kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над музыкальными произведениями на различных этапах изучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения:  15 декабря 2014 г.

Тема занятия: «Работа над музыкальными произведениями на различных этапах изучения».

Обучающийся: Минин Кирилл

Возраст: 9 лет.

Год обучения: второй.

Цель занятия:  формирование у обучающегося чувства свободы и раскрепощенности при проигрывании музыкального произведения, выработка исполнительских навыков  и понимания специфики работы над произведением на различных этапах его изучения.

Задачи:

Образовательные:  научить обучающегося владеть различными приёмами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений.

Развивающие:  развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приёмов игры на инструменте.

Воспитательные: воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, настойчивости в преодолении трудностей, эстетического художественного вкуса на основе исполнения классической, народной и современной музыки.

Здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: индивидуальное.

Методы и технологии обучения:

словесные: изложение теоретического материала и беседа о поведении исполнителя на сцене во время концертного выступления;

наглядные: показ на инструменте новых приёмов игры, иллюстрация сложных исполнительских элементов при проигрывании музыкального произведения.

практические: гамма До мажор, арпеджио М.Каркасси №№ 1 - 8, пьесы: Ж.А.Байф «Пастурела», С.Бренчинелло «Жига» из «Партиты для гитары», Н.Паганини «Испанский вальс».

Учебно-материальное оснащение: две гитары, две подставки под ноги, нотный материал, рабочая тетрадь и дневник обучающегося, пюпитр, стулья.

Ход занятия:

1. Организационный момент, проверка строя инструментов (1 мин.)

2. Сообщение темы, цели и задачи занятия. Вступительное слово (методическая справка) (3 мин.)

3. Проверка домашнего задания (10 мин.)

    а) игра позиционных упражнений;

    б) игра гаммы До мажор в две октавы с переходом из I в V позицию с применением репетиции пальцев i-m, m-i различными ритмическими рисунками (четвертями, дуолями, триолями, пунктирный ритм);

    в) игра арпеджио М.Каркасси №№ 1-8;

    г) повторение ранее изученного материала:

        - Ж.А.Байф «Пастурела»;

        - С.Бренчинелло «Жига» из «Партиты для гитары».

    д) проведение физкультминутки: «Паучок» (разминка пальцев обеих рук), «Шалтай-болтай» (выполняется стоя, отрабатывается сценический поклон), «Солдатик и медвежонок» (выполняется сидя на стуле, чередование напряжения и расслабления мышц исполнительского аппарата).

4. Изучение нового материала (8 мин.)

    а) Н.Паганини «Испанский танец». Ознакомление.

    б) Автор. Биография композитора. Эпоха, в которой жил и творил данный композитор. Композиторы, оказавшие влияние на его творчество.

    в) Название. Определение жанра произведения. Характер произведения.

    г) Метр. Темп. Тональность.

5. Первичное закрепление изученного (15 мин.)

    а) Н.Паганини «Испанский танец». Разбор.

    б) Определение формы, структуры произведения и способа его изложения: аккордовый, интервальный, гаммообразный, арпеджированный и т.п.

     в) Характерные особенности мелодической линии: скачкообразная, поступенная, волнообразная и т.п.

     г) Особенности партии баса: равномерный, синкопированный, педальный, стаккатный, скачкообразный и т.п.

     д) Аккомпанирующая партия: интервальная, аккордовая, одноголосная, арпеджированная и т.п.

     е) Функциональный анализ.

     ж) Разбор текста:

         - определение и разбор технически трудных мест;

         - проигрывание мелодии со счётом вслух;

         - обозначение динамических оттенков на основе мелодии;

         - проигрывание аккомпанирующих партий (баса и аккомпанемента) со     счётом вслух;

         - соединение мелодии с аккомпанирующими партиями, с попутным расставлением аппликатуры левой и правой рук, определение позиций и приёмов игры.

     з) Изучение нового приёма игры – натуральные флажолеты.

6. Задание на дом (1 мин.)

     а) продолжать работу над упражнениями, гаммой и арпеджио;

     б) работать над пьесами «Пастурела» и «Жига» для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре;

     в) «Испанский вальс» - отрабатывать новый приём игры, хорошо знать нотный текст.

7. Подведение итогов урока: анализ, оценки за урок (2 мин.)

Методическая справка:

Работа над музыкальным произведением – важнейший этап в формировании музыканта. Ещё Фердинанд Сор сказал: «Я провожу резкую грань между музыкантами и простыми читателями нот». В данном высказывании заложен глубокий смысл. Работа над произведением не должна заключаться в формальном проигрывании правильных нот с правильной длительностью. Огромная роль здесь отводится педагогу, призванному формировать у ученика тонкий вкус и правильное восприятие к проигрываемым пьесам. Прививать подобный навык следует уже на ранних этапах обучения, после того, как ученик овладеет необходимыми приёмами игры посредством проигрывания упражнений на разные виды техники.

Важный элемент в начале занятия – разыгрывание. В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой готовности»: повышается частота пульса, чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных процессов.

Одна из главных причин неудачных выступлений кроется в неправильной работе над произведением. При работе над произведением выучивание стоит только на третьем месте, после ознакомления и разбора произведения. Многие же учащиеся начинают сразу учить текст наизусть. Причём стараются запомнить его механически, проигрывая с листа от начала до конца по многу раз. В этом скрыто большое количество ошибок.  Как известно, существует пять видов памяти: 1) зрительная (вижу), 2) слуховая (слышу), 3) умственная (запоминаю), 4) моторная (повторяю), 5) ассоциативная (образное восприятие). Поэтому хорошо выученным считается произведение, при исполнении которого участвуют все виды памяти. При бездумном проигрывании всего текста в основном участвуют только два вида памяти: зрительная и моторная. Казалось бы, слуховая тоже имеет место, ведь мы слышим то, что играем?! Однако под слуховой памятью исполнителя следует понимать такую память, когда он слышит то, что должен сыграть, а не то, что уже сыграл. Другими словами, предпочтительнее связка голова – руки, а не руки – голова. Музыка, звучащая внутри нас, должна воспроизводиться  пальцами. Чтобы этого достичь, начинать надо с выучивания мелодии в несколько этапов, причём запоминать лучше предложениями. Взяв первое предложение, исполните мелодию со счётом вслух, с соблюдением необходимых штрихов (легато, нон легато, стаккато и т.п.). После запоминания ритмики и звуковысотности мелодического отрывка её следует пропеть вместе с инструментом, называя при этом звуки. Затем пропеть мелодию с названиями звуков без инструмента, глядя в ноты. После этого – пропеть предложение без инструмента и без подглядывания в ноты, но с динамическими оттенками. Последним этапом в работе над отрывком будет пропевание мелодии в уме, с динамическими оттенками, с названием звуков, представляя её зрительно, с одновременным воспроизведением её на инструменте. Этим мы включаем в работу три вида памяти: зрительную, умственную, память внутреннего слуха. Если пьеса полифонического склада и в другом  голосе равноценная мелодия, то же надо проделать и с ней.

Этап проигрывания является заключительным в работе над отрывком. Здесь к работе подключается в полной мере четвёртый вид памяти – моторный. При этом очень важно избежать закрепощения двигательного аппарата, а так же других частей тела. На данном этапе большое внимание следует уделить правильной раскрепощённой посадке и постановке рук. Контролировать свободу состояния лучше с правильной осанки и состояния спинных мышц. Спина должна быть прямой, но не за счёт напряжённых мышц, а за счёт ровного позвоночника, опирающегося на крестец. Далее расслабляются плечи, предплечья, кисти, пальцы. Это состояние нужно запомнить, и периодически сравнивать с ним своё состояние во время игры.

Чтобы запомнить расслабленное состояние, проигрывание следует  начинать на динамическом оттенке пианиссимо. Полезно играть со счётом про себя, прислушиваясь к состоянию мышц. Наконец, когда отрывок получается без ошибок и остановок при полной мышечной свободе, переходим к игре с пропеванием мелодии в уме и воспроизведением её на инструменте. Причём воспроизведением интонационных и динамических особенностей должна заниматься только правая рука. Левая в это время прижимает струны и удерживает их с минимальным усилием.

Переход к следующему отрывку произведения возможен при условии, что этап проигрывания полностью завершён, т.е.:

1) мелодия пропевается в уме без ошибок с динамическими оттенками;

2) они соблюдаются при игре без чрезмерного прижатия струн;

3) пропевание мелодии в уме с одновременным исполнением на инструменте не порождает сбои в игре;

4) при проигрывании корпус и руки свободны;

5) отрывок удовлетворяет исполнителя.

Просмотр содержимого документа
«Работа над музыкальными произведениями на различных этапах изучения »

Дата проведения: 15 декабря 2014 г.

Тема занятия: «Работа над музыкальными произведениями на различных этапах изучения».

Обучающийся: Минин Кирилл

Возраст: 9 лет.

Год обучения: второй.

Цель занятия: формирование у обучающегося чувства свободы и раскрепощенности при проигрывании музыкального произведения, выработка исполнительских навыков и понимания специфики работы над произведением на различных этапах его изучения.

Задачи:

Образовательные: научить обучающегося владеть различными приёмами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений.

Развивающие: развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приёмов игры на инструменте.

Воспитательные: воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, настойчивости в преодолении трудностей, эстетического художественного вкуса на основе исполнения классической, народной и современной музыки.

Здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: индивидуальное.

Методы и технологии обучения:

словесные: изложение теоретического материала и беседа о поведении исполнителя на сцене во время концертного выступления;

наглядные: показ на инструменте новых приёмов игры, иллюстрация сложных исполнительских элементов при проигрывании музыкального произведения.

практические: гамма До мажор, арпеджио М.Каркасси №№ 1 - 8, пьесы: Ж.А.Байф «Пастурела», С.Бренчинелло «Жига» из «Партиты для гитары», Н.Паганини «Испанский вальс».

Учебно-материальное оснащение: две гитары, две подставки под ноги, нотный материал, рабочая тетрадь и дневник обучающегося, пюпитр, стулья.

Ход занятия:

1. Организационный момент, проверка строя инструментов (1 мин.)

2. Сообщение темы, цели и задачи занятия. Вступительное слово (методическая справка) (3 мин.)

3. Проверка домашнего задания (10 мин.)

а) игра позиционных упражнений;

б) игра гаммы До мажор в две октавы с переходом из I в V позицию с применением репетиции пальцев i-m, m-i различными ритмическими рисунками (четвертями, дуолями, триолями, пунктирный ритм);

в) игра арпеджио М.Каркасси №№ 1-8;

г) повторение ранее изученного материала:

- Ж.А.Байф «Пастурела»;

- С.Бренчинелло «Жига» из «Партиты для гитары».

д) проведение физкультминутки: «Паучок» (разминка пальцев обеих рук), «Шалтай-болтай» (выполняется стоя, отрабатывается сценический поклон), «Солдатик и медвежонок» (выполняется сидя на стуле, чередование напряжения и расслабления мышц исполнительского аппарата).

4. Изучение нового материала (8 мин.)

а) Н.Паганини «Испанский танец». Ознакомление.

б) Автор. Биография композитора. Эпоха, в которой жил и творил данный композитор. Композиторы, оказавшие влияние на его творчество.

в) Название. Определение жанра произведения. Характер произведения.

г) Метр. Темп. Тональность.

5. Первичное закрепление изученного (15 мин.)

а) Н.Паганини «Испанский танец». Разбор.

б) Определение формы, структуры произведения и способа его изложения: аккордовый, интервальный, гаммообразный, арпеджированный и т.п.

в) Характерные особенности мелодической линии: скачкообразная, поступенная, волнообразная и т.п.

г) Особенности партии баса: равномерный, синкопированный, педальный, стаккатный, скачкообразный и т.п.

д) Аккомпанирующая партия: интервальная, аккордовая, одноголосная, арпеджированная и т.п.

е) Функциональный анализ.

ж) Разбор текста:

- определение и разбор технически трудных мест;

- проигрывание мелодии со счётом вслух;

- обозначение динамических оттенков на основе мелодии;

- проигрывание аккомпанирующих партий (баса и аккомпанемента) со счётом вслух;

- соединение мелодии с аккомпанирующими партиями, с попутным расставлением аппликатуры левой и правой рук, определение позиций и приёмов игры.

з) Изучение нового приёма игры – натуральные флажолеты.

6. Задание на дом (1 мин.)

а) продолжать работу над упражнениями, гаммой и арпеджио;

б) работать над пьесами «Пастурела» и «Жига» для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре;

в) «Испанский вальс» - отрабатывать новый приём игры, хорошо знать нотный текст.

7. Подведение итогов урока: анализ, оценки за урок (2 мин.)





Методическая справка:

Работа над музыкальным произведением – важнейший этап в формировании музыканта. Ещё Фердинанд Сор сказал: «Я провожу резкую грань между музыкантами и простыми читателями нот». В данном высказывании заложен глубокий смысл. Работа над произведением не должна заключаться в формальном проигрывании правильных нот с правильной длительностью. Огромная роль здесь отводится педагогу, призванному формировать у ученика тонкий вкус и правильное восприятие к проигрываемым пьесам. Прививать подобный навык следует уже на ранних этапах обучения, после того, как ученик овладеет необходимыми приёмами игры посредством проигрывания упражнений на разные виды техники.

Важный элемент в начале занятия – разыгрывание. В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой готовности»: повышается частота пульса, чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных процессов.

Одна из главных причин неудачных выступлений кроется в неправильной работе над произведением. При работе над произведением выучивание стоит только на третьем месте, после ознакомления и разбора произведения. Многие же учащиеся начинают сразу учить текст наизусть. Причём стараются запомнить его механически, проигрывая с листа от начала до конца по многу раз. В этом скрыто большое количество ошибок. Как известно, существует пять видов памяти: 1) зрительная (вижу), 2) слуховая (слышу), 3) умственная (запоминаю), 4) моторная (повторяю), 5) ассоциативная (образное восприятие). Поэтому хорошо выученным считается произведение, при исполнении которого участвуют все виды памяти. При бездумном проигрывании всего текста в основном участвуют только два вида памяти: зрительная и моторная. Казалось бы, слуховая тоже имеет место, ведь мы слышим то, что играем?! Однако под слуховой памятью исполнителя следует понимать такую память, когда он слышит то, что должен сыграть, а не то, что уже сыграл. Другими словами, предпочтительнее связка голова – руки, а не руки – голова. Музыка, звучащая внутри нас, должна воспроизводиться пальцами. Чтобы этого достичь, начинать надо с выучивания мелодии в несколько этапов, причём запоминать лучше предложениями. Взяв первое предложение, исполните мелодию со счётом вслух, с соблюдением необходимых штрихов (легато, нон легато, стаккато и т.п.). После запоминания ритмики и звуковысотности мелодического отрывка её следует пропеть вместе с инструментом, называя при этом звуки. Затем пропеть мелодию с названиями звуков без инструмента, глядя в ноты. После этого – пропеть предложение без инструмента и без подглядывания в ноты, но с динамическими оттенками. Последним этапом в работе над отрывком будет пропевание мелодии в уме, с динамическими оттенками, с названием звуков, представляя её зрительно, с одновременным воспроизведением её на инструменте. Этим мы включаем в работу три вида памяти: зрительную, умственную, память внутреннего слуха. Если пьеса полифонического склада и в другом голосе равноценная мелодия, то же надо проделать и с ней.

Этап проигрывания является заключительным в работе над отрывком. Здесь к работе подключается в полной мере четвёртый вид памяти – моторный. При этом очень важно избежать закрепощения двигательного аппарата, а так же других частей тела. На данном этапе большое внимание следует уделить правильной раскрепощённой посадке и постановке рук. Контролировать свободу состояния лучше с правильной осанки и состояния спинных мышц. Спина должна быть прямой, но не за счёт напряжённых мышц, а за счёт ровного позвоночника, опирающегося на крестец. Далее расслабляются плечи, предплечья, кисти, пальцы. Это состояние нужно запомнить, и периодически сравнивать с ним своё состояние во время игры.

Чтобы запомнить расслабленное состояние, проигрывание следует начинать на динамическом оттенке пианиссимо. Полезно играть со счётом про себя, прислушиваясь к состоянию мышц. Наконец, когда отрывок получается без ошибок и остановок при полной мышечной свободе, переходим к игре с пропеванием мелодии в уме и воспроизведением её на инструменте. Причём воспроизведением интонационных и динамических особенностей должна заниматься только правая рука. Левая в это время прижимает струны и удерживает их с минимальным усилием.

Переход к следующему отрывку произведения возможен при условии, что этап проигрывания полностью завершён, т.е.:

1) мелодия пропевается в уме без ошибок с динамическими оттенками;

2) они соблюдаются при игре без чрезмерного прижатия струн;

3) пропевание мелодии в уме с одновременным исполнением на инструменте не порождает сбои в игре;

4) при проигрывании корпус и руки свободны;

5) отрывок удовлетворяет исполнителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Работа над музыкальными произведениями на различных этапах изучения

Автор: Мамонтов Михаил Алексеевич

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "особенности первого этапа работы над музыкальным произведением "
    ["seo_title"] => string(68) "osobiennosti-piervogho-etapa-raboty-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "227907"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441010311"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытый урок на тему: "Работа над пьесами"(П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiuroknatiemurabotanadpiesamipichaikovskiibolieznkuklyzhframorighodon"
    ["file_id"] => string(6) "341442"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472496465"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Статья на тему "Техническая подготовка студента по дисциплине «Основной инструмент (баян)»""
    ["seo_title"] => string(87) "statianatiemutiekhnichieskaiapodghotovkastudientapodistsiplinieosnovnoiinstrumientbaian"
    ["file_id"] => string(6) "311714"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459248300"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства