kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Форма рондо в музыке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыкальной литературе на тему «Форма рондо» Четвертый класс. Цели урока: 1. Методическая: привлечение интерактивных методов обучения как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся. 2. Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Музыкальная форма», объяснение нового материала. 3. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Задачи урока: 1. Продолжить работу по развитию навыков анализа формы музыкальных произведений. 2. Обогатить слуховой багаж учащихся новыми произведениями. 3. Развивать умение «активно» слушать музыку. Тип урока: знакомство с новым материалом. Методические материалы: раздаточный материал (таблицы с тестами), CD-диски, музыкальный центр, DVD. Предполагаемый результат: 1. Осознание учащимися понятий «Музыкальная форма», «Форма рондо». 2. Запоминание детьми новых музыкальных произведений. План урока: 1. Повторение 2. Наш урок посвящён теме «Форма рондо». В начале занятия давайте вспомним выразительные средства музыки, некоторые инструменты симфонического оркестра. Таблица№1. Соедини стрелочками названия выразительных средств музыки с нужными определениями: Лад Аккорды и их последовательность Диапазон Громкость звучания Гармония Расстояние между самым низким и самым высоким звуком инструмента Темп Скорость исполнения музыкального произведения Динамика Музыкальная ткань, которая составлена из выразительных средств музыки Метр Согласованность музыкальных звуков, разных по высоте Фактура Музыкальная мысль, выраженная одноголосно Регистр Окраска звука Мелодия Равномерное чередование сильных и слабых долей Тембр Объединение звуков в группы по высоте и окраске Таблица№2. Помоги поэту закончить строки в стихотворении: 1. «Имя всем моё известно, Знаменит я повсеместно, Я в оркестре - главный бас, Потому что (контрабас)». 2. «Не сдержав тогда улыбки, Зазвенели сёстры – (скрипки), Захихикали, Запиликали». 3 «Кто-то вышел – круглый, толстый, Словно медный самовар: «Может быть, пою я грубо, Но на то и есть я (туба)». 4 «Вышла дудочка точёная. Вся изящная и чёрная: «Я на весь известен свет, А зовут меня (кларнет)». 5. «Не люблю я шуток странных Глухо вымолвил (гобой) Я из рода деревянных, Я из группы духовой. Уважает меня Деревянная родня». 6. «Все затихли, замолчали. Вдруг (тарелки) застучали, Медные, тонкие, Звонкие-звонкие». 7. «Тут, сверкая чёрным лаком, В наступившей тишине, Белозубый и трёхлапый. Подошёл (рояль) ко мне». На прошлых уроках мы узнали, что у любого музыкального произведения есть своя форма и познакомились с некоторыми из них. Перечислите. (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации). Давайте вспомним, что такое вариации? (Вариации – это форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений). Какие типы вариаций вы знаете? (basso ostinato, soprano ostinato, классические-строгие, романтические-свободные). Как называются вариации с такой схемой – A A1A2A3 B B1B2B3 ? ( двойные ). 2. Объяснение нового материала Принцип повторности лежит в основе ещё одной музыкальной формы – рондо. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». В рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами. Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта 19 века Пьера Беранже. «Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, и фагот! Старик-король, укрывшись в башне-келье,- О нём нам страшно и шепнуть,- Решил на наше скромное веселье Сегодня издали взглянуть. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, и фагот! Народ поёт, смеётся, веселится… Король чурается людей. Вельмож, народа, бога он боится, Наследника-всего сильней. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, и фагот! Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется,- соответственно В и С (читается ещё раз стихотворение). Получилась схема формы рондо: А В А С А Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. А – это рефрен, В и С – эпизоды. Причём рефрен в форме рондо должен повториться не менее трёх раз. (Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами). В такой форме написана 3 часть «Сонаты Ре мажор» Й.Гайдна. Давайте послушаем её (звучит 3 часть сонаты). Форма рондо широко используется не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. Например, рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чём другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!» (звучит рондо Фарлафа). 3. Закрепление нового материала Ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1) Что означает слово «рондо»? 2) Назовите схему формы рондо. 3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо? 4) Какие произведения мы сегодня послушали? 5) Какое произведение вам больше всего запомнилось? 4. Проверка домашнего задания Показать схемы-картинки на форму период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации. 5. Домашнее задание 1) Нарисовать схемы-картинки формы рондо. 2) Записать по памяти название произведений, о которых велась речь на уроке, и их авторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Форма рондо в музыке. »

Открытый урок по сольфеджио. Тема: «Тритоны» Открытый урок по сольфеджио 4 класс.

Преподаватель Д.Ш.И.№1 г. Нальчика Торопова Валерия Вениаминовна.

Тема: «Тритоны»

Цель: Научить умению находить, анализировать и сравнивать полученные знания в применении на практике и анализе музыкальных произведений.

Задачи:

образовательная - формирование системы знаний и овладение теоретической грамотностью.

развивающая - умение применять знания на практике: в творческих формах, сочинениях.

воспитательная - приобщить любовь к предмету через художественные образы,

собственные сочинения, импровизацию.

ХОД УРОКА:

Теоретическая и практическая часть урока:

1. Организационный момент.

2. Озвучивание учащимся темы и цели урока.

3. Перед объяснением повторяем тему « Интервалы» и закрепляют на примерах.

Ребята отвечают на поставленные вопросы:

- что такое интервал ? (созвучие двух звуков)

- что такое простые интервалы? (интервалы расположенные в пределах одной октавы)

- 2 величины в интервале? (качество и количество)

- по звучанию интервалы бывают? (диссонирующие и консонирующие)

- как называется нижний и верхний звуки в интервале. (нижний- основание, верхний- вершина)

4. Интервалы, в своей основе, имеют мелодическое звучание. Голосом мы исполняем интервалы мелодически, т.е. поочередное исполнение каждого звука, а на фортепиано можно исполнить одновременно оба звука, и такое звучание называется гармоническим.

Поэтому диссонирующий интервал, при мелодическом исполнении, теряет свое резкое

звучание и становится мелодическим.

4. Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую тему, которая называется «Интервал тритон». Перед тем как записать определение нового определения, постараться подвести ребят самим к этому правилу и его значению, через ряд вопросов. Какая величина присутствует в названии интервала? (ответ - качественная). Значит в названии интервала только 3 тона, количество ступеней отсутствует. Это мы сейчас и будем выяснять. Сначала проанализируем применение тритонов в муз. произведениях и их гармоническое осознание на фортепиано. В качестве примера можно использовать произведение П.И. Чайковского

« Баба- яга» из сб. «Детский альбом» или « Песню Зайца и Волка» из м/ф «Ну, погоди» муз. Е. Гладкова. После анализа произведений переходим к построению интервалов у доски для выяснения его количественного состава.

5. К доске вызывается ученик, дается задание от звука «до» построить три тона, назвать звуки, а затем записать. По правилу энгармонизма, заменить звук с диезом на звук с бемолем. Получились два интервала – кварта и квинта. Теперь определяем и сравниваем полученные интервалы с тритонами, определяем их название.

6. После определения тритонов, находим их место положение в ряду интервалов. Перечисляем интервалы: прима, секунда, терция, кварта, тритон, квинта, секста, септима, октава. Делаем вывод: интервал тритон находится между интервалами квартой и квинтой ( показ таблицы простых интервалов).

Сравниваем тритоны увеличенную кварту и уменьшенную квинту по количеству и качеству.



Вспоминаем правила количество и качество интервалов.

• Уменьшенные уже чистого на полтона.

• Энгармонизм интервала- интервалы различные по количеству ступеней и одинаковые по тоновому составу или звучанию.

• Диссонирующие интервалы при разрешении переходят в консонирующие.

• Диатонические интервалы – интервалы, которые строятся на основных ступенях лада.

7. Работ по учебнику Ю. Фроловой: с. 22 у.3, с.23 у.1 – в первом задании определить тритоны, второе задание определить тритон и сделать энгармонизм к определенному тритону. Это задание для закрепления построения и определения тритонов.

8. Переходим к работе в ладу. Работу проводим в тональности До мажор. Задание: построить на всех ступенях лада интервал кварту и определить на какой ступени будет строится тритон ув.4. После построения ученики определили ув.4 на 4 ступени. Для того чтобы найти где строится тритон ум.5 вспоминаем правило обращения простых интервалов. Делаем обращение ув4 и получаем ум5 на 7 ст., значит на остальных ступенях будут строится ч5. Вопрос: какие ступени входят в тритоны? ( ответ : неустойчивые), а неустойчивые ступени требуют разрешения. Вспоминаем правило разрешения ступеней. Определяем какие ступени входят а тритоны – 4 и 7 ст. ОПО правилу разрешения 4 ст. переходи в 3,а 7 ст. в 1ст. Поэтому, в ув4 звуки при разрешении расходятся в м6,а в ум5 звуки сходятся в б3. (нат. мажор). Построить интервалы в тетради и разрешить, сольфеджировать с ручными знаками. Записать тритоны в таблицу.

9. Работа по учебнику. с.23 у.2 – задание: сольфеджируйте упражнение и найдите тритон.

10. Предложенные примеры тритонов спеть в различных ритмах.(на доске педагог заранее выписывает ритмические примеры )

11. Поем устно короткие диктанты на тритоны.

Заключение:

12. Подведение итогов. Выставление оценок.

13. Дом. задание.











Открытый урок по музыкальной литературе на тему «Форма рондо»

Четвертый класс.

Цели урока:

1. Методическая: привлечение интерактивных методов обучения как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.

2. Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Музыкальная форма», объяснение нового материала.

3. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

1. Продолжить работу по развитию навыков анализа формы музыкальных произведений.

2. Обогатить слуховой багаж учащихся новыми произведениями.

3. Развивать умение «активно» слушать музыку.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методические материалы: раздаточный материал (таблицы с тестами), CD-диски, музыкальный центр, DVD.

Предполагаемый результат:

1. Осознание учащимися понятий «Музыкальная форма», «Форма рондо».

2. Запоминание детьми новых музыкальных произведений.



План урока:

  1. Повторение

  2. Наш урок посвящён теме «Форма рондо». В начале занятия давайте вспомним выразительные средства музыки, некоторые инструменты симфонического оркестра.

Таблица№1. Соедини стрелочками названия выразительных средств музыки с нужными определениями:

Лад Аккорды и их последовательность

Диапазон Громкость звучания

Гармония Расстояние между самым низким и самым высоким звуком инструмента

Темп Скорость исполнения музыкального произведения

Динамика Музыкальная ткань, которая составлена из выразительных средств музыки

Метр Согласованность музыкальных звуков, разных по высоте

Фактура Музыкальная мысль, выраженная одноголосно

Регистр Окраска звука

Мелодия Равномерное чередование сильных и слабых долей

Тембр Объединение звуков в группы по высоте и окраске



Таблица№2. Помоги поэту закончить строки в стихотворении:



  1. «Имя всем моё известно,

Знаменит я повсеместно,

Я в оркестре - главный бас,

Потому что (контрабас)».



  1. «Не сдержав тогда улыбки,

Зазвенели сёстры – (скрипки),

Захихикали,

Запиликали».



  1. «Кто-то вышел – круглый, толстый,

Словно медный самовар:

«Может быть, пою я грубо,

Но на то и есть я (туба)».



  1. «Вышла дудочка точёная.

Вся изящная и чёрная:

«Я на весь известен свет,

А зовут меня (кларнет)».

5. «Не люблю я шуток странных

Глухо вымолвил (гобой)

Я из рода деревянных,

Я из группы духовой.

Уважает меня

Деревянная родня».





6. «Все затихли, замолчали.

Вдруг (тарелки) застучали,

Медные, тонкие,

Звонкие-звонкие».

7. «Тут, сверкая чёрным лаком,

В наступившей тишине,

Белозубый и трёхлапый.

Подошёл (рояль) ко мне».

На прошлых уроках мы узнали, что у любого музыкального произведения есть своя форма и познакомились с некоторыми из них. Перечислите. (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации).

Давайте вспомним, что такое вариации? (Вариации – это форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений). Какие типы вариаций вы знаете? (basso ostinato, soprano ostinato, классические-строгие, романтические-свободные). Как называются вариации с такой схемой – A A1A2A3 B B1B2B3 ? ( двойные ).



2. Объяснение нового материала

Принцип повторности лежит в основе ещё одной музыкальной формы – рондо. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». В рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами.

Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта 19 века Пьера Беранже.

«Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Старик-король, укрывшись в башне-келье,-

О нём нам страшно и шепнуть,-

Решил на наше скромное веселье

Сегодня издали взглянуть.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Народ поёт, смеётся, веселится…

Король чурается людей.

Вельмож, народа, бога он боится,

Наследника-всего сильней.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется,- соответственно В и С (читается ещё раз стихотворение). Получилась схема формы рондо:



А В А С А

Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. А – это рефрен, В и С – эпизоды. Причём рефрен в форме рондо должен повториться не менее трёх раз. (Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами).



В такой форме написана 3 часть «Сонаты Ре мажор» Й.Гайдна. Давайте послушаем её (звучит 3 часть сонаты).

Форма рондо широко используется не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. Например, рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чём другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!» (звучит рондо Фарлафа).

3. Закрепление нового материала

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Что означает слово «рондо»?

2) Назовите схему формы рондо.

3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

4) Какие произведения мы сегодня послушали?

5) Какое произведение вам больше всего запомнилось?





4. Проверка домашнего задания



Показать схемы-картинки на форму период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации.



5. Домашнее задание



1) Нарисовать схемы-картинки формы рондо.



2) Записать по памяти название произведений, о которых велась речь на уроке, и их авторов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Форма рондо в музыке.

Автор: Торопова Валерия Вениаминовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока на тему: «Основные музыкальные формы народной музыки.  Работа над созданием единой формы в произведении». "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osnovnyie-muzykal-nyie-formy-narodnoi-muzyki-rabota-nad-sozdaniiem-iedinoi-formy-v-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "122543"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414265624"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока "ФОРМА РОНДО В МУЗЫКЕ". 2 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka_uroka_forma_rondo_v_muzyke_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "504979"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553713226"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Принцип построения формы «рондо"
    ["seo_title"] => string(33) "printsip_postroieniia_formy_rondo"
    ["file_id"] => string(6) "442167"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512404823"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по музыке во 2 классе "Вариационная форма""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_po_muzyke_vo_2_klasse_variatsionnaia_forma"
    ["file_id"] => string(6) "589209"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1634838961"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-v-5-klassie-pisatieli-i-poety-o-muzykie-i-muzykantakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "247366"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446550957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства