Пробуждать глубокий длительный интерес к музыке - одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно повысить работоспособность ученика - добиться большей сосредоточенности, усилия слухового контроля. Повышение интереса к музыке благотворно сказывается на художественной стороне исполнения - оно сразу становится более осмысленным, выразительным, ярким.
У самых обычных, не выделяющихся своими способностями детей и подростков возникают разнообразные интересы. Занимаясь интересующим их делом, они сразу же преображаются, делаются сосредоточенными, проявляют инициативу. Возникает мысль о том, что если бы удалось пробудить у них такой же интерес к занятиям музыкой, если бы ученики проявили столько же рвения в изучении своих пьес.
Необходимо с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы.
Одна из задач педагога - пианиста - воспитать в учениках любовь к работе за инструментом, интерес к самому процессу упражнения. Это важно, когда занимаешься с теми, кто собирается стать впоследствии профессионалом - музыкантом. Воспитать любовь к работе за инструментом важно и при занятиях с учениками, которые останутся любителями.
Как практически осуществлять воспитание любви к работе за инструментом и трудовых навыков?
У педагога для этого есть много средств - развитие интереса к занятию музыкой вообще, умение убедительно показать, к каким художественным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа, поощрение за ее успешное выполнение и другие. Очень важно живыми примерами на уроке показать ученику, что значит по-настоящему работать над преодолением какой - либо трудности, и тем самым вовлекать его в процесс пианистической работы.
Успех педагога в методе формирования интереса учащихся к занятиям определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику. Для этого необходимо систематически изучать личность ученика, знать, чем он живет и интересуется, какова окружающая его среда.
Как правило, в течение педагогической деятельности, педагоги, сталкиваются с очень разными детьми; один одарен более, другой, может - быть и недостаточно, у третьего ярко выраженная личность, присутствует индивидуальность, четвертый застенчивый и робкий. И очень важно, чтобы педагог постарался заинтересовать ребенка, привить любовь к музыке, не потерять одаренного ребенка и воспитать духовно богатыми других детей, которые, может - быть и не станут профессиональными музыкантами. Какими эти дети выйдут в жизнь, многое зависит от педагога.
Уже с первых шагов знакомства с инструментом, каждый ребенок проявляет свою реакцию на звуки. А звуки бывают разные: то мягкие, то резкие; одни звенят, как бубенчики, другие гудят, как колокола. Дети любят вслушиваться, как они замирают.
Еще не умея абсолютно играть на инструменте, многие дети пытаются что-то изобразить. Порою, просто ударяя по клавишам, даже не зная, что из этого получится, вылетают разные звуки: то враждебные, сердитые, они дерутся и ненавидят друг друга, иные же - нежные и ласковые, они обнимаются друг с другом.
Очень важен этот первый момент общения с инструментом, когда мир звуков начинает завлекать ребенка. Мы всегда объясняем ученикам, что просто звук, это еще не музыка, а только сочетание этих разнообразных звуков, выстроенных в определенном ритме, складываемых в прекраснейшие произведения.
Первый этап работы всегда бывает очень сложный. Маленькие дети всегда хотят быстрее научиться играть, но руки еще не умеют красиво нажимать определенные звуки. Они спешат и не всегда вслушиваются в звучание.
Поэтому очень важно, чтобы у педагога быстро сработала фантазия - как приукрасить урок и игру образными сравнениями, чтобы этот труд не становился каторжным для маленького ребенка. Когда у меня на уроке дети играют обыкновенные упражнение (3-м пальцем звукоряд), очень неплохо привести такое сравнение, как - будто они бросают камушек на дно морское, и он медленно тонет в водоросли. Клавиши мы и подразумеваем водой, а непосредственно само звучание инструмента, как бы погружение под воду. На своем опыте я заметила, как дети начинают вслушиваться в постепенно угасающий звук, как - будто камушек все отдаляется от нас в глубину и теряется на дне. Во время броска ученики лучше освобождают руки, постепенно у них появляется красивый протяжный штрих. Нужно, конечно, добиваться, чтобы правая и левая руки делали это одинаково красиво и правильно. После того, когда ребенок овладел простым прикосновением на non legato на инструменте, мы приступаем к игре простых песенок.
Как правило, многие педагоги используют для обучения «Школу игры на фортепиано». Многие пьески в этом сборнике со словами. Очень важно чтобы маленький ученик вдумывался в смысл этих слов. Тогда он будет знать, в каком характере исполнять песенку. Если же в пьеске нет слов, то можно предложить ребенку пофантазировать, т.е. самому сочинить слова, если пьеска удобно ложится во фразы, можно нарисовать картинку.
Многие дети очень увлекаются такой работой и охотно выполняют задания педагога. Когда ученик что - то придумывает и воображает на определенные мелодии, у него развивается самостоятельность, и они начинают больше думать о том, что исполняют. Когда педагог проигрывает детям пьеску, нужно стараться добиться от ученика множество сравнительных слов, характеризующих мелодию, определить вся ли пьеска звучит в одинаковом характере, т.е. разобрать ее по частям.
Часто на начальном этапе обучения для детей составляет большую трудность исполнение штрихов. Особенно если их много в одном произведении, дети не всегда могут сразу же сориентироваться и путают различные приемы звукоизвлечения. Эта работа довольно не простая, поскольку она требует определенного мастерства и качества исполнения.
Мы знаем, насколько в будущем сложны в этом плане классические сонаты Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, в которых умелое исполнение штрихов придает мелодии краски и подчеркивает нужный характер.
Большие трудности вызывают исполнение полифонических произведений И.С.Баха, где одновременно в одной руке, при слиянии голосов нужно играть различным штрихом. Как правило, мы уже с первых шагов обучения игре на фортепиано стараемся уделять внимание мастерству звукоизвлечения у ребенка.
И вновь нам приходится прибегать к образному сопоставлению. Очень неплохо с учениками пройти Этюд А.Шмидта, в котором присутствуют различные штрихи. К тому - же этюд написан с элементами полифонии, где правая и левая руки ведут между собой перекличку.
Конечно, каждый педагог во время работы над этим этюдом может придумать свои сравнения. Мы на уроке с учениками представляем здесь дождик. Дети часто наблюдают, как падают дождевые капли. Очень интересно сопоставить это все в этюде. Когда капельки ударяются о стекла домов или стучат по крыше, у нас получаются акценты, короткое мягкое staccato, можно сопоставить с падением капелек в лужи, а протяжный штрих tenuto в конце этюда, можно сравнить с тем, как дождевая вода впитывается в землю и наполняет ее влагой.
Конечно, все это нужно отработать отдельными руками, добиваясь музыкальной изобразительности звука. А потом представить веселый летний дождь, где капли дождя ведут между собой перекличку. Обычно ученики с интересом включаются в такую работу и пытаются все изобразить.
Что касается детей более старшего возраста, можно предложить такие формы работы для развития и поддержания интереса на уроках фортепиано, как, например, игра в ансамбле, музыкальная импровизация.
В чем же заключена польза ансамблевого музицирования? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся и вызывать интерес к урокам музыки?
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей исторических эпох. Ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Значение ансамблевой игры: расширяя горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических сведений и т.д. оно способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, развития интереса к занятиям музыкой.
Ансамблевое музицирование - внутриклассная форма работы, в основном она не доводится до эстрады. Учащийся имеет дело с материалом не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться. Потому-то и особый психологический настрой при занятиях в ансамбле. Музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким, живым, обострённым, цепким. Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений - эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления. Таким образом, игра в четыре руки - один из кратчайших, наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащихся, яркий стимул в развитии интереса учащихся к занятиям в классе фортепиано.