Музыкальный инструмент, относящийся к группе духовых инструментов
По вертикали:
Главный человек в оркестре
Кроссворд
1
1
2
4
По горизонтали:
Группа инструментов в симфоническом оркестре
Музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных
Музыкальный инструмент со смешанным способом извлечения звука, относящийся к 4 группе (смешанные)
Музыкальный инструмент, относящийся к группе духовых инструментов
По вертикали:
Главный человек в оркестре
Отметьте кружочком те названия, которые относятся к импрессионизму:
Девушка с волосами цвета льна
Лунный свет
Диалог ветра с морем
Лунная соната
Реквием Лакримоза
Сентиментальный вальс
Отметьте кружочком те названия, которые относятся к импрессионизму:
Девушка с волосами цвета льна
Лунный свет
Диалог ветра с морем
Лунная соната
Реквием Лакримоза
Сентиментальный вальс
Отметьте кружочком те названия, которые относятся к импрессионизму:
Девушка с волосами цвета льна
Лунный свет
Диалог ветра с морем
Лунная соната
Реквием Лакримоза
Сентиментальный вальс
Отметьте кружочком те названия, которые относятся к импрессионизму:
Девушка с волосами цвета льна
Лунный свет
Диалог ветра с морем
Лунная соната
Реквием Лакримоза
Сентиментальный вальс
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ В 5 «А» КЛАССЕ.