kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке во 2 классе "Вариационная форма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о форме вариаций в разных видах музыкальной деятельности.
  2. Расширить представления учащихся об особенностях формы рондо во взаимосвязи с литературой, живописью.

Задачи:

  • выявить характерные особенности построения народной музыки;
  • развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности.

Музыкальный материал к уроку:

  «Камаринская» П.И.Чайковского;

  «Вариации на тему французской песни» В.А.Моцарт;

  «Рондо-марш» Д.Б.Кабалевский;

  «Французская народная пастушья песня».

Наглядный материал к уроку:

  • таблицы музыкальных терминов (вариации, рефрен, эпизод, рондо);
  • портреты композиторов (Чайковский, Моцарт, Кабалевский);
  • музыкальные инструменты: бубны, ксилофон, деревянные ложки.

Ход урока

Дети входят в класс под музыку поют приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, читая сказку, узнать о форме музыки?

Учитель: Определите по интонации, какую песню мы сейчас исполнять? (Пастушья песня (французская народная).)

Учитель: Какая окраска музыки создаёт светлое, утреннее настроение? (Мажор.)

/Исполняем пастушью песню одноголосно, ориентируясь на нотную запись./

Учитель: Как можно изменить звучание этой песни, исполнить её в другом варианте? (Двухголосное исполнение, канон.)

Учитель: Таким образом, мы варьировали пастушью песню, внесли в её звучание свои мысли, своё настроение.

Учитель: Теперь же мы мысленно перенесёмся в другую эпоху посредством уже знакомой вам мелодии.

/Дети слушают вариации на тему французской пастушьей песни Моцарта./

Учитель: Что помогло вам понять это произведение? (Знакомая мелодия французской народной песни.)

Учитель: Были ли повторы, и что изменялось в музыке? (Мелодия повторялась несколько раз, менялись темп, настроение.)

Учитель: По стилю музыке догадайтесь, кто написал эту музыку? (Моцарт.)

Учитель: Из скромной французской мелодии Моцарт создал настоящий фортепианный шедевр, раскрасив эту мелодию в яркие краски. Какую музыкальную форму он использовал для создания этого произведения? (Вариации.)

Учитель: Сочинение вариаций было любимым занятием Моцарта, он с детства умел легко импровизировать на любую заданную тему. А с какими вариациями на тему русской народной мелодии мы познакомились на прошлом уроке, и кто их автор? («Камаринская», Чайковский.)

Учитель: Какие ещё произведения Чайковского вам ещё известны? (Цикл «Времена года», балет «Щелкунчик».)

Учитель: Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)

Учитель: А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.

План исполнения вариаций таков:

  • главная тема - фортепиано;
  • первая вариация – ксилофон;
  • вторая вариация – деревянные ложки;
  • третья вариация – бубен, ложки, ксилофон и фортепиано.

На музыкальных инструментах дети с учителем исполняют «Камаринскую» Чайковского

Учитель: Какие изменения произошли с главной темой «Камаринской»? (Звучание стало более насыщенным, инструменты внесли в него живость, темп увеличился.)

Учитель: Это яркий пример того, как композитор с большой любовью и вниманием относится к народной музыке, наполняя её новыми красками, вдыхая в неё новую жизнь. Сказки Пушкина тоже напоминают русскую народную песню своей красотой, простотой, мелодичностью, ведь строятся они, как музыка, и звучат, как песни. А сейчас, по окончании нашего дальнейшего исследования мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: можно ли, читая сказку Пушкина, узнать о построении музыки.

/Учитель демонстрирует иллюстрацию к одной из сказок Пушкина, которую дети должны узнать./ (Это «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Учитель: Вспомните, ребята, с чего начинается и чем заканчивается эта сказка? Давайте выстроим последовательность событий, о которых повествуется в этой сказке, опираясь на иллюстрации и комментарии к ним.

/Учитель фиксирует на круглом стенде последовательность из картин./

Учитель: Есть ли повторяющиеся сцены? (Дед идёт к золотой рыбке.)

Учитель: А что меняется постоянно? (Прихоти старухи и состояние моря.)

Учитель: Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо. Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).

Учитель: Теперь мы прослушаем «Рондо-марш» Кабалевского, который, как и «Сказка о рыбаке и рыбке», построен в форме круга.

Учитель: Какое настроение выражает музыка? (Бодрое, энергичное.)

Учитель: Сколько частей вы услышали в этом марше?

Учитель: Как называется часть, которая повторялась без изменения? (Рефрен.)

Учитель: Что общего вы увидели в сказке Пушкина и в музыке Кабалевского? (Сказки Пушкина наполнены народной мудростью и учат добру.)

Учитель: Сейчас мы исполним песню, посвящая её тем, кто творит добро.

/Исполняется песня Игоря Лученка «Доброта»./

Учитель: Что является рефреном в этой песне? (Припев.)

Учитель: Что вы узнали о построении музыки, вспоминая сказку Пушкина? Какие формы музыки вам ещё известны? (Трёхчастная, вариации, рондо.)

Итоги урока, выставление оценок, до свидания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке во 2 классе "Вариационная форма"»

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о форме вариаций в разных видах музыкальной деятельности.

  2. Расширить представления учащихся об особенностях формы рондо во взаимосвязи с литературой, живописью.

Задачи:

  • выявить характерные особенности построения народной музыки;

  • развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности.

Музыкальный материал к уроку:

 «Камаринская» П.И.Чайковского;

 «Вариации на тему французской песни» В.А.Моцарт;

 «Рондо-марш» Д.Б.Кабалевский;

 «Французская народная пастушья песня».

Наглядный материал к уроку:

  • таблицы музыкальных терминов (вариации, рефрен, эпизод, рондо);

  • портреты композиторов (Чайковский, Моцарт, Кабалевский);

  • музыкальные инструменты: бубны, ксилофон, деревянные ложки.

Ход урока

Дети входят в класс под музыку поют приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, читая сказку, узнать о форме музыки?

Учитель: Определите по интонации, какую песню мы сейчас исполнять? (Пастушья песня (французская народная).)

Учитель: Какая окраска музыки создаёт светлое, утреннее настроение? (Мажор.)

/Исполняем пастушью песню одноголосно, ориентируясь на нотную запись./

Учитель: Как можно изменить звучание этой песни, исполнить её в другом варианте? (Двухголосное исполнение, канон.)

Учитель: Таким образом, мы варьировали пастушью песню, внесли в её звучание свои мысли, своё настроение.

Учитель: Теперь же мы мысленно перенесёмся в другую эпоху посредством уже знакомой вам мелодии.

/Дети слушают вариации на тему французской пастушьей песни Моцарта./

Учитель: Что помогло вам понять это произведение? (Знакомая мелодия французской народной песни.)

Учитель: Были ли повторы, и что изменялось в музыке? (Мелодия повторялась несколько раз, менялись темп, настроение.)

Учитель: По стилю музыке догадайтесь, кто написал эту музыку? (Моцарт.)

Учитель: Из скромной французской мелодии Моцарт создал настоящий фортепианный шедевр, раскрасив эту мелодию в яркие краски. Какую музыкальную форму он использовал для создания этого произведения? (Вариации.)

Учитель: Сочинение вариаций было любимым занятием Моцарта, он с детства умел легко импровизировать на любую заданную тему. А с какими вариациями на тему русской народной мелодии мы познакомились на прошлом уроке, и кто их автор? («Камаринская», Чайковский.)

Учитель: Какие ещё произведения Чайковского вам ещё известны? (Цикл «Времена года», балет «Щелкунчик».)

Учитель: Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)

Учитель: А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.

План исполнения вариаций таков:

  • главная тема - фортепиано;

  • первая вариация – ксилофон;

  • вторая вариация – деревянные ложки;

  • третья вариация – бубен, ложки, ксилофон и фортепиано.

На музыкальных инструментах дети с учителем исполняют «Камаринскую» Чайковского

Учитель: Какие изменения произошли с главной темой «Камаринской»? (Звучание стало более насыщенным, инструменты внесли в него живость, темп увеличился.)

Учитель: Это яркий пример того, как композитор с большой любовью и вниманием относится к народной музыке, наполняя её новыми красками, вдыхая в неё новую жизнь. Сказки Пушкина тоже напоминают русскую народную песню своей красотой, простотой, мелодичностью, ведь строятся они, как музыка, и звучат, как песни. А сейчас, по окончании нашего дальнейшего исследования мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: можно ли, читая сказку Пушкина, узнать о построении музыки.

/Учитель демонстрирует иллюстрацию к одной из сказок Пушкина, которую дети должны узнать./ (Это «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Учитель: Вспомните, ребята, с чего начинается и чем заканчивается эта сказка? Давайте выстроим последовательность событий, о которых повествуется в этой сказке, опираясь на иллюстрации и комментарии к ним.

/Учитель фиксирует на круглом стенде последовательность из картин./

Учитель: Есть ли повторяющиеся сцены? (Дед идёт к золотой рыбке.)

Учитель: А что меняется постоянно? (Прихоти старухи и состояние моря.)

Учитель: Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо. Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).

Учитель: Теперь мы прослушаем «Рондо-марш» Кабалевского, который, как и «Сказка о рыбаке и рыбке», построен в форме круга.

Учитель: Какое настроение выражает музыка? (Бодрое, энергичное.)

Учитель: Сколько частей вы услышали в этом марше?

Учитель: Как называется часть, которая повторялась без изменения? (Рефрен.)

Учитель: Что общего вы увидели в сказке Пушкина и в музыке Кабалевского? (Сказки Пушкина наполнены народной мудростью и учат добру.)

Учитель: Сейчас мы исполним песню, посвящая её тем, кто творит добро.

/Исполняется песня Игоря Лученка «Доброта»./

Учитель: Что является рефреном в этой песне? (Припев.)

Учитель: Что вы узнали о построении музыки, вспоминая сказку Пушкина? Какие формы музыки вам ещё известны? (Трёхчастная, вариации, рондо.)

Итоги урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по музыке во 2 классе "Вариационная форма"

Автор: Загида Зиннатовна Сахауова

Дата: 21.10.2021

Номер свидетельства: 589209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства