Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п. Ува"
План-конспект открытого урока с учащимися 5 класса музыкального отделения по классу баяна и аккордеона
Медведевым Святославом, Кудрявцевым Григорием, Симановым Григорием.
Тема: «Основные музыкальные формы народной музыки.
Работа над созданием единой формы в произведении».
Подготовила преподаватель
по классу баяна и аккордеона
Сентемова Лариса Михайловна
Цель урока: 1. Обобщить знания учащихся об основных музыкальных формах в произведениях народной музыки.
2. Выделить главные моменты, влияющие на создание единой формы в конкретных музыкальных произведениях.
Задачи урока:
Образовательные
1.Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках специальности и музыкальной литературы по теме « Музыкальная форма».
2.Обобщить материал как систему знаний.
3.Выделить основные моменты, влияющие на создание единой формы в конкретных произведениях.
Развивающие
1.Развивать умение анализировать, выявлять связи, формулировать выводы, правильно применять теорию для решения текущих задач.
2.Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.
3.Развивать образное мышление.
Воспитательные
1.Воспитывать эстетический вкус.
2.Воспитывать любовь к народной музыке.
3.Воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: мелкогрупповая.
Методы обучения:
1.Перспективный метод: словесная передача и слуховое восприятие.
2.Репродуктивный метод: запоминание учащимися, формирование знаний, умений, навыков.
3.Практический метод: совершенствование навыка игры на инструменте.
Психологические условия на уроке:
1.Личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития.
2.Учет индивидуальных способностей.
3.Дифференцированный подход.
Средства обучения:
- музыкальные инструменты (3 баяна, аккордеон);
- стулья;
- пульты;
- нотный материал;
- схемы строения музыкальных форм.
Структура урока:
1. Организационный момент (словесный) - 2 мин
2. Проверка домашнего задания, постановка цели (словесный, практический) - 10 мин
3. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.
1.теоретическая часть (словесный, наглядный, метод показа) - 8 мин
2.практическая часть (практический, направляющих указаний, попутных поправок) - 17 мин
4. Подведение итога работы (словесный) - 5 мин
5. Определение и разъяснение домашнего задания (словесный) - 3 мин
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие, представление учеников, сообщение темы урока
II.Проверка домашнего задания, постановка цели.
Учащиеся представляют свои произведения, и друг за другом проигрывают с начала до конца без остановок в среднем темпе. Проверив состояние разучиваемых произведений, переходим к основной теме урока.
III. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, работа над музыкальным материалом.
1. Теоретическая часть
1. Вспомним основные жанровые направления, встречающиеся в репертуаре баянистов, аккордеонистов:
- камерно-академическое направление
- эстрадное направление
- народная музыка
2. Разберем понятие музыкальной формы
Музыкальная форма – это строение, структура музыкального произведения.
3. Повторим основные виды музыкальных форм: период-куплет, 2-хчастная, 3-хчастная, вариации, рондо, сонатная форма и т.д. (приложение 1).
2. Практическая часть
Разбор музыкальных произведений и работа с учащимися
а) русская народная песня «Тонкая рябина» обр. Мотова (приложение 2) - Медведев Святослав
- Определение музыкальной формы – форма вариаций;
- Разбор строения мелодии (темы), выявление в ней кульминации;
- Разбор приемов варьирования в произведении:
- 1 вариация – гармоническое варьирование (использование аккордов от различных ступеней, а не только основных гармонических функций - T, S, D);
- 2 вариация – ритмическое варьирование с использованием проходящих звуков и хроматизмов;
- 3 вариация – кульминация произведения, где сочетаются несколько различных приемов варьирования;
- Единство музыкальной формы помогает создать знание слов песни и использование динамических и агогических оттенков;
б) Коростелев «Уральская поулочная» (приложение 3) - Кудрявцев Григорий
- Определение музыкальной формы – сложная 2-хчастная форма, построена на контрасте тем (приложение 2):
- I часть – картинка-гуляние;
- II часть – танцевальный наигрыш с характерными притопами – акцентами.
- Контраст между частями явно выражен и здесь важнейшее значение имеет цезура. Правильно выбранная цезура усиливает ощущение единства и контраста формы.
в) русская народная песня «Посею лебеду на берегу» обр. Иванова (приложение 4) – Симанов Григорий
- Определение музыкальной формы – сложная 3-хчастная форма;
- Средняя часть построена на необычных для народной музыки аккордах, близких к эстрадно-джазовым гармониям;
- Для создания единой формы важно вернуться в третьей части в первоначальный темп.
IV. Итог урока
1.Форма каждого произведения всегда индивидуальна, неповторима, присуща только ему. Но в то же время число законов и правил образования формы относительно ограничено, и благодаря этому множество сочинений имеют общие признаки строения.
2.В народной музыке основной остается форма вариаций в полном виде или используемая в какой-то одной части сложного построения.
3.Среди выразительных средств музыки основные значения для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм. Аккорды на дополнительных ступенях тональности, а так же хроматические изменения всегда создают дополнительное напряжение и ведут к кульминации. Способствуют этому и агогические оттенки.
4.Музыка, подобно слову, развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причине целое возникает в нашем сознании из частностей следующих одна за другой и связываемых воедино.
V. Домашнее задание
Работать над созданием единой музыкальной формы произведения, используя каждому учащемуся свои элементы для достижения цели.
PS: Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы, чтобы полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.