kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование полифонического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во времена И. С. Баха Менуэт был очень распространенным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке и во время торжественных дворцовых церемоний.  Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям.  Основной чертой исполнения Менуэта являлась чрезвычайная церемонность и торжественность. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой. В соответствии с этим музыка Менуэта отражала плавность  поклонов и реверансов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование полифонического мышления»


Тема: Формирование полифонического мышления.

Цель урока: Развитие полифонических навыков.

Задачи урока: Образовательная задача: Обучить основным навыкам работы над произведением. Показать способы работы над полифонией. Развивающая задача: Развить полифоническое мышление учащихся. Воспитательная задача: Воспитать исполнительскую культуру в произведении полифонического склада. Тип  урока:      урок совершенствования новых знаний и умений. Предполагаемый результат: Овладение навыками в самостоятельной работе над полифонией. Развитие познавательного интереса учащейся и творческих способностей. Повышение качества знаний.

План урока.

1.   Организационный момент.

2. Основная часть урока.

а) теоретическая часть: беседа о музыке эпохи барокко, просмотр видео – клипа «Менуэт», слушание – «Рождественская оратория» - Ария тенора.

б) работа над менуэтом ре минор И. С. Баха.

3. Заключительный этап. Оценка. Домашнее задание.

Ход урока

Данный урок с учащейся Грей Николь 2 класс, будет посвящен работе над полифоническими произведением И.С.Баха.

Начнем урок с работы над Менуэтом ре минор из «Нотной тетради А.М.Бах». Приступая к работе над Менуэтом Ре минор, Николь будет интересно узнать, что сборник «Нотная тетрадь А.М.Бах», написал немецкий композитор и органист, один из крупнейших композиторов в истории музыки И.С.Бах. Сборник объединяет небольшие танцевальные пьесы: марши, менуэты, полонезы, которые разнообразны по настроению. В «Нотную тетрадь» включены девять Менуэтов. Менуэт - это старинный французский танец в умеренном темпе и 3-дольном размере, переводится как «маленький шаг».

Во времена И. С. Баха Менуэт был очень распространенным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке и во время торжественных дворцовых церемоний.  Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Основной чертой исполнения Менуэта являлась чрезвычайная церемонность и торжественность. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой. В соответствии с этим музыка Менуэта отражала плавность поклонов и реверансов. Послушаем Менуэт в исполнении Грей Николь, ученицы 2 класса.

Беседа о характере произведения.

Николь определяет характер произведения.

-Напевный, мелодичный.

-Менуэт больше напоминает песню, чем танец.

-Характер исполнения мягкий, плавный, певучий.

-Спокойное и ровное движение.

Сообщаю ученице что начало этого Менуэта совпадает с начальными тактами арии тенора - слушание музыки - «Рождественская оратория» - ария тенора.

Разбирая полифоническое произведение, необходимо объяснить Николь, что полифония буквально означает многозвучие, многоголосие, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны, каждый из них ведет одинаково важную мелодию, нет главных и подчиненных.

Подробный анализ первой части.

- Форма пьесы - двухчастная, состоит из двух периодов.

- Разберем тональный план. Первая часть начинается в Ре миноре и заканчивается в параллельном Фа мажоре. Вторая часть – возвращается в главную тональность.

Совместно с Николь определим, сколько голосов мы слышим в Менуэте и в чем их отличие:

-Первый голос – высокий, похож на женский, а второй - низкий – похож на мужской бас. Или представим, что два голоса исполняют разные инструмента: певучее, выразительное звучание первого голоса напоминает пение скрипки, а регистр и тембр басового голоса приближается к звучанию виолончели.

Вовлекая ученицу в обсуждение этого вопроса, мы тем самым развиваем его творческую фантазию.

Рассмотрим фразировку каждого голоса отдельно.

-Верхний голос так же состоит из двух предложений, но каждое предложение распадается на две фразы. Каждой фразе свойственно движение к сильным долям.

Музыкальный показ педагога.

-Интонационная направленность фраз различна: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, а вторая – имеет более спокойный, как бы ответный смысл.

Проучим с Николь вопрос - ответные интонации во фразах следующим образом. Педагог и ученик располагаются за двумя инструментами. Первый и второй такты – вопрос «задает» учитель более ярко, полным звуком. Третий и четвертый такты – «отвечает» ученик - чуть тише и спокойнее. Затем роли можно поменять: ученик будет «задавать» вопросы, а учитель – «отвечать». Вспомним, что Менуэт – это парный танец и в нем происходит танцевальное общение между партнерами. Для выразительного исполнения мелодии нужно прежде всего вслушиваться в выразительное соотношение вопросов и ответов.

- Второе предложение верхнего голоса - (следующие 4 такта) развивается более активно, поднимаясь вверх к кульминации первой части (такт 6).

Следующий момент - это работа над штрихами. В 5 такте короткие лиги объединены по две ноты. Важно не упустить это из виду, так как эти лиги имеют определенное выразительное значение: настойчивое движения к кульминации фразы. Для того чтобы работа над штрихами стала интересной для ученика 2 класса, воспользуемся образным сравнением. Вспомним, что в своих мелодических оборотах Менуэт отражает плавные поклоны и низкие приседания. Сравним эти короткие мотивы с изящными и легкими приседаниями.

Проучим короткие лиги: «подчеркиваем» первые звуки каждой пары и смягчаем вторые. Это поможет более выразительно исполнить подход к кульминации первой части.

Проучим плавное исполнение шестнадцатых нот (такт 7 и аналогичные ему во второй части). Ритмическую фигуру не торопим, а играем строго в ритме.

- Нижний голос состоит из двух предложений.

В Менуэте в каждом голосе чередуются различные приемы звукоизвлечения. Проработаем с ученицей каждый голос отдельно. Ноты, не объединенные лигой, следует исполнять нон легато - глубоким, певучим звуком. Попутно с фразировкой определяем аппликатуру.

Подробный анализ второй части Менуэта.

-Изменился характер и мелодическое движение. Вторая часть динамически напряженная, волевая: широкие интервалы в мелодии, характерный ритм на первой доле (две шестнадцатые и восьмая), энергичный гаммообразный подъем к кульминации всей пьесы – к ее самому высокому звуку – си бемоль второй октавы. Музыкальный показ педагога.

Проучим широкие интервалы (децимы). При скачке нижняя нота Фа-(f1) не должна «выстреливать», что препятствует естественному течению мелодии в верхнем голосе. Отработаем музыкальное движение, для достижения верного звукового результата. Ноту Фа первой октавы следует взять «вверх» на восходящем движении руки.  После чего рука очень быстро по дуге перемещается к следующему звуку Ля - (а2).

Естественно, полное legato в широких интервалах невозможно. Важнее услышать непрерывное движение в мелодии, используя объединяющие движение в руке таким образом, как будто мы все-таки стремимся сыграть эти ноты связно. Учимся слышать Ля второй октавы, как продолжение мелодии.

В Менуэте встречаются элементы имитации: (1 и 8; 12 и 13 такты). Фиксируя на этом свое внимание, мы постепенно приучим ученика одновременно слышать движение нескольких голосов.

Самостоятельность голосов - непременное требование, которое предъявляется к исполнению любого полифонического произведения. Покажем Николь, в чем именно проявляется самостоятельность голосов в Менуэте.

  1. Различие в тембре, характерном для каждого из голосов.

  2. Различная фразировка. В тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного предложения.

  3. Несовпадение штрихов: legato в верхнем голосе, non legato в нижнем.

  4. Разный ритмический рисунок голосов: движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями, а движение верхнего голоса состоит почти сплошь из восьмых нот.

- Проигрывание произведения с начала до конца. Основной задачей продолжает оставаться работа над извлечением певучего звука и интонационной выразительностью. Для успешного овладения полифонией И.С. Баха большое значение имеет медленный темп, направленный на освоение всех деталей произведения.

3. Оценка. Домашнее задание.

- Задание домой - учить Менуэт такими способами, как он разбирался в классе:

  1. Услышать различный тембр звучания верхнего и нижнего голоса.

  2. Вопрос – ответные интонации.

  3. Выразительные штрихи в мотивах правой руки.

  4. Певучий, мягкий звук.

  5. Слуховой контороль за всем процессом исполнения.







4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Формирование полифонического мышления

Автор: Свешникова Наталья Николаевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Жанры полифонической музыки. Фуга"
    ["seo_title"] => string(36) "zhanry_polifonichieskoi_muzyki_fugha"
    ["file_id"] => string(6) "389000"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486472492"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на факультативных занятиях музыкальной направленности (фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(138) "mietody-i-priiemy-razvitiia-muzykal-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-fakul-tativnykh-zaniatiiakh-muzykal-noi-napravliennosti-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "284126"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453918043"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Работа над музыкальными произведениями на различных этапах изучения "
    ["seo_title"] => string(76) "rabota-nad-muzykal-nymi-proizviedieniiami-na-razlichnykh-etapakh-izuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "233943"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443285612"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки: Образы добра и зла в балете "Спящая красавица" П.И. Чайковского "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-muzyki-obrazy-dobra-i-zla-v-balietie-spiashchaia-krasavitsa-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102244"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490240"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "О Бахе сегодня" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-o-bakhie-sieghodnia"
    ["file_id"] => string(6) "174172"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424097409"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства