Во времена И. С. Баха Менуэт был очень распространенным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке и во время торжественных дворцовых церемоний. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Основной чертой исполнения Менуэта являлась чрезвычайная церемонность и торжественность. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой. В соответствии с этим музыка Менуэта отражала плавность поклонов и реверансов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование полифонического мышления»
Тема: Формирование полифонического мышления.
Цель урока: Развитие полифонических навыков.
Задачи урока: Образовательная задача: Обучить основным навыкам работы над произведением. Показать способы работы над полифонией. Развивающаязадача: Развить полифоническое мышление учащихся. Воспитательная задача: Воспитать исполнительскую культуру в произведении полифонического склада. Тип урока: урок совершенствования новых знаний и умений. Предполагаемый результат: Овладение навыками в самостоятельной работе над полифонией. Развитие познавательного интереса учащейся и творческих способностей. Повышение качества знаний.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть урока.
а) теоретическая часть: беседа о музыке эпохи барокко, просмотр видео – клипа «Менуэт», слушание – «Рождественская оратория» - Ария тенора.
б) работа над менуэтом ре минор И. С. Баха.
3. Заключительный этап. Оценка. Домашнее задание.
Ход урока
Данный урок с учащейся Грей Николь 2 класс, будет посвящен работе над полифоническими произведением И.С.Баха.
Начнем урок с работы над Менуэтом ре минор из «Нотной тетради А.М.Бах».Приступая к работе над Менуэтом Ре минор, Николь будет интересно узнать, что сборник «Нотная тетрадь А.М.Бах», написал немецкий композитор и органист, один из крупнейших композиторов в истории музыки И.С.Бах. Сборник объединяет небольшие танцевальные пьесы: марши, менуэты, полонезы, которые разнообразны по настроению. В «Нотную тетрадь» включены девять Менуэтов. Менуэт - это старинный французский танец в умеренном темпе и 3-дольном размере, переводится как «маленький шаг».
Во времена И. С. Баха Менуэт был очень распространенным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке и во время торжественных дворцовых церемоний. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Основной чертой исполнения Менуэта являлась чрезвычайная церемонность и торжественность. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой. В соответствии с этим музыка Менуэта отражала плавность поклонов и реверансов. Послушаем Менуэт в исполнении Грей Николь, ученицы 2 класса.
Беседа о характере произведения.
Николь определяет характер произведения.
-Напевный, мелодичный.
-Менуэт больше напоминает песню, чем танец.
-Характер исполнения мягкий, плавный, певучий.
-Спокойное и ровное движение.
Сообщаю ученице что начало этого Менуэта совпадает с начальными тактами арии тенора - слушание музыки - «Рождественская оратория» - ария тенора.
Разбирая полифоническое произведение, необходимо объяснить Николь, что полифониябуквально означает многозвучие, многоголосие, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны, каждый из них ведет одинаково важную мелодию, нет главных и подчиненных.
Подробный анализ первой части.
- Форма пьесы - двухчастная, состоит из двух периодов.
- Разберем тональный план. Первая часть начинается в Ре миноре и заканчивается в параллельном Фа мажоре. Вторая часть – возвращается в главную тональность.
Совместно с Николь определим, сколько голосов мы слышим в Менуэте и в чем их отличие:
-Первый голос – высокий, похож на женский, а второй - низкий – похож на мужской бас. Или представим, что два голоса исполняют разные инструмента: певучее, выразительное звучание первого голоса напоминает пение скрипки, а регистр и тембр басового голоса приближается к звучанию виолончели.
Вовлекая ученицу в обсуждение этого вопроса, мы тем самым развиваем его творческую фантазию.
Рассмотрим фразировку каждого голоса отдельно.
-Верхний голос так же состоит из двух предложений, но каждое предложение распадается на две фразы. Каждой фразе свойственно движение к сильным долям.
Музыкальный показ педагога.
-Интонационная направленность фраз различна: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, а вторая – имеет более спокойный, как бы ответный смысл.
Проучим с Николь вопрос - ответные интонации во фразах следующим образом. Педагог и ученик располагаются за двумя инструментами. Первый и второй такты – вопрос «задает» учитель более ярко, полным звуком. Третий и четвертый такты – «отвечает» ученик - чуть тише и спокойнее. Затем роли можно поменять: ученик будет «задавать» вопросы, а учитель – «отвечать». Вспомним, что Менуэт – это парный танец и в нем происходит танцевальное общение между партнерами. Для выразительного исполнения мелодии нужно прежде всего вслушиваться в выразительное соотношение вопросов и ответов.
- Второе предложение верхнего голоса - (следующие 4 такта) развивается более активно, поднимаясь вверх к кульминации первой части (такт 6).
Следующий момент - это работа над штрихами. В 5 такте короткие лиги объединены по две ноты. Важно не упустить это из виду, так как эти лиги имеют определенное выразительное значение: настойчивое движения к кульминации фразы. Для того чтобы работа над штрихами стала интересной для ученика 2 класса, воспользуемся образным сравнением. Вспомним, что в своих мелодических оборотах Менуэт отражает плавные поклоны и низкие приседания. Сравним эти короткие мотивы с изящными и легкими приседаниями.
Проучим короткие лиги: «подчеркиваем» первые звуки каждой пары и смягчаем вторые. Это поможет более выразительно исполнить подход к кульминации первой части.
Проучим плавное исполнение шестнадцатых нот (такт 7 и аналогичные ему во второй части). Ритмическую фигуру не торопим, а играем строго в ритме.
- Нижний голос состоит из двух предложений.
В Менуэте в каждом голосе чередуются различные приемы звукоизвлечения. Проработаем с ученицей каждый голос отдельно. Ноты, не объединенные лигой, следует исполнять нон легато - глубоким, певучим звуком. Попутно с фразировкой определяем аппликатуру.
Подробный анализ второй части Менуэта.
-Изменился характер и мелодическое движение.Вторая часть динамически напряженная, волевая: широкие интервалы в мелодии, характерный ритм на первой доле (две шестнадцатые и восьмая), энергичный гаммообразный подъем к кульминации всей пьесы – к ее самому высокому звуку – си бемоль второй октавы. Музыкальный показ педагога.
Проучим широкие интервалы (децимы). При скачке нижняя нота Фа-(f1) не должна «выстреливать», что препятствует естественному течению мелодии в верхнем голосе. Отработаем музыкальное движение, для достижения верного звукового результата. Ноту Фа первой октавы следует взять «вверх» на восходящем движении руки. После чего рука очень быстро по дуге перемещается к следующему звуку Ля - (а2).
Естественно, полное legato в широких интервалах невозможно. Важнее услышать непрерывное движение в мелодии, используя объединяющие движение в руке таким образом, как будто мы все-таки стремимся сыграть эти ноты связно. Учимся слышать Ля второй октавы, как продолжение мелодии.
В Менуэте встречаются элементы имитации: (1 и 8; 12 и 13 такты). Фиксируя на этом свое внимание, мы постепенно приучим ученика одновременно слышать движение нескольких голосов.
Самостоятельность голосов - непременное требование, которое предъявляется к исполнению любого полифонического произведения. Покажем Николь, в чем именно проявляется самостоятельностьголосовв Менуэте.
Различие в тембре, характерном для каждого из голосов.
Различная фразировка. В тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного предложения.
Несовпадение штрихов: legato в верхнем голосе, non legato в нижнем.
Разный ритмический рисунок голосов: движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями, а движение верхнего голоса состоит почти сплошь из восьмых нот.
- Проигрывание произведения с начала до конца. Основной задачей продолжает оставаться работа над извлечением певучего звука и интонационной выразительностью. Для успешного овладения полифонией И.С. Баха большое значение имеет медленный темп, направленный на освоение всех деталей произведения.
3. Оценка. Домашнее задание.
- Задание домой - учить Менуэт такими способами, как он разбирался в классе:
Услышать различный тембр звучания верхнего и нижнего голоса.